Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Конспект урока литературного чтения "Бела Юнгер «Белая роза»" для учащихся 2 класса

СКАЧАТЬ (36.4 Kb) 31.07.2016, 14:17
Малинкина Лариса Геннадьевна
учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия №184"
Цель урока: знакомство с произведением  Б. Юнгер «Белапя роза», развитие умения видеть идею произведения .
Задачи урока:
  • учить анализу художественного произведения на сюжетном, идейном, языковом уровнях; творческому пересказу;
  • продолжить работу над совершенствованием навыков осознанного, правильного, выразительного чтения;
  • развитие речи, творческого мышления, воображения;
  • учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней;
  • воспитывать интерес к родному языку, предмету литературного чтения;
  • формировать умения характеризовать персонажи, ориентироваться в тексте и работать с его содержанием
  • продолжить работу по развитию коммуникативных навыков;
Оборудование:
  • оформление доски;
  • компьютерная презентация
  • карточки - шифрограммы;
  • карточки для дифференцированной работы;
  • Фрагмент записи Грига «Утро»;
  • Толковый словарь;
  • Фразеологический словарь;
  • Учебник «Любимые страницы» литературное чтение О. В. Кубасова. 2 класс  ( 2 часть)
Формируемые результаты (формирование УУД):
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к урокам литературного чтения;
-смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
-обогощение активного словаря, развитие речи, воссоздающего воображения;
Коммуникативные УУД:
- развитие монологической и диалогической речи;
-умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- развитие навыков учебного сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик);
-умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,
      - постановка учебных задач;
- самоконтроль и взаимоконтроль, взаимооценка;
- самоанализ и самоконтроль результата;
-развитие навыков рефлексивной деятельности
- самоанализ и самоконтроль результата;
 
Ход урока
 
1. Организационный момент
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Пожалуйста, повернитесь, подарите свои улыбки, чтобы в классе стало тепло и уютно. Спасибо, присаживайтесь.
2.Мотивационный этап
- Эпиграфом к уроку я выбрала слова известного мыслителя Аристотеля: «Приятная для слуха речь - своего рода музыка». Как вы понимаете эти слова? (Приятная речь - плавная, выразительная, мелодичная, понятная, не содержит слов - сорняков. Такую речь так же приятно слушать, как музыку.)
- А вы хотите, чтобы ваша речь была похожа на музыку? (Да)
- Почему? (Другим людям со мной будет приятно общаться. Правильно выражать свои мысли и чувства...)
- Тогда проверьте посадку и настройтесь на работу!
3. Этап первичного синтеза.
     1). Подготовка к восприятию
                              Агния Барто
                              Бела Юнгер
Елена Благинина
- На доске записаны фамилии. Прочитайте, пожалуйста, их. Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Её  можно выделить из данного ряда по двум  признакам. (На уроке мы познакомимся с произведением Б. Юнгер, т. к. А. Барто и Е. Благинина - поэтессы, а Б. Юнгер –писательница, с творчеством Барто и Благининой мы знакомы, А Юнгер – нет).
- А вот с каким произведением Б. Юнгер мы познакомимся, вы узнаете, выполнив следующее задание. На карточках записаны 2 ряда повторяющихся букв, среди которых спряталось название произведения. Вам, как настоящим открывателям неизвестного, нужно вычеркнуть буквы, которые встречаются в каждой строчке более одного раза. Кто быстрее и правильнее справится с заданием?

 
Ю Б Ч И Е Л И А Ю Ч Д ЯД
Ъ Р П П Н О Н У З А У Ъ
 
 
 
- Сформулируйте тему урока. (Темг урока «Знакомство с произведением Беллы Юнгер «Белая роза»)
- В соответствии с темой и эпиграфом урока, подумайте, какие познавательные задачи можно поставить? (    - Познакомится с произведением Б. Юнгер «Белая роза»;
                                    - Учиться выразительно его читать;
                                    - Выполнить творческое задание по развитию речи.)
- Вы хотите успешно справиться с творческим заданием? Тогда будьте внимательны на уроке, запоминайте красивые слова и выражения и старайтесь употреблять их в своей речи.
         2). Прогнозирование
- Попробуйте предугадать содержание произведения «Белая роза».
- А удалось ил нам предугадать содержание, узнаем, прочитав это произведение. Прошу выйти к доске ребят, которые дома готовились к выразительному чтению. (4 человека)
4. Проверка первичного восприятия.
- Ваше впечатление от рассказа?
-  Что мы смогли предугадать?
-  Оцените чтения ребят. (Оки подготовились к чтению, прочитали выразительно, их было приятно слушать, их чтение было похоже на музыку.)
5. Физкультминутка. (Звучит фрагмент записи «Утро», Григ.)
- Встаньте. Представьте, что вы – чудной красоты роза, растёте в цветнике, вас окружают такие же дивные цветы. Присядьте. Покажите, как ваши лепестки утром тянуться к солнышку. Подул лёгкий, шаловливый ветерок. Изобразите, как роза будет слегка покачиваться. Раскройте свои бутоны и подарите окружающим радость и счастье своим великолепием, изяществом и красотой. Присаживайтесь.
6. Анализ произведения.
1 часть.
Предлагаю прочитать первую часть произведения, в которой передаётся диалог внука и деда. Чтение молчаливое, после прочтения приготовьтесь принять участие в беседе.
  • Найдите и прочитайте, какой вопрос интересовал внука?
  • Что ответил дедушка? Подтвердите словами из текста.
2 часть.
Прочитать начало истории, рассказанной дедушкой, предлагаю с помощью чтения-разведки. Взяли в руки карандаши, приготовились. (Чтение и анализ пар слов. При чтении текста учитель заменяет важные, ключевые для восприятия текста слова другими, мене значимыми. Тем самым делается акцент на словах  автора. Выделенные слова анализируются, используются учащимися при подготовке творческого пересказа с целью обогащения активного словаря и передачи колорита произведения. Курсивом выделены слова, которые читает учитель, жирным шрифтом- слова, написанные в тексте).
  • хорошей - красивой- роза красивее все цветов, великолепный, красивый цветок, роскошный, изящный- тонкая, стройная;
  • лепестки- бутоны- появляется сначала маленький бутончик, а когда он раскрывается, получается роскошный цветок;
  • запах - чудесный аромат-запах может быть резким и неприятным, а аромат-тонкий, нежный,  душистый, приятный, свежий, утонченный, изысканный, разливается вокруг;
  • хорошая- нежная, добрая- дарит людям радость своей красотой;
  • ничего не случилось- беда- предостерегали, предчувствовали беду;
  • говорила-удивлялась- сама была добрая и верила, что окружающий мир тоже добрый;
  • своей красотой приношу радость- дарит радость своим великолепием, изяществом, роскошью.
3 часть. (Дифференцированная работа)
- Прочитайте жужжащим чтением следующую часть текста, в которой говорится о том, что произошло с розой, когда в сад забрёл осёл, и что посоветовали бедняжке другие розы. 
- У некоторых ребят на столах карточки: задание №1 – дано  лексическое  значение  одного из слов. Вам нужно найти слово с соответствующим лексическим значением в тексте. Задание №2 -  ряд слов, близких по значению слов. Дополните ещё двумя словами из текста, близкими по значению.  
Карточка:
 №1. Подбери слово из текста, если оно имеет следующее лексическое значение:
Есть что-нибудь вкусное - _______________________ .
 
№2.Найди в тексте два слова, которыми можно было бы продолжить данный ряд близких по значению слов.
Вянуть, слабеть, хилеть, ______ , ______.
 
- Остальные ребята при чтении подумайте, значение всех ли слов вам понятно? Приступили к чтению.
Проверка.
Зачитайте лексическое значение слова. Какое слово из текста соответствует данному лексическому значению?  (Полакомиться)
Прочитайте ряд слов, близких по смыслу. Какими словами вы предлагаете продолжить этот ряд? (Чахнуть, увяджать)
Значение всех слов теперь понятно?
-Что произошло, когда в сад забрёл осёл? (Осёл решил полакомиться розами, объел все цветы и листочки белой розы, потому что они не кололись.)
- Найдите и прочитайте эпизод о том, что посоветовали белой розе её подруги? («Отрасти шипы, отрасти и научись колоться. Кто защитить себя не умеет, того все обижают.»)
4 часть.
- Прочитайте последнюю часть рассказа жужжащим чтением в парах. Подумайте, как изменилась жизнь розы, когда она послушалась совета подруг?  (Чтение)
-Как распускалась роза весной? Подтвердите словами из текста. (Весной она сначала выпустила острые шипы и только потом раскрыла свои бутончики.)
- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и прочитайте фрагмент текста, который соответствует ей. (Он широко раскрыл рот, с жадностью потянулся к бутонам, но острые шипы тут же вонзились в язык, в нос, и осёл с рёвом бросился прочь.)
-Изменилась ли жизнь розы после того, как она послушалась совета других роз? Почему? (Да, её больше никто не обижал, потому она могла себя защитить.).
7. Этап вторичного синтеза.
Подготовка к творческому пересказу.
- Ребята, от лица какого героя произведения вам бы хотелось подготовить творческий пересказ? (От лица розы)
- Предлагаю объединиться в группы, подумать, посоветоваться друг с другом и подготовить творческий пересказ произведения от лица розы. Помните о правилах работы в группе.
- На столах у каждого лежат карточки с красивыми словами и выражениями. Используйте их и слова, выделенные в тексте, при составлении творческого пересказа.
Карточка.
Используй слова и выражения при составлении творческого пересказа:
упругий стебель;
        изящная, роскошная роза;
        пышный снежно – белый цветок;
       склонив головку;
увядать;
разливала вокруг себя тонкий, нежный, приятный аромат;
волшебный, сказочный аромат
Заслушивание пересказа (1-2уч.)
-Оцените пересказ.
8. Работа с фразеологическим словарём.
- В русском языке существует выражение«Цвести как роза». Подумайте, что оно может обозначать?(Мнения детей)
- Обратимся к ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОМУ словарю. (Выражение «Цвести как роза» означает быть красавицей. Так обычно говорят о молодой девушке.)
9. Определение жанра и  главной мысли произведения.
-Определите жанр этого произведения, аргументируйте свою точку зрения. (Сказка)
Какова же, на ваш взгляд, основная мысль этой сказки?
- Поразмышляйте, только ли роза может быть нежной и доброй? Можно ли эти качества отнести к человеку?
- Добрые люди, с красивой душой часто оказываются ранимыми. Легко ли обидеть такого человека?
- Поэтому, прежде , чем что-то сказать или сделать человеку, о чём мы должны подумать?
- А если вдруг случилось так, что вас кто-то обидел, что вы должны суметь сделать? И лучше всего уметь защитить себя не кулаками, а словами.
10. Домашнее задание.
- Вам понравилась сказка? Вы хотите научиться читать её выразительно, чтобы прочитать потом родителям, друзьям? Тогда дома я вам предлагаю подготовиться к выразительному чтению сказки, а так же выполнить одно из предложенных творческих заданий (задания написаны на карточках)
Карточка.
Выбери и выполни дома одно из предложенных творческих заданий
  1. В тексте выдели слова и выражения про осла. Составь творческий пересказ сказки от лица осла.
  2. Попробуй сочинить небольшое стихотворение о розе, используя слова и выражения, отмеченные на уроке.
  3. Пользуясь дополнительными источниками, найди интересную информацию о розе (легенды, интересные факты и др.)
 
11. Итоги урока.
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Чему научила вас эта сказка?                                                                                                 - Вспомните эпиграф к уроку. А кто из вас может сказать, что благодаря работе на уроке, речь - стала  более  красивая, правильная, понятная, словом, похожая на музыку?
- Я очень рада за вас, думаю, что на следующих уроках мы продолжим работу над развитием речи.
12. Рефлексия.
- В Африке давным-давно возник специальный язык цветов- СЕЛАМ. Толкователи СЕЛАМА наделяли каждый цветок своим значением. Роза - цветок любви, царица всех цветов. Цвет розы имеет свой символический смысл:
Белая роза - символ сохранения тайны;
Синяя  роза - символ печали;
Алая роза - символ любви, радости;
Жёлтая роза - символ  дружбы
- У вас на партах лежат маленькая роза. Предлагаю с её  помощью выразить ваши мысли и чувства от урока:
  • если вам не всё понятно было на уроке, осталась какая — то тайна, оставьте розу белой;    
  • если у вас ухудшилось настроение, на уроке было грустно и скучно, раскрасьте розу в печальный синий цвет;
  • если вы испытали радость от урока, вам понравилось работать, раскрасьте  розу красным цветом.
Спасибо за работу.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: mlg | Теги: литературное чтение, урок литературного чтения, начальные классы, конспект урока
Просмотров: 3732 | Загрузок: 131 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог