Сегодня: 11.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Конспект занятия «Переложение аккордового аккомпанемента в новую тональность» для детей среднего и старшего школьного возраста

СКАЧАТЬ (51.0Kb) 18.12.2015, 23:22
Жданова Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Развитие
Тема: Переложение аккордового аккомпанемента в новую тональность.
Цель: Освоить правила переложения (транспозиции) аккордового песенного                       
аккомпанемента в новую тональность;  приобрести практические навыки
транспонирования.
Задачи:
- сообщить новые  знания, поддерживать интерес к изучению теории музыки;
- развивать память, внимание, логическое мышление;
- воспитывать усидчивость, целеустремленность.
Тип: занятие формирования новых знаний.
Форма: аудиторное теоретическое занятие.
Участники: дети среднего и старшего школьного возраста.
Оборудование и материалы: таблица тональностей, тетрадь и ручка учащегося, шестиструнная гитара, смайлики, отражающие три вида настроения (для рефлексии).
 
Ход занятия
    I.  Вступительная часть.
    Организационный момент.
    Знакомство с темой:
-  На сегодняшнем занятии мы научимся переносить аккорды песенного аккомпанемента в новую тональность. Цели смены тональности песни могут быть следующими: в оригинальной тональности неудобно петь из-за её несоответствия диапазону голоса; в оригинальной тональности неудобно играть, так как она включает много технически сложных аккордов  (с приёмом «баррэ»).
 
    II. Основная часть.
1. Теория:
-  Прежде чем приступить к изучению основной темы, вспомним, что такое тональность, какими  бывают тональности, каков порядок знаков альтерации в диезных и бемольных тональностях.
    Дети отвечают:
-  Тональность – это высота, на которой расположен лад музыкального произведения.
-  Тональности бывают мажорные и минорные, диезные и бемольные. У каждой мажорной тональности есть параллельная минорная. Параллельные тональности имеют одинаковые знаки альтерации.
-  В тональности «до-мажор» и параллельной ей «ля-минор» нет ключевых знаков.
-  Диезных тональностей 7 основных (мажорных) и 7 параллельных им (минорных). Каждая пара тональностей имеет ключевые знаки (диезы) количеством от одного до семи.
Порядок возникновения диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
-  Бемольных тональностей так же 7 основных (мажорных) и 7 параллельных им (минорных). Каждая пара тональностей имеет ключевые знаки (бемоли) количеством от одного до семи.
Порядок возникновения бемолей обратный диезам: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
         Объяснение педагогом:
- Смена тональности называется транспозицией. Процесс перенесения аккордов из одной тональности в другую называется транспонированием.
Для транспонирования аккордового аккомпанемента вначале нужно определить исходную (оригинальную) тональность песни, которую мы хотим изменить, это можно сделать двумя способами.
1-й способ: проиграть аккорды аккомпанемента и определить на слух тонический аккорд, который и даст название тональности.
2-й способ: пропеть (можно под аккомпанемент) мелодию песни и голосом исполнить тонический звук, затем найти этот звук на инструменте и определить его высоту  (название ноты основного тона). К названию тонической ноты необходимо добавить термин, обозначающий ладовую окраску произведения («мажор» - если произведение мажорное, или «минор» - если произведение минорное).
Далее необходимо определить новую тональность, в которую будет перенесено данное произведение. Если тональность меняется для удобства пения – необходимо пропеть мелодию песни в разных тональностях и выбрать из них наиболее удобную для голоса. Если смена тональности происходит для облегчения технического исполнения – можно выбрать одну из следующих тональностей, включающих в большинстве технически несложные аккорды:
-  мажорные тональности: «до-мажор», «соль-мажор», «ре-мажор», «фа-мажор»;
-  минорные тональности: «ля-минор», «ми-минор», «ре-минор», «си-минор».
   
    Подробные правила транспозиции:
1) Записать гамму исходной тональности (записать словами названия семи  
    нот по порядку, начиная с тоники).
2) Над названиями нот обозначить их ступени (пронумеровать каждую ноту
    от одного до семи).
3) Расставить возле нот знаки альтерации, присущие данной тональности 
    (использовать таблицу тональностей или квинтовый круг).
4) Записать гамму новой тональности.
5) Над названиями нот новой тональности обозначить ступени.
6) Расставить знаки альтерации возле нот новой тональности.
7) Переносить нужные аккорды из старой тональности в новую в  
    соответствии с номерами ступеней, то есть вместо аккорда под номером              
    один в старой тональности образуется аккорд под номером один  в новой  
    тональности и так далее. Следует помнить, что изменяются лишь названия  
    нот и знаки альтерации, а  мажорные аккорды останутся мажорными,  
    минорные – минорными, септаккорды – септаккордами и так далее.
 
2. Практика:
(Дети транспонируют заданные аккорды под руководством педагога).
         - Задание перетранспонировать аккорды: «фа-минор», «соль-септаккорд», «до-минор», «ля-бемоль-мажор»  из тональности «до-минор» в тональность «ля-минор».
 
    В соответствии с пунктом 1 «Правил транспозиции» запишем гамму исходной тональности («до-минор»):
 
До      ре      ми      фа      соль      ля      си 
 
    В соответствии с пунктом 2 обозначим ступени:
 
 1         2        3         4          5         6        7
До      ре      ми      фа      соль      ля      си 
 
    В соответствии с пунктом 3 расставим знаки альтерации в тональности «до-минор» (бемоли у нот си, ми, ля):
 
 1         2        3           4          5           6           7
До      ре      миb       фа      соль      ляb        сиb   
 
    В соответствии с пунктом 4 запишем гамму новой тональности  («ля-минор»):
 
Ля        си      до      ре      ми       фа      соль
 
    В соответствии с пунктом 5 обозначим ступени в новой тональности:
 
1          2       3         4        5         6           7
Ля      си      до      ре      ми       фа      соль
 
    В соответствии с пунктом 6 необходимо расставить  знаки альтерации в новой тональности, но тональность «ля-минор» ключевых знаков не имеет.
         Теперь перенесем заданные аккорды в новую тональность в соответствии с их порядковыми номерами:
-  Аккорд «фа-минор» в исходной тональности стоит под номером 4 , он преобразуется в аккорд номер 4 из новой тональности, то есть в «ре-минор»;
-  Аккорд «соль-септаккорд», стоящий в исходной тональности под номером 5  преобразуется в аккорд номер 5 из новой тональности, то есть в «ми-септаккорд»;
-  Аккорд «до-минор» стоящий в исходной тональности под номером 1  преобразуется в аккорд номер 1 из новой тональности, то есть в «ля-минор»;
-  Аккорд «ля-бемоль-мажор» стоящий в исходной тональности  под номером 6 преобразуется в аккорд номер 6 из новой тональности, то есть в «фа-мажор».
         Таким образом, в результате транспонирования заданные аккорды преобразовались в новые. После можно записать образовавшиеся аккорды в буквенно-цифровом выражении. То есть:
«ре-минор»  =  Dm    
«ми-септаккорд»  =  E7
«ля-минор»  =  Am
«фа-мажор»  =  F
         Данным способом транспонируются аккорды песенных аккомпанементов в любую удобную тональность.
 
III. Заключительная часть.
         Итог занятия:
-  Мы освоили правила транспозиции, научились транспонировать аккорды из одной тональности в другую. На следующих занятиях будем совершенствовать практические навыки транспонирования и исполнять песни в старой и новой тональностях.
Педагогу ответить на возникшие вопросы учащихся.
         Сказать что получилось, что не получилось, чему необходимо уделить особое внимание при домашней работе.
Рефлексия: выбрать смайлик, символизирующий настроение.
 
Домашнее задание:
         Перетранспонировать  аккорды: «фа-диез-минор», «ми-мажор», «си-септаккорд», «до-диез-минор», «соль-диез-септаккорд», «ля-мажор» из тональности «до-диез-минор» в тональность «соль-минор»
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЖдановаЛА3317 | Теги: конспект урока, урок музыки, музыка
Просмотров: 455 | Загрузок: 15 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 1
Уважаемый администратор, у меня к Вам большая просьба добавитьв конспект одно важное упущенное мною слово, пожалуйста! Если можно, в основной
части конспекта, почти вначале - в теории в пятом  предложении, которое
звучит: "Параллельные тональности имеют одинаковые знаки альтерации",
 добавьте пожалуйста после слова
"имеют" - "с основными". Предложение должно звучать так:
"Параллельные тональности имеют с основными одинаковые знаки
альтерации". Извините за мою невнимательность и за беспокойство!!! Большое
спасибо, что так быстро опубликовали материал – даже суток не прошло!

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал