Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Конспект занятия «Нотные знаки. Длительности нот и пауз. Знаки увеличения нотных длительностей» для детей среднего школьного возраста

СКАЧАТЬ (53.4 Kb) 06.12.2015, 17:24
Жданова Лариса Анатольевна
Педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Развитие»
Тема: Нотные знаки. Длительности нот и пауз. Знаки увеличения нотных длительностей.
Цель: Усвоить элементы нотного знака, длительности нот и пауз, знаки увеличения нотных длительностей.
Задачи:
- сообщить новые теоретические знания, поддерживать интерес к изучению нотной грамоты;
- развивать память, логическое мышление;
- воспитывать чувство товарищества, дружелюбие.
Тип: занятие формирования новых знаний.
Форма:занятие-лекция с элементами игры.
Участники: дети среднего школьного возраста.
Примечание:занятие желательно проводить в группе из 8 и более человек, так как в задании они делятся на две четвёрки; если детей меньше –в практической части переработать задание №3.
Оборудование и материалы:
- плакат с изображением таблицы длительностей нот и пауз;
- доска для записей;
- нотные сборники, содержащие произведения со знаками увеличения нотных длительностей (для наглядной демонстрации);
- квадратные листы бумаги (примерно 5х5 см) по количеству учащихся, умноженному на 16 (символизирующие шестнадцатые ноты);
- записки с названием длительностей нот словом (по количеству учащихся);  - демонстрационные карточки с изображением на нотном стане четырёх нот различной длительности(если в командах меньше четырёх человек, то количество нот должно соответствовать количеству детей). Количество карточек-заданий на усмотрение педагога, но четное – для двух команд;
- карточки с изображением двух залигованных нот различных длительностей (по количеству учащихся, умноженному на 2);
- личные тетради учащихся (для записи теории);
-смайлики, отражающие три вида настроения (для рефлексии).
 
Ход занятия
I. Вступительная часть
Организационный момент.
         - Ребята, тема нашего занятия: «Нотные знаки. Длительности нот и пауз. Знаки увеличения нотных длительностей». Цель занятия – усвоить элементы нотного знака, длительности нот и пауз, знаки увеличения нотных длительностей.
 
II. Основная часть  
1.  Теория.
Примечание: При объяснении педагог пользуется доской для записей, настенной таблицей длительностей нот и пауз; в завершении объяснения каждой части темы, дети записывают её в тетрадь.
 
Нотные знаки
- Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами. Нотные знаки состоят из следующих частей:

1. Головка
2. Штиль (палочка, соединяющаяся с нотной головкой слева вниз или справа вверх);
3. Флажок (хвостик), соединяющийся со штилем только справа от него.
 
Длительности нот
 
- Когда мы слушаем музыку, то можем заметить, что звуки длятся неодинаково и для того, чтобы музыкант знал, сколько он должен выдержать при исполнении ту или иную ноту – ноты обозначаются различными знаками, каждый из которых имеет свою продолжительность звучания.
Заштрихованная или прозрачная головка ноты, а также наличие штиля и флажка, указывают на длительность ноты. 
        
Самая долгая по продолжительности звучания – целая нота. Она обозначается в виде незакрашенного кружка (головки) и длится счёт:  «1и, 2и, 3и, 4и».
         Если целую ноту поделить пополам – получится половинная нота, которая обозначается в виде незакрашенной головки со штилем и длится счёт: «1и, 2и».
         Если половинную ноту поделить пополам – получится четвертная нота, которая обозначается в виде закрашенной головки со штилем и длится счёт: «1и».
         Если четвертную ноту поделить пополам – получится восьмая нота, которая обозначается в виде закрашенной головки со штилем и флажком и длится счёт: «1» или «и».
         При делении пополам восьмой ноты образуется шестнадцатая нота,которая обозначается в виде закрашенной головки со штилем и двумя флажками. На счёт «раз» исполняются две шестнадцатые ноты.
         Далее продолжается деление нот пополам и в изображении они различаются лишь прибавлением одного флажка к каждой последующей ноте.
         Таким образом, в целой ноте содержатся две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, шестнадцать шестнадцатых нот и т. д.
         Также восьмые ноты  (или более мелкие по длительности) изображают соединёнными между собой продольной линией (ребром). Соответственно, шестнадцатые ноты соединяются двумя линиями, тридцать вторые – тремя и т. д.
 
Дети рисуют в тетрадях в столбик 5 нот разной длительности (от целой до шестнадцатой) и рядом с каждой подписывают её название и счёт длительности.
 
Длительности пауз
- При прослушивании музыки мы также можем заметить перерывы в её звучании (остановки) – паузы. Они, как и ноты, имеют различные длительности и свои графические обозначения.
 
Целая пауза равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца:

Половинная пауза равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и целая пауза, но записывается над третьей линейкой нотоносца (нотного стана):

Четвертная пауза равна по длительности четвертной ноте и обозначается:

Восьмая пауза равна по длительности восьмой ноте и обозначается следующим знаком:

Шестнадцатая пауза равна по длительности шестнадцатой ноте и обозначается знаком с двумя крючками:

Каждая последующая пауза при делении пополам длится в два раза короче предыдущей, а в изображении отличается добавлением крючка к основной косой линии знака.
 
Знаки увеличения нотных длительностей
 
- Существуют знаки, увеличивающие продолжительность звучания нот (и пауз):
Точка, стоящая у головки ноты справа увеличивает продолжительность звучания этой ноты на половину её длительности. Встречаются и две точки у ноты, в этом случае вторая точка прибавляет половину от первой точки, т. е. общая длительность ноты с двумя точками увеличивается  на половину и ещё на четверть.
Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз),  соединяющая две одинаковые по высоте ноты прибавляет их длительности, показывая, что это один звук (вторая нота не играется, но выдерживается её длительность).
  •    увеличивает   длительность  ноты   примерно  в  два  раза,  причём,  чем длиннее нота, тем короче действие ферматы и наоборот. Этот знак ставится, как правило, в конце произведения или в завершении крупной части.
(Педагог в ходе объяснения изображает знаки на доске и демонстрирует их запись в нотных произведениях; учащиеся записывают определения в тетради).
 
2. Практика.
Задание 1: «Похлопаем-потопаем»
         Педагог и дети выходят в центр кабинета и становятся в круг. Педагог сообщает длительность ноты, которую необходимо изобразить хлопками. Например, целую ноту: дети считают вслух хором «1и, 2и, 3и, 4и», одновременнохлопая в ладоши на каждый счёт и на «и». Затем к  хлопкам подключается топанье ногами (марширование) на каждый счёт (на каждую цифру без «и»). Если всё получилось, усложнить задачу: на сильную долю (на цифру счёта) топать, на слабую долю (на «и») - хлопать.Одну заданную длительность повторять несколько раз подряд в ровном темпе. Педагог является наравне со всеми активным участником и периодически сообщает новую длительность. Данное упражнение развивает координацию движений, чувство ритма и  способствует психофизической разгрузке.
 
Задание 2:«Собери нужную длительность»
         Учащимся выдаются по 16 бумажных квадратов, символизирующих шестнадцатые ноты. Педагог задаёт длительность ноты, которую детям необходимо составить из шестнадцатых (разложить на своих рабочих местах нужное количество бумажных квадратов – шестнадцатых нот, составляющих заданную длительность). Затем, усложняя задание,  педагог задаёт  составить длительность ноты с точкой. После выполнения этой части задания, можно изменить длительности нот на восьмые (выдать 8 карточек) и продолжить составление нот. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления детей.
 
Задание 3:«Мы – ноты»
         Учащиеся делятся на группы по 4 человека. В центр кабинета приглашается выйти первая четвёрка. Каждому выдается записка с названием длительности ноты, которое записано словом (например: восьмая, половинная и т. д.). Затем педагог показывает карточку с изображением на нотном стане четырёх нот. Задача учащихся, уяснив порядок расположения этих нот, с учётом длительности своей ноты из записки построиться в порядке их расположения на карточке. Если изображены восьмые ноты, соединённые общим ребром, то дети берутся за руки, подняв их вверх (соответственно при соединённых шестнадцатых нотах дети берут друг друга за обе руки). В этом задании должны поучаствовать все учащиеся.
 
Задание 4: «Эстафета»
         Учащиеся делятся на две команды, становятся в две линии. На расстоянии от них на столе лежат две стопки карточек с заданиями для каждой команды. В карточках изображены  двезалигованные  ноты различных длительностей. Задача каждого ребёнка записать цифрами счёт, который длятся эти ноты. Задание выполняется на скорость в форме эстафеты. По её окончании – совместное обсуждение правильности ответов.
 
III. Заключительная часть.
Закрепление материала занятия:учащимся назвать  элементы нотного знака, перечислитьдлительности нот (со счётом), назвать знаки увеличения нотных длительностей, объяснить их действие.
         Педагогу ответить на возникшие вопросы учащихся.
         Сказать что получилось, что не получилось, чему необходимо уделить особое внимание при домашней работе.
Рефлексия: выбрать смайлик, символизирующий настроение.
Домашнее задание: Выучить материал. Создать карточки с заданиями для обмена между учащимися:
- карточка-1: два задания с залигованными нотами;
-карточка-2:  два задания с нотой с точкой;
-карточка-3: два задания с нотой с двумя точками


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЖдановаЛА3317 | Теги: конспект занятия по музыке, музыка, конспект занятия
Просмотров: 4114 | Загрузок: 159 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Уважаемые коллеги, данный конспект сопровождается картинками, которые вы сможете увидеть, открыв прикрепленный файл (картинки отобразились кроме знака ферматы). Материал с более точным редактированием необходимо скачать на свой компьютер (во многих местах убрались пробелы, но в общем, суть ясна).
К администратору претензий не имею  smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог