Сегодня: 07.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Система подготовительной работы над изложением"

СКАЧАТЬ (6.7Kb) 21.02.2015, 18:59
Съедина Ирина Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 42
Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Ребенок начинает обучаться письменной речи, которая в противоположность устной, требует детального восприятия, обдумывания высказывания. Поэтому, обучаясь письменной речи, школьник значительно продвигается в своем развитии.
В системе упражнений, служащих развитию письменной речи, большую роль играют изложения. При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача воспринятого текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре.
Для письменных работ школьников свойственны фрагментарность, пропуски важных деталей, неточное или неправильное употребление некоторых слов и выражений, наличие синтаксических и грамматических ошибок.
Обучение школьников письменному пересказу – изложению - должно начинаться с подготовительной рассредоточенной во времени работы. Необходимо подбирать доступные тексты и варьировать степень самостоятельности при написании изложений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
В ходе подготовительной работы из текста, предназначенного для изложения, выбираю незнакомые для учащихся или трудные для написания слова и включаю в различные виды упражнений, предлагаемые по нарастающей трудности.
На первом уроке знакомлю учащихся с лексическим значением отобранных слов. Объясняемое слово включается в различные контексты. Прочитав три-четыре контекста (состоящие из двух-трех предложений), предлагаю школьникам вопросы относительно значения разбираемого слова. При составлении контекстов с незнакомыми словами опираюсь на необходимость объяснения значений слов в контексте, так как в этом случае их содержание усваивается детьми точнее, полнее и правильнее. При выяснении незнакомых слов ученики пользуются синонимами, данными в контекстах или найденных в словарях. На этом этапе детям целесообразно давать задания: выясните значение слов при помощи толкового словаря; подберите синонимы к словам ... Кроме того, значения незнакомых слов разъясняется путем демонстрации картинок, рисунков, предметов, выполнения действий и т.п.
Следует заметить, что проводится семантический анализ только незнакомых слов. Прежде чем прочитать контексты, разъясняющие значение слов, предлагаю ученикам объяснить семантику некоторых слов. Если пояснения школьников были неточными и расплывчатыми, то проводилась работа с отрывками.
На втором уроке выполняется орфографический разбор вновь усвоенных школьниками слов. Слова выписываются на классной доске. Ученики получают ряд заданий, например, прочитать слово, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную или сомнительную согласную и проверить их написание, вспомнив соответствующее правило, подобрать проверочное слово и записать его и др. Ученики поочередно выходят к доске, а остальные выполняют задание в тетрадях. Для сильных детей делаются отдельные карточки с этими словами, и учащиеся работают самостоятельно, используя словари. Предлагаются так же упражнения вида:
- определить на слух слова, правописание которых вызывает сомнение и слова, которые являются проверочными. Например: улетит – полет, клюет – клюв, взглянет – взгляд, запищит – писк. Определить на слух слова с безударными гласными, объяснить их значение. На этом этапе использую работу в парах: взаимодиктант и самопроверка и взаимопроверка.
- поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа (осуществляется выбор одного из трех возможных окончаний: нулевого, -ов (-ев) и –ей);
- составьте как можно больше существительных, объединяя приставки, корни, суффиксы, окончания, данные ниже (даются приставки: про-, над-, от-, в-, раз-, вы-, корни: -мыв-, -рыв-, -мив-, -лив-, суффиксы: -а-, -ний-, -к-, окончания: -е, -а, нулевое).
На третьем уроке предусматривается составление предложений с отобранными словами, которые были заранее записаны на доске. Школьники обычно называют простые предложения, включающие два-три второстепенных члена. Наиболее удачные предложения записываются учителем на доске, а учениками в тетрадях. Сильным ученикам предлагаю из данных предложений составить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, или предложения с однородными членами. Такая работа нужна, так как в текстах, предназначенных для изложения, встречаются сложные и простые распространенные предложения, к употреблению которых школьников надо было готовить.
Далее следует разбор составленных учениками предложений. Подчеркиваются однородные члены и то слово, к которому оно относится, подчеркиваются главные члены и союзы. Затем учащиеся вспоминают соответствующие правила. Таким образом, уточняются и закрепляются пунктуационные навыки школьников.
На четвертом уроке учащимся предлагается связный текст, в который включаются все разобранные слова. Ученики должны прочитать его, вставить пропущенные буквы и слова, с которыми работали на предыдущих уроках, подобрать проверочные слова и опять вспомнить соответствующее правило. Для сильных учеников текст составлялся из сложных предложений. Разобрав задание, ученики могут озаглавить текст.
На всех этапах выполняются различные задания: зрительные и объяснительные диктанты, орфографическая пятиминутка, комментированное письмо, включающие слова, которые встретятся в тексте изложения и с которыми работали на предыдущих уроках.
Кроме того, на уроках выполняются упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка:
- прочитайте текст, ответьте на вопросы ( Как раскрывает писатель понятие …? Какие слова использует автор для описания …?)
- с какими из данных слов слово (самый, больше) не сочетается и почему?
- устраните повторы, сохраняя содержание высказывания.
- допишите окончание прилагательных и существительных;
- вставьте местоимение (который, самый) в нужной форме;
- работа с текстами, содержащими речевые ошибки (найти и исправить речевые ошибки);
- исправьте ошибки в употреблении местоимений.
Такой недельный подготовительный период оказывает положительное влияние на полноту, правильность и последовательность изложений.
Полезность проведения всех перечисленных видов работ отмечается многими методистами, которые подчеркивают, что разнообразные упражнения уточняют и закрепляют орфографические и синтаксические навыки школьников. Кроме того, у них вырабатывается привычка обосновывать написание той или иной орфограммы.
Поэтому, для повышения эффективности обучения написанию изложений необходимы: проведение рассредоточенной во времени подготовительной лексико-синтаксической работы, осуществляемой на уроках русского языка; предоставление учащимся при написании изложений различной меры самостоятельности.
Категория: Разное | Добавил: irinuhka5
Просмотров: 552 | Загрузок: 24 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 3
3 Ольга (lelu76)   (12.08.2015 10:57)
Уважаемая Ирина Николаевна, спасибо за  представленный опыт работы над изложением. Статья будет полезна начинающим учителям и учителям с опытом работы,т.к вы раскрыли "секретики" для эффективного обучения написанию изложений.   Интересно, что  подготовительной работе вы уделяете большое внимание, возможно, это и ведет к успеху в работе над развитием речи учащихся. 

Нужная методическая статья сопорой на личный опыт педагога.Ирина Николаевна достаточнограмотно изложили систему подготовительной работы над изложением в начальной
школеОтличительная особенностьстатьи - акцент семантический анализ только незнакомых  слов.

Для себя  отметила полезность проведения всех перечисленных видов работ, а так же разнообразные упражнения, которые  уточняют и закрепляют орфографические и синтаксические навыки школьников. И в своей практике я буду их использовать.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал