Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Интегрированное занятие с использованием Дальтон - технологии 5 клас

СКАЧАТЬ (330.2 Kb) 08.11.2013, 15:01
Душина Лариса Дмитриевна
учитель музыки и МХК, МОУ "СОШ №12 г.Балашова Саратовской области"
Интегрированное занятие с использованием Дальтон - технологии
« Музыка в басне И.А. Крылова»



Авторы:
Карькаева Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 12 г. Балашова Саратовской области»

Душина Лариса Дмитриевна,
учитель музыки
МОУ «СОШ № 12 г.Балашова Саратовской области»

Возраст: 10-11 лет
5 класс

2013 год

Аннотация
Дальтон — это город в США, где впервые была создана Дальтон- школа. Отсюда и произошло название. Сейчас такие школы распространены в США, Голландии и многих других странах.
Дальтон-технология - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон технологии.
Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником темы, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.
Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через дальтон-план, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай, с кем хочешь; спрашивай, кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).
План – конспект интегрированного урока.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
Задачи урока:
1. Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения.
2. Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения.
3. Анализ басни И. А. Крылова "Квартет”.
Эпиграф к уроку:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать...
И.А. Крылов
Ход урока.
1.Оргмомент.
Слово учителя музыки
Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать словами композитора и музыкального критика Ц. А. Кюи: « При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела, а это и составляет задачу искусства».
Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать и понять, как усиливает впечатления музыка и литература совместно. Вы сегодня можете выбрать для себя направление: можно отвечать на вопросы, связанные с литературой, а можно- с музыкой. Все ответы должны быть правильными, полными, чтобы в конце урока каждый получил хорошую оценку. Также вы можете выбирать те задания , с которыми справитесь: за слишком сложные можно не браться. И ещё одна особенность нашего урока: вы можете сегодня работать в разных группах ( кто-то в группе из двух человек, кто-то - из трёх и более).
Учащиеся объединяются в микрогруппы, выбирают направления, по ходу урока выбирают себе задания по силам, группы работают по очереди.
Учитель музыки:
Ответьте вопросы на доске:
- Что же даёт слову музыка?
- А что даёт соединение поэзии и музыки?
– Ребята, в каких художественных произведениях звучит музыка или музыка является составной его частью?
Отвечают учащиеся двух направлений: ("Осёл и соловей”, "Скворец”, "Кошка и соловей”, Кукушка и петух”).
– Какие музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов?
Ответ учащихся (опера "Иван Сусанин”, "Борис Годунов”, "Руслан и Людмила”, балет "Спящая красавица”, "Щелкунчик”, увертюра "Пер Гюнт”).
– Спасибо, вы назвали музыкальные произведения, сказки поэмы, басни. Сегодня мы остановимся непосредственно на баснях.
Слово учителя литературы.
Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства.
О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей».
Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.
С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дел.
Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.
А сейчас запишите определение басни в тетради.
Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
– Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка?
Ответ учащихся ("Осёл и соловей”, "Скворец”, "Кошка и соловей”).
2.Объяснение новой темы:
– Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной музыкальной басней И. А. Крылова, в которой музыка является одним из действующих лиц, она называется "Квартет”. Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что это такое – квартет.
Слово учителя музыки.
Вот четыре музыканта
Замечательно играют,
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.
– Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей. Сочиняли и сочиняют музыкальные произведения с названием "Квартет”.
СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР : И.А.Крылов «Квартет»
видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет» Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.
Слово учителя литературы.
– Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И. А. Крылова, назвать её прототип.
Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа. Не является исключением и басня "Квартет”.
Слово ученику-литератору (историческая справка):
– Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам. (Чтение басни "Квартет” учениками по ролям).
Слово учителя литературы. Анализ басни.
– Хорошо, басню мы прослушали. А теперь я вас попрошу вернуться к первым строчкам басни.
Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям. Верит ли он, что у них что-то получится?
Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли).
Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут).
А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы)
А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)
Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?
Давайте поговорим о каждом участнике квартета отдельно.
Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница).
Расскажите, пожалуйста, об этом животном.
Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.
Хорошо. Вы дали словесный портрет этой героини. А теперь давайте обратимся к музыке. Пусть она поможет создать этот образ более полно.
Слово учителя музыки.
– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Исполняется два произведения, разные по характеру).
Слово учителя литературы.
– Следующий герой – Осёл.
– Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант?
– А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление?
-Следующий герой – Козёл, подберите эпитеты дающие характеристику данному герою.
– Последний участник квартета – Мишка.
– Как называет его Крылов?
– Какой это герой?
– Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?
– Кто же разоблачает их невежество?
– Кто стал их судьёй?
– А как вы думаете, почему именно он?
– Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть соловья.
Слово учителя музыки.
– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).
Слово учителя литературы.
– А как в этой басне выражена главная мысль, мораль?
– А как вы поняли суть морали?
– Важно не только уметь играть или сидеть по-особому, но и иметь способности.
– Так о чём же эта басня, кого она высмеивает?
(Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело).
– А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки.
3.Закрепление изученного материала
Слово учителя музыки
– Вы прослушали чтение басни , что при этом дала музыка? (Ответы учащихся).
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления при прослушивании произведений.
Учитель оценивает работу каждого.
Домашнее задание:
1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока.
2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой.
3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: laria
Просмотров: 2136 | Загрузок: 75 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Познавательная статья, много интересного материала. Не совсем понятно применение Дальтон-технологии, она работает только в выборе группы и выборе заданий?

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог