Сегодня: 22.01.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Логопеду » Уроки, конспекты


"Изучаем падежи", 3 класс

СКАЧАТЬ (5.60 Mb) 07.12.2018, 23:47
Курдюмова Галина Викторовна
учитель-логопед, КГКОУ Школа 4, Хабаровский край, г. Амурск

Логопедическое занятие "Изучаем падежи"

Курдюмова Галина Викторовна, учитель-логопед,

краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные образовательные программы «Школа №4»

Класс: 3 класс

Речевое заключение: недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи

 

Цель:

  • (Базовый уровень) ученик научится определять падеж имён существительных, правильно ставить к ним вопросы.
  • (Повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам ведения алгоритма определения падежей имён существительных в форме единственного числа, изменять имена существительные 1-ого, 2-ого и 3-его склонения по падежам.

 

Метапредметная цель: формирование полноценных представлений о склонении, как изменении формы слова.

 

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация; классная доска, индивидуальные таблицы «Падеж имён существительных», индивидуальные таблицы 1-ого, 2-ого, 3-его склонения, индивидуальные карточки с предложениями, индивидуальные карточки тестами, массажёры Су-Джок («шарик + 1 эластичное кольцо»), карандаши, ручки, мяч, индивидуальные карточки с самооценочными лесенками.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Психогимнастика.

(Коммуникативные, личностные УУД)

Логопед:

- Добрый день! (Слайд 2)

- Изобразите грусть, злость, веселье, печаль, раздраженность, радость. Ребята, подумайте и скажите, какое состояние я называла разными словами, а вы его изображали одинаково? Повернитесь друг к другу и скажите:

- Веселы, бодры, здоровы и к занятию готовы!

II. Знакомство с темой.

2. Актуализация знаний.  Дидактическая игра «Что лишнее?»

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Назовите лишнее слово (Почему?) –

Мост, книга, облако, бежит

Ученик:

- Лишнее слово – бежит. Слова «мост, книга, облако» – это имена существительные, а слово «бежит» – это глагол.

Логопед:

- Что вы знаете об имени существительном?

Ученик:

 - Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы Кто? или Что? Имена существительные изменяются по числам, родам.

Логопед:

- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. Прочитайте предложения (Слайд 3):

Друг первым придет на помощь. Друга нет дома. Другу доверяешь самое дорогое. Я не предам своего друга. Я горжусь своим другом. Я расскажу историю о своем друге.

Логопед:

- Что общего в этих предложениях?

Ученик:

- В каждом предложении встречается слово друг.

Логопед:

- Выпишите это слово так, как оно звучит в каждом предложении, но с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания. Проверьте себя (Слайд 4).

Кто? друг
Кого? друга
Кому? другу
Кого? друга
Кем? другом
О ком? о друге

Логопед:

-  Что менялось в существительном друг? Почему изменялась форма слова и его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Ребята, у нас возникла проблема. Давайте её решать!

3. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

Логопед:

- Тема нашего занятия «Падеж имён существительных». Сегодня вы познакомитесь с понятием склонение и падежная форма имен существительных, научитесь определять падеж имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, изменять имена существительные по падежам, выясните, для чего имена существительные в тексте изменяют свою падежную форму.

4. Знакомство с названиями падежей русского языка. Изучение нового материала.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

Логопед:

- В русском  языке 6 падежей (Слайд 5): именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из латинского языка и переводится «падение». Ещё  древние учёные заметили, что слова, употреблённые в речи «падают» той или иной формой.

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках, например, в английском языке, падежи? Сколько падежей в нашем языке? Если в нашем языке их шесть, то в английском – 2, немецком – 4, а у японцев – 12. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А как вы думаете, для чего нам падежи? Затрудняетесь? А давайте прочитаем в карточках, знакомые уже нам предложения, но при этом существительное «друг» будет звучать одинаково.

Друг первым придет на помощь. Друг нет дома. Друг доверяешь самое дорогое. Я не предам своего друг. Я горжусь своим друг. Я расскажу историю о своем друг.

Логопед:

- Что происходит? Вам нравится, как звучат предложения? Сделайте вывод.

Ученик:

- Предложения звучат некрасиво.

Логопед:

- Правильно ребята, падежи нам нужны для того, чтобы речь наша была грамотной и красивой.

5. Динамическая пауза Су-Джок.

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

1. Массаж Су- Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

 

 

Шарик я в руке катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, / разгибать пальцы по одному/

 

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

6. «Падежи имён существительных». (Слайд 6)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

Логопед:

- Назовите название падежей в крайнем левом столбике, а затем прочтите вопросы в 3-ем столбике слева, которые мы ставим к существительным в каждом падеже.

- Давайте рассмотрим таблицу падежей в единственном числе.


Какое новое слово вам встретилось?

Ученик:

- Склонение.

Логопед:

- Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам. Кратко оно записывается так – «скл.». Сколько вы их видите? Рассмотрим каждое склонение в отдельности. Ребята, что указано под склонением? (Слайд 7)

Ученик:

- Под склонением указан род имен существительных.

Логопед:

- У вас возникли вопросы?

Ученик:

- Почему и к 1-ому и к 3-ему склонению относятся существительные женского рода, и к 1-ому и 2-ому склонению – существительные мужского рода?

Логопед:

- Да, ребята, правильно. А вот в этом нам разобраться помогут склонения. Посмотрите, чем будут отличаться существительные женского рода в 1-ом и в 3-ем склонении и существительные мужского рода в  1-ом и во 2-ом склонении?

Ученик:

- Они будут отличаться окончаниями.

Логопед:

- Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Важным показателем каждого склонения является род и окончания существительных – это закон грамматики. Давайте в этом убедимся.

- Ребята, какой столбик из таблицы я пропустила?

Ученик:

- Слова-помощники.

Логопед:

- Верно, что же это за слова? Давайте ненадолго вернёмся к словам, которые вы выписали из предложений. Определите падеж каждого существительного. Кратко падеж записывается так – (например) И.п. и т.д. (Слайд 8) У вас возникли трудности, в чём?

Ученик:

- Два раза встретилась одинаковая запись «Кого? друга». Как определить падеж?

Логопед:

- А вот тут к нам на помощь проходят слова-помощники.

Есть
Нет
Даю (рад)
Вижу
Горжусь (любуюсь)
Думаю 

– Кто?
– Кого?
– Кому?
– Кого?
– Кем?
– О ком?

друг
друга
другу
друга
другом
о друге

– И.п.
– Р.п.
– Д.п.
– Р.п.
– Т.п.
– П.п.

Логопед:

- Проверьте себя! (Слайд 9)

7. Физминутка.

(Регулятивные, коммуникативные УУД)

Логопед предлагает ученику провести в группе физминутку.

(Выполнение действий по тексту)            

  ***
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.

И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

                ***

8. Дидактическая игра «Измени слово».

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- 1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» или «-я» (мама, папа, стена, история, тетя, дядя…).

- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 10)

Ученик:

- Земля, девочка, дедушка.

Логопед:

- Вам необходимо заполнить ваши таблицы, но прежде поиграем с мячом. Я буду задавать вопрос, а вы в соответствии с ним изменять слово «Земля» (девочка, дедушка). Почему для слова «Земля» подобраны вопросы: что? чего?... , а не – кто?...

Ученик:

- Потому что слово «Земля» обозначает неодушевленный предмет.

Логопед:

- Правильно. А теперь запишите слова, которые вы изменили, выделите в них окончания.

Работа в индивидуальных таблицах.
 

Логопед:

- Проверьте себя! (Слайд 11)

Логопед:

- Хорошо справились с этим заданием. Перейдем ко второму склонению.

- 2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (лак, гель, клоп, конь, поле, окно…).

Логопед:

- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 12)

Ученик:

- Конь, стул, окно, солнце.

Игра с мячом. Работа в индивидуальных таблицах.


 

Логопед:

- Проверьте себя! (Слайд 13)

Логопед:

- Хорошо справились с этим заданием. Перейдем к третьему склонению.

- 3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань…):

- В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

- «!» После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: мышь, ночь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: нож, шалаш.

- Посмотрите на экран, кого или что вы здесь видите? (Слайд 14)

Ученик:

- Мышь, ночь, соль.

Игра с мячом. Работа в индивидуальных таблицах.

 


 

Логопед:

- Проверьте себя! (Слайд 15)

9. Гимнастика для глаз . (Слайд 16)

(Регулятивные)

10. Дидактическая игра «Рассели жильцов». (Слайд 17, 18, 19, 20)

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Ребята, это домики наших существительных. И вам сейчас предстоит их расселить этих жильцов. Посмотрите на домики, как вы поступите? Кто будет расселять жильцов 1-ого склонения (2-ого, 3-его)? Вам нужно запомнить те предметы, которые относятся только к вашему склонению, а затем после того, как вы озвучите своих жильцов, мы проверим ваши ответы.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Свеча
Лампа
Юбка
Ручка

Карандаш
Мяч
Пальто
Платье
Облако

Тетрадь
Моль
Рысь
дверь

11. Работа в предложении.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Прочитайте предложения. Найдите и выделите грамматическую основу в каждом предложении. Как вы это сделаете?

Предложения (Слайд 21):

Разыгралась вьюга.   Папа читает газету.   В углу стоит стул. Показалось воздушное облако.

Ученик:
- Найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Логопед:
- Определите падеж подлежащего. Что вы заметили?

Ученик:
- Все подлежащие в предложении в именительном падеже.

Логопед:
- «Запомните, ребята, существительное в именительном падеже – это подлежащее! А чем является подлежащее в предложении?

Ученик:
- Одним из главных членов в предложении.

Логопед:
- «Именительный падеж тоже является самым главным, ещё его называют – прямой, остальные пять (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный) называют – косвенные. С каждым из них вы подробнее познакомитесь на следующих занятиях.

Логопед:
- Определите склонение существительных в именительном падеже. Выделите в них окончания. Проверьте себя по таблице, а затем сравните выполненную работу с образцом. (Слайд 22)

Образец:

 

12. Тест. Контроль знаний.

(Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД)

Логопед:

- Сейчас вам предстоит проверить себя, как вы усвоили новую тему, т.е. выполнить тест (индивидуальные карточки). Вы уже хорошо знакомы с этим видом работы.  

1. В русском языке всего падежей. (Обведи правильный ответ кружком.)

а) 5;           б) 4;          в) 6;          г) 2.

2. Отметь галочкой столбик с правильным перечислением падежей русского языка.

Именительный
Родительный
Дательный
Именительный
Творительный
Предложный

Именительный
Родительный
Дательный
Именительный
Родительный
Предложный

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Именительный Предложный Дательный
Именительный
Творительный
Предложный

3. Склонение – это. (Обведи правильный ответ кружком.)
а) слова мужского и женского рода.
б) изменение имен существительных по падежам.
в) слова мужского и среднего рода.

4. Прямой падеж – это (Обведи правильный ответ кружком.)
а) Винительный; 
б) Именительный; 
в) Предложный;
г) Творительный;
д) Дательный;
е) Родительный.

Логопед:

- Проверьте себя! (Слайд 23)

III. Итог занятия.

(Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД)

Логопед:

- Ребята, понравилось вам занятие? Наташа, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Надя…?) Серёжа, чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились?

Ученик:

- Сегодня вы познакомились с понятием склонение и падежная форма имен существительных, учились определять падеж имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, изменять имена существительные по падежам.

Логопед:

- Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На следующих занятиях мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Самооценочные лесенки: «Поставь знак «!» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей». (Слайд 24)

Я работал на уроке:

На уроке мне было:

 

Логопед:

- Молодцы! (Слайд 26) Спасибо вам за урок. Всего доброго!

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Elena
Просмотров: 309 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.01.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал