Конспект занятия по обучению игре на гитаре «Изучение ритмических рисунков для правой руки»
(23.8 Kb)
30.11.2015, 22:24
Жданова Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Развитие»
Материал: Конспект занятия по обучению игре на гитаре «Изучение ритмических рисунков для правой руки»
Автор: Жданова Лариса Анатольевна
Место работы: МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие» г. Шебекино Белгородской области
Должность: педагог дополнительного образования
Материал для детей среднего и старшего школьного возраста (11-16 лет)
Тема: Изучение ритмических рисунков для правой руки. Цель: Освоить ритмические рисунки, исполняемые на акустической гитаре правой рукой (без использования медиатора). Задачи:
- изучить гармонические и мелодические способы игры на гитаре правой рукой;
- развивать исполнительскую технику правой руки, чувство ритма;
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость. Форма: практическое занятие. Примечание:Данное занятие разработано для мини-группы, в которой индивидуальный подход к каждому учащемуся сохраняется. Также возможно проведение индивидуального занятия. Оборудование и материалы:
-шестиструнная акустическая гитара (по количеству присутствующих
учащихся);
- пульты для нот;
- подставки под ногу исполнителя;
- раздаточные материалы: схемы ритмических рисунков для правой руки
(см. Приложение);
- рабочие тетради и ручки учащихся; - смайлики, отражающие три вида настроения (для рефлексии).
Ход занятия I. Вступительная часть.
Знакомство с темой:
- На сегодняшнем занятии мы познакомимся с различными способами исполнения ритмических рисунков правой рукой. Так как у вас разные способности, то и результаты будут разными: кто-то за занятие освоит больше материала, кто-то меньше, у кого-то могут возникнуть затруднения – не переживайте: в дальнейшем мы будем отрабатывать исполнительские навыки и всё обязательно получится. Итак, цель занятия – освоить ритмические рисунки для правой руки.
II. Основная часть.
1. Объяснение и демонстрация педагогом гармонического и мелодического способов исполнения аккордов правой рукой.
Запись определений в личные тетради учащихся:
• Мелодическим называется исполнение аккорда, при котором звуки взяты последовательно (поочерёдно).
•Гармоническим называется одновременное исполнение звуков аккорда.
- Ребята, так как сегодня только начальный этап изучения ритмических рисунков, мы будем тренироваться на открытых (неприжатых) струнах, а на следующих занятиях будем исполнять последовательности из аккордов различными ритмами.
2. Повторение буквенных обозначений пальцев правой руки.
3. Разбор учащимися (на инструментах) мелодических способов исполнения на открытых струнах (по выданным схемам):
p – большой палец играет 6 струну,
i – указательный палец играет 3 струну,
m – средний палец играет 2 струну,
a – безымянный палец играет 1 струну.
1) p - i - m - a – 4 раза
2) p - i - m - a - m - i – 4 раза
3) p - a - m - i – 4 раза
i i
4) p - m - p - m – 4 раза
а а
i i
5) p - m - m – 4 раза
а а
Звуки, записанные столбиком, исполняются одновременно.
- Ребята, мы разобрали только часть последовательностей из звуков, но существуют и другие, более сложные способы мелодического исполнения, которые будем изучать на следующих занятиях.
4. Объяснение и демонстрация (исполнение) педагогом гармонических способов исполнения, записанных в виде схем:
1) ↓↑ и ↓↑ и - стрелки обозначают направление движения кисти правой руки по струнам; подчёркнутое «и» означает небольшую паузу, во время которой необходимо заглушить струны правой рукой.
2) ↓↑ и ↑↓↑ и
3) ↓ и ↓↑ и ↑↓↑ - неподчёркнутое «и» означает паузу без заглушения струн.
Далее учащиеся (без инструментов) приглашаются стать в круг с педагогом. Предлагается всем вместе топать ногами ритм, обозначенный стрелками и делать хлопки в ладоши во время пауз (в ритмических рисунках №1, №2). Ритмический рисунок №3 – хлопать в ладоши.
Данное упражнение направлено на развитие чувства ритма и служит динамической паузой.
5. Разбор учащимися на инструментах гармонических ритмических рисунков (по выданным схемам). Примечание: учащимся, усвоившим с опережением все гармонические и мелодические ритмические рисунки, предложить дополнительные, более сложные.
III. Заключительная часть.
1. Запись изученных ритмических рисунков в тетради учащихся.
2. Ответы педагога на интересующие вопросы учащихся по данной теме.
3.Сказать учащимся, что получилось, что не получилось, над чем необходимо поработать каждому индивидуально.
4. Рефлексия: выбрать смайлик, соответствующий настроению.
Домашнее задание:
Исполнять изученные ритмические рисунки на инструменте с чётким соблюдением аппликатуры и ритма. Каждый ритмический рисунок повторять многократно, исполнительские навыки доводить до автоматизма
Уважаемые коллеги, после публикации моей работы, как сейчас вижу, в основной части конспекта в п.3, №4 и №5 разъехались буквы, которые были изначально выставлены ровно в столбик. Это буквы i, m, a - то есть эти пальцы приходятся на три нижние струны, которые следует исполнять одновременно (после басовой струны). В файле для скачивания есть приложение с дополнительными ритмическими рисунками. К сожалению, там тоже буквы съехали, видимо у нас с администратором разные Ворды. Приношу извинения.
Ответ администрации: Здравствуйте, Лариса Анатольевна. Проверьте, пожалуйста, расположение букв. Всё верно?
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.