Цель: знакомство с произведением А.Гайдара «Тимур и его команда», характеристика ключевых героев повести.
Ход урока
- Посмотрите на портрет. Кто на нем изображен?
- Аркадий Гайдар утверждал, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время». С чем это связано? Что вы о нем помните из предыдущего урока?
- Повесть «Тимур и его команда» создавалась в 1940 году. А вышла в свет спустя год. Что произошло в России в то время? (В 1941-ом началась Великая Отечественная война)
- Немецкие войска под руководством Гитлера ворвались в наше государство. Обрушились первые бомбы, прозвучали первые выстрелы. Настала тяжелая, плачевная пора, время патриотов и героев. Возник вопрос: что же должен делать каждый человек? Волновал этот вопрос не только взрослых, но и детей. Повесть А.П. Гайдара помогла детям получить ответ на данный вопрос. Прочтя данную повесть, мы поймем как жили дети в те времена.
- Итак, повесть называется "Тимур и его команда". Кто такой Тимур?
- Что такое команда? (специально собранная группа людей, у которых есть общая цель)
- Кто уже ознакомился с данным произведением самостоятельно, расскажите, кто входит в команду Тимура?
- А вы знали, что очень важным человеком данной команды был Гараев. Кто это такой?
- Давайте начнем читать произведение, и выясним всех членов команды Тимура.
Чтение 1 части.
- Где происходят события?
- Какие герои команды Тимура встретились в этой части?
- Что о них написано?
- Что значит "расторопный и сведующий " Сима Симаков?
- Можете вы предположить, о чем были знаки Симы Симакова для Коли?
- Предположите, для чего сидели двое на трубе дома молочницы? Кто-нибудь догадался, кто это мог быть?
- Что их всех заставило покинуть пост?
Чтение 2 части.
- Как зовут девочек, о которых пишет автор?
- Похожи ли сестры друг на друга?
- Как бы вы охарактеризовали Ольгу? (посмотрите внимательно на форму ее имени, это полное или короткое имя?)
- Какая по характеру Женя?
- Кто из них старше?
- Почему вы так решили? Найдите подтверждение в тексте.
- Что можно сказать о Жене по ее действиям на чердаке?
- Кто предупредил Женю об опасности по телефону?
- Найдите описание Тимура.
- Какие слова подсказывают, что Тимур - это человек, которого все слушаются, который всё решает в этой команде мальчишек?
- Знакомы ли Тимур и Женя?
- Как вышло, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нем, но не видела его ни разу?
Стало ли нам известно, кто такой Гараев из первой и второй части? Давайте тогда его искать дальше.
Чтение 3 части.
- Кто пропал в дом № 54 по ул. Пушкарёвой?
- Кто обтряс яблоню в саду дома №34?
- А в доме номер 20 что происходит?
- Чьи это дома?
- Зачем ребятам необходимо следить за этими домами?
- Как они могут помочь в решении проблем этих домов?
- Теперь вернемся в начало урока, так с какой же целью сидели двое на крыше дома молочницы?
- Как Гейка разобрался с Мишкой Квакиным?
- Почему Тимур решил поговорить с плачущей девочкой сам, а остальных попросил к этому делу не касаться?
- По вашему мнению, дела, которые делают Тимур и его команда можно назвать серьезными делами? Почему?
- Как вы считаете, это выдуманные истории или реальные?
- Почему?
- Кто же входит в команду Тимура? О ком сегодня говорили?
- Охарактеризуйте их несколькими словами.
- Какой герой нас еще интересует? (Гараев)
- Дочитайте 4 и 5 часть самостоятельно. И найдите, кто же такой Гараев? Почему он важный член этой команды? Кому будет недостаточно информации, вы можете посетить на каникулах библиотеку и взять для самостоятельного чтения книгу Аркадия Гайдара "Тимур и его команда".
|