Цель занятия: развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи:
- совершенствовать умение гибко пользоваться мимикой, пантомимикой, интонацией, жестами в общении;
- развивать образность, точность, выразительность движений;
- способствовать снятию телесных барьеров;
- совершенствовать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения.
Оборудование и материалы к занятию: тетради, цветные карандаши, клубок ниток, пиктограммы чувств, карточки с пословицами, карта Страны понимания, шкатулка с названиями предметов.
Ход занятия:
1. ПРИВЕТСТВИЕ.
Психолог (П): Добрый день, ребята. Я очень рада встрече с вами и вижу, что у вас хорошее настроение.
Заниматься мы будем как обычно и в кругу, и какие-то задания выполним за партами.
П: Итак, мы в Стране Понимания, продолжаем по ней путешествовать и наш путь лежит в город Волшебных средств понимания (далее ВСП). Сегодня мы будем учиться гибко пользоваться волшебными средствами понимания: мимикой, пантомимикой, интонацией, жестами для того, чтобы лучше понимать и чувствовать окружающих людей.
Итак, чтобы попасть в город, нужно пройти через ворота Комплиментов. Входным пропуском является ПЕЧАТЬ-ПАУТИНКА.
«Ты самый…»
П: Обматывая нить вокруг своего пальца, передаете клубок любому из группы , называя его по имени, и продолжаете фразу «Саша, ты самый… (дружелюбный и. т. д.)». Старайтесь, чтобы узор паутинки был красивым, иначе ворота не откроются.
2. РАЗМИНКА.
П: Ворота открылись, мы вошли в город. Вокруг много интересного, но у нас нет местной валюты, поэтому отправляемся в банк. В этом банке работники понимают только язык жестов.
"Изобрази предмет".
П: Вы сейчас все вместе при помощи движений, жестов, не используя слов, должны попытаться показать им, что нам нужны деньги.
(Если дети затрудняются - помогает психолог наводящими вопросами).
ОБСУЖДЕНИЕ: какие жесты были самыми понятными? Почему?
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1)"Театр Пантомимы".
П: Нам выдали деньги и мы отправились осматривать город.
Первое место, где нам посоветовали побывать – это театр Пантомимы. Но вот беда, не успели вы занять места в зале театра, как какая-то Сила разделила вас на 2 команды.
Условие объединения: каждая команда получает пословицу, которую нужно изобразить без слов, с помощью пантомимы. Другая команда должна угадать показанную вами пословицу. Задание понятно? На обсуждение 3 минуты.
( команды показывают пантомимой пословицы).
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2) «Фонтан Интонации».
П: Группа вновь вместе. Решили сходить посмотреть фонтан Интонации. ( Садятся за парты). По дороге вспоминаем, какие чувства может выражать интонация? (радость, обиду, испуг, злость, удивление и др.)
Струи фонтана произносят одну и ту же фразу с разной интонацией. Ваша задача – угадать какое настроение прячется за произнесенными словами. ( Дети по очереди берут карточки из веера, произносят с требуемой по заданию интонацией фразу, остальные угадывают).
Завтра будет диктант.
- радостно,
- рассерженно,
- грустно,
- спокойно,
- испуганно.
ОБСУЖДЕНИЕ: какие ВСП вам помогали определить настроение, спрятанное за словами?
3) «Выставка Масок».
«П: Настя, вдруг увидела невдалеке афишу о том, что в городе проходит выставка Масок и предложила на нее сходить. Выставка, действительно, оказалась интересной. А вот какое чувство выражает каждая маска попробуйте отгадать. (Участники группы по очереди изображают «маски», остальные угадывают какое чувство выражалось).
ОБСУЖДЕНИЕ: что помогало определить чувство «Маски»?
Займите место в кругу.
4) ПАРК ПРЕВРАЩЕНИЙ.
П: «Куда отправимся дальше?» - спросила Лена. Андрей предложил отправиться в ПАРК ПРЕВРАЩЕНИЙ.
«Волшебные заросли».
П: И вот наша группа в парке и тут же начинают происходить чудеса…
Все участники превращаются в волшебные заросли, образуя круг, тесно прижавшись друг к другу. Заросли понимают человеческую речь, чувствуют прикосновения, могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят». Задача водящего - попасть в центр кругу, используя ВСП.
ОБСУЖДЕНИЕ: когда заросли расступались? Когда нет?
«Соберитесь вместе».
П : превращения на этом не закончились. Мимо вас прошел старичок, махнул рукой и вся наша группа превратилась в разные предметы. ( Дети берут из шкатулки листки с названием предметов, задача – найти себе подобных, не пользуясь при этом словами и звукоподражанием (т.е. с помощью мимики и пантомимики).
Инструменты: молоток, дрель, пила.
Школьные принадлежности: стирашка, тетрадь, краски.
ОБСУЖДЕНИЕ: что было легко? Что трудно? Какие ВСП вам помогали больше?
4. РЕФЛЕКСИЯ.
П: наступает время сиесты - в городе вся жизнь замирает. Мы тоже подчиняемся сиесте, окончив на сегодня изучение достопримечательностей города.
Обратитесь к себе, прочувствуйте, какие ВСП помогали сегодня именно вам на занятии, подумайте, как их изобразить и нарисуйте в книге отзывов то волшебное средство понимания, которое помогало сегодня больше всего при путешествии по городу. Задание понятно? 3 мин. на его выполнение.
(Совместный рисунок по итогам занятия, обсуждение).
Наше путешествие на сегодня подошло к концу.
5. ПРОЩАНИЕ.
Ритуал прощания: все дети вытягивают руки в центр круга, кладут их одна на другую и все вместе хором произносят: "Один за всех и все за одного"
|