К первым урокам геометрии в 7-ом классе.
Учитель математики ГБОУ СОШ№1035 Мяздрикова Галина Михайловна.
В начале изучения предмета геометрия (7-ой класс) учащиеся знакомятся с понятиями фигур плоскости. Встреча с новым предметом, спецификой обозначений, определениями часто очевидных для детей понятий, непонимание необходимости доказательств – всё это делает сложными первые шаги изучения геометрии для значительной части учащихся. Чтобы показать «непридуманность» предмета, а «вытекание» его из жизненных представлений, связь с конкретно существующими вещами и понятиями, можно использовать следующий приём при введении понятий: точка, прямая, луч, угол, отрезок.
1. Учащиеся заводят тонкий альбом или папку с нелинованными листами, на которых при введении нового понятия, это понятие записывается, далее изображается фигура, даётся определение и предлагается детям либо нарисовать иллюстрацию к данному понятию, либо приклеить картинку, соответствующую ему (См.таблицу)
Точка. Учитель объясняет, что давным-давно люди, глядя на звёздное небо, видели далёкие звёзды, которые казались маленькими светящимися точками.
Прямая. Представили себе дорогу, по которой отправляемся в дальнее путешествие. Долго продолжается наш путь, устали, хочется пить, есть, не кончается, путь кажется бесконечным. Если говорим о прямой, мы представили себе дорогу, то далее можно и точку, лежащую на прямой (принадлежащую прямой) проассоциировать с дорогой, на которой находится человек или животное, а , если точка не принадлежит прямой, то человек или животное находятся где-то рядом, до дороги еще не дошёл или находится где-то далеко от изображённой дороги. И так к каждому рисунку ставим в соответствие небольшой рассказ, в котором прослеживается связь данного понятия и жизненной ситуации.
2. В комплекте с альбомом работают карточки, постепенно наполняющие конверт с названием «Определения». На карточках пишем определение каждого понятия под тем номером, который имеет это понятие в альбоме.
№1 Точка – неопределяемое понятие.
№2 Прямая – неопределяемое понятие.
и тд.
3. Очень важно, чтобы на этом этапе учащиеся понимали, что учить определения надо обязательно. Проверить степень выученности можно по-разному.
Один из способов: Т.к. у каждого учащегося имеются карточки, то сидящие за одной партой ученики спрашивают друг у друга эти определения, проверяя точность воспроизведения по своей карточке.
При проведении подобной работы достигается эффект лучшего запоминания изучаемого материала.
Библиография: Геометрия, 7 – 9: учебник для общеобразоват.учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов идр. М.: Просвещение; ОАО «Московский учебник», 2006.
|