Формы работы со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе по программе "Начальная школа ХХI века"
Очень актуальными для работы в 3 классе на уроках русского языка считаю многие вопросы: необходимо развивать речь учащихся, научить их видеть орфограммы в словах и правильно применять изученные правила, запомнить написание словарных слов. Несколько задач одновременно позволяет решить работа с орфографическим словарем учебника . Построить работу с ним можно в разных направлениях:
1. Сегодня работаем с первым столбиком словарных слов (со вторым, с третьим и т.д.) На доске записываю 10 прилагательных (в зависимости от подготовки можно уменьшать количество прилагательных). Учащимся дается задание подобрать к ним подходящие по смыслу имена существительные из данного столбика. Нужно записать получившиеся словосочетания, выделить в словарных словах непроверяемую гласную.
2. Сейчас используем слова только из второго (первого, третьего и т.д.) столбика словаря. Я читаю вам предложение (эти предложения можно записать на доску или разместить на электронной доске – это будет зависеть от того, насколько хорошо или плохо дети воспринимают информацию на слух). В нём отсутствует последнее слово. Запишите по порядку слова, подходящие по смыслу.
3. Готовлю презентацию с иллюстрациями тех слов, которые есть в словаре (особенно удачно данный вид работы будет при повторении слов, которые дети редко видят в жизни . Дети рассматривают иллюстрацию, находят в словаре слово и записывают его в тетрадь. (Данный вид работы аналогичен картинному диктанту, но учитывает современные возможности школы – картинки не надо искать в журналах, и иллюстрировать можно практически все словарные слова. Кстати подобную работу по подбору иллюстраций к словарным словам можно задать домой сильным учащимся, а затем оформить отдельные картинки в презентацию. Моим ученикам очень нравятся такие задание, и повторение написаний словарных слов идет лучше.)
4. Развитием речи стараюсь заниматься постоянно. В любую работу стараюсь включать задания, обогащающие словарный запас учеников, учу их красиво говорить, быстро формулировать свою мысль. Следующее задание на основе словарных слов помогает решить многие из перечисленных выше задач. Эту работу можно проводить и устно, и письменно.
Я читаю вам слово из словаря, а вы придумываете продолжение так, как будто это слово – первое в предложении (последнее в предложении, стоит в середине твоего предложения). Можно усложнить задачу – нельзя составлять предложения про покупки, использовать некоторые слова (такие прилагательные, которые подходят ко многим словам, например, большой, красивый и т.п.). Все ученики помогают придумать как можно более интересное предложение, исправляют речевые ошибки одноклассников.
Таким образом, работа со словарными словами становится разнообразной, учащиеся активнее включают новые словарные слова в свою речь, быстрее запоминают их написания.
Используемая литература:
1. Русский язык 3 класс. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.
2. Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса. Иванов С.В., Евдокимова А.О.
|