Сегодня: 06.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Музыкальная сказка для первоклассников "Как Маша пошла в школу"

26.03.2015, 22:20
Клям Ирина Юрьевна
Учитель музыки, МБОУ НОШ 39
Воспринимая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, взятые из жизни, развивают творческие способности, мышление. Поэтому игра занимает на уроках у младших школьников главенствующее место. Посредством игры осуществляются поставленные цели и задачи урока. В этот любимый вид деятельности вовлекаются все учащиеся класса, рождается совместный творческий процесс учителя и учащихся и, получив однажды удовлетворение от совместного творчества, этот вид деятельности завоевывает сердца детей навсегда и они с нетерпением ждут следующей встречи с игрой или сказкой.
Создавая сказку, вместе с учащимися, я преследовала определенные цели и задачи.

Цели:
1. Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников,
2. формирование опыта совместной творческой деятельности,

Задачи:
1. Пробуждение интереса к музыкальной деятельности,
2. Развитие вокально-хоровых навыков: дыхание, звукообразование, дикция,
3. Развитие музыкальных данных: слух, память, ритм,
4. Расширение репертуара.

В работе над созданием сказки придерживалась следующих принципов:
1. В основе пения опиралась на концентрический метод, созданный М.И. Глинкой в 1856 г., который позволяет укреплять голос, развивать диапазон, координацию между слухом и голосом у младших школьников,
2. Учитывала физиологические особенности голоса и певческий диапазон детей 6-7летнего возраста на начало обучения («ре1 – си1»),
3. При подборе музыкального материала подбирала художественно-выразительные песни и попевки, близкие пониманию детей.


Наша сказка основана на народных попевках и авторских песенках и является результатом обобщения изученного музыкального материала каждой четверти 1 класса. Постановка возможна как в конце каждой четверти, так и в конце учебного года (целостный вариант) как завершающий или обобщающий урок. Показ в конце года окончательного завершенного варианта сказки может быть костюмированным, с приглашением родителей, гостей и т.д. Подготовка не требует дополнительных репетиций, все делается непосредственно на уроке.

Работа по изучению и накоплению музыкального материала проводится постепенно, на каждом уроке, отводя этому виду деятельности 10-15 минут, затем, по мере накопления песен, увеличивая время. Начинать надо с речевых интонаций, включая упражнения на дыхание, затем с несложных коротеньких попевок и народных песенок на 1-2 звуках, на удобных для пения тонах, постепенно расширяя диапазон первоклассников к концу года «до1 – до2». Необходимо вести кропотливую работу над элементарными вокально-хоровыми навыками (дыхание, звукообразование, дикция) и эмоциональным исполнением.

«КАК МАША ПОШЛА В ШКОЛУ»

Жили- были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька, очень неугомонная и резвая девочка росла, за что дедушка на нее все-время ворчал:
• Штро-бас, http://www.emelyanov-fmrg.ru/non-academic

а бабушка любила и оберегала внучку и все-время от жалости вздыхала:
• Ох, ох! (мимикой лица изобразить жалость)

Вот говорят дедушка и бабушка Маше: «Машенька, как же ты у нас подросла, пора тебе идти в школу, осваивать грамоту, вот завтра утром и пойдешь, а сейчас пора укладываться спать».
Девочка послушалась и стала укладываться вместе с любимой куклой, да принялась ее баюкать:
• Аа, Аа! (на гласную А или закрытым ртом, близким звуком на речевых интонациях)

Наступило утро, бабушка принялась за сборы, а Маша глядь на улицу, а там задул ветерок:
• Упражнение на дыхание (вдох-носом, выдуваем воздух через рот, при этом губы активны, плечи не поднимаются)

С каждым разом ветер дул все сильнее и сильнее:
(Повторяется упражнение на дыхание с более крепким и длительным выдохом. Научить распределять равномерно, без толчков воздух на долгом выдохе).

Ничего не поделать, в школу идти придется даже по непогоде. Дают бабушка с дедушкой единственной внучке наказ: «Смотри, Машенька, дорога в школу идет через лес, будь осторожна, ни на медвежий рев, ни на волчий вой не оборачивайся, нигде не останавливайся. Придешь в школу, будь умницей, учись хорошо и старайся! Вот тебе самая главная книга, АЗБУКА, береги ее!» Тут они начали прощаться и обниматься:

• «Обними плечи» - упражнение на дыхание по А.Н. Стрельниковой (вдох на сжатии грудной клетки). http://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html
• (Исходное положение: встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все-равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».)

Отправилась Маша в путь, идет Маша через лес, слышит, откуда-то из соседней деревни по ветру доносятся тревожные звуки колокола. А это в кошкином доме случился пожар.
• «Дон-дон» русская народная песня, (пластическое интонирование: раскачивание воображаемого тяжелого большого колокола и трезвон малых колоколов мелкими движениями рук на слова «кошка выскочила»)

Кинулись все лесные обыватели на помощь, так всем миром и справились. Наконец-то пожар был потушен, ветер успокоился и лесная жизнь пошла своим чередом.
Идет Маша дальше по тропинке, голову поднимает, любуется красотой леса, как вдруг смотрит, на березке стая разных птиц: воробьи, голуби, галки, оживленно что-то чирикают себе, перепрыгивают с ветки на ветку, словно шаловливые ребята играют в догонялки:
• «Андрей-воробей» - русская народная песенка (исполнять в диапазоне «соль» 1 - «ля»1)

отвечает на зов кукушки:
• «Ку-ку!» (исполнять в диапазоне «ля1-фа#1»).

Вдруг, откуда-то сверху доносится непонятный тоненький звук. Прислушалась Маша, посмотрела, а это на самой верхушке дерева сидит маленький, испуганный котенок и жалобно мяукает.
• «Мяу, мяу!» (исполнять в диапазоне «ля#» 1 - «до»2)
Наверное, он заблудился, убегая в лес от собак, и нашел себе спасение на этом дереве. Маша решила, что нужно выручать несчастного котенка и полезла на дерево, чтобы снять его оттуда, а ранец с плеч соскользнул, упал на тропинку, да и расстегнулся…

Сняв с дерева котенка, осмотревшись по сторонам, Маша вдруг поняла, что она сбилась с пути и не знает в какую сторону идти дальше и стала звать на помощь:
• «Ау, ау!» (исполнять ч.4, сложив ладони рупором: «фа#» 1 - «си»1, «соль»1 – «до»2)

На зов Маши прибежала лисица, увидела что-то красочное и яркое в траве, подобрала и с интересом стала рассматривать, оказалось – это Машина АЗБУКА, которая выпала из ранца:
• «Уж как шла лиса» - русская народная песня (исполнять на звуках «фа» 1 - «соль» 1, изображая на парте двумя пальцами рук поступь лисицы )
Прыгнула лиса повыше на пенек и снова запела свою песенку (исполнять на звуках «фа#» 1 - «соль#» 1)

Лиса настолько заинтересовалась азбукой, что попросила Машу взять ее с собой в школу учиться. Почему бы ее не взять с собой, подумала Маша, ведь интересы у них одинаковые, да это к тому же и хороший попутчик домой, так и пошагали они вместе до самой школы.
Подходя к школе, они услышали, как ребята на уроке музыки знакомятся с нотной грамотой: (перед началом пения объяснить детям правильное положение спины, рта, губ: спина – березка, рот – воробышка гнездо, губы – клювик птички. Исполнять в диапазоне «до»1 - «до»2, при этом изображая ладонью восходящее движение ступеней)
• До – воробышка гнездо,
Ре – деревья во дворе,
Ми – котенка покорми,
Фа – в лесу кричит сова,
Соль – играет детвора,
Ля – запела вся земля,
Си – поем мы для того, чтобы вновь вернуться к «до».

исполняют попевку «Мы шагаем», «Песню о школе» и «Первый класс» Д.Б. Кабалевского (можно продолжить список по мере разучивания новых попевок и песен: «В нашем классе», «Разные ребята» и т.д., насколько позволяет фантазия детей и учителя).

Так и стала Маша учиться в школе, уму-разуму набираться, изучать азбуку и нотную грамоту, а лесные обитатели с нетерпением ждали Машу, чтобы узнать чего-нибудь новенького о школе и порадоваться вместе своим успехам. Вот какая история приключилась с Машей в первый осенний день.

Репертуар:
«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,
«Уж как шла лиса» русская народная песня,
«Первый класс» Д.Б. Кабалевский,
«Дон-дон» русская народная песня,
«В нашем классе» - попевка,
«Звонкий звонок» - попевка,
«Все новое у нас» муз. Г.Струве, сл. В. Викторова,
«Разные ребята» - попевка,
«Мы шагаем» - попевка.

Литература:
1. Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова,
2. Упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой,
3. Хрестоматия к программе по музыке Д.Б. Кабалевского, 2 класс.
4. Русский текст М. Цейтлиной из фрагмента кинофильма «Звуки музыки» Р. Роджерса.

Интернет-ресурсы:
http://www.emelyanov-fmrg.ru/non-academic
http://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: IrinaKlyam
Просмотров: 1428 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 2
При разработке творческого урока или занятия люблю, как и Вы, использовать приём сочинения сказки. Этот жанр понятен и близок детям, но не стоит искажать действительность. Почему голуби стали чирикать?  Как можно заблудиться  на дереве, убегая в лес от собак? (и  так далее). При составлении задач всегда используйте глаголы, а не существительные (развивать чувство ритма, звуковысотный слух и музыкальную память. Или способствовать развитию ...)
И несмотря на мои небольшие замечания, Вы  -  большая умница, так как используете в своей работе фонопедический метод В.Емельянова и дыхательную гимнастику Стрельниковой, только будьте внимательны с методом Емельянова. Там есть такие упражнения, которые могут нанести вред для неокрепшего и развивающего детского голосового аппарата.
Желаю Вам творческих успехов!

2 Ирина (IrinaKlyam)   (24.04.2015 22:19)
Не заблудился на дереве, как отметили Вы,  а "... нашел себе спасение на этом дереве." 
По поводу упражнений хочу сказать, что и Емельяновские и Стрельниковские упражнения могут нанести вред неокрепшим детским голосам и общему состоянию организма, тут нужно быть очень чувствительным и сразу же реагировать на малейшие проявления усталости или перенапряжения в голосе и самочувствии учеников, выполнять упражнения дозированно. 
А в остальном с Вами согласна, спасибо за поправки, учту в дальнейших разработках

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста (ОНР 2 уровень) на тему: "Все профессии важны!"


План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста на тему: «Сколько есть профессий нужных»


Методическая разработка "Декоративные украшения. Волшебный квиллинг"


Интерактивный тренажёр по математике «Считаем устно. Сложение и вычитание десятичных дробей»


Урок биологии в 10 классе по теме "Вирусы"



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал