Цель: Развитие умения правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и -тся, ь в глаголах 2-го лица ед.ч., а также буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов, обозначать орфограммы-буквы ь (или его отсутствие в формах 3-го лица ед.ч. и мн.ч.) и графически объяснять выбор написаний.
Список использованной литературы: Русския зык. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. Часть 2. – Изд. 5-е, перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный домЮ, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Ход урока
Орг. Момент.
Актуализация знаний.
- Говорят, что пословицы несут народную мудрость. Какое задание несут наши пословицы? (Слайд 1) (Умение определять, где в глаголах пишется –ться и –тс)
- Верно. Давайте вспомним, в каком случае пишется орфограмма ь в глаголах, оканчивающихся на –ться и –тся? Какое правило мы знаем?
- Выполните задание на слайде, вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор.
- Как называются глаголы, которые оканчиваются на -ся? (возвратные глаголы)
- Почему они так названы? (направлены на того, кто их совершает)
- Кто любит кататься? Кто за все берется? (я сам)
- Кому все удается? (мне самому)
- Как разобрать эти глаголы по составу? Какая у них особенность? (суффикс –ся входит в основу слова)
- Давайте покажем родителям, как разбираются эти глаголы. Выпишем слова с –тся из пословиц в строчку через запятую. (Слайд 2)
Разбор слов по составу с комментированием.
Какие умения мы тренировали данными пословицами?
Открытие детьми нового знания.
- Сегодня перед уроком я выполняла такие действия: Идёшь, встречаешь, видишь. (Слайд 3)
- Что общего у этих слов? (оканчиваются на ь, ь пишется перед буквой ш, все глаголы 2-го лица ед.ч.)
- Оказывается, ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед.ч. – это тоже орфограмма. Как вы думаете, как удет звучать правло? (предположения детей)
- Давайте сверим его с учебником. Кто прочитает? (стр. 97 учебника)
- Совпало наше предположение?
- Как будет обозначаться новая орфограмма на письме?
Применение нового знания.
- Давайте теперь потренируемся правильно писать глаголы 2-го лица ед.ч. И в этом нам поможет упр. 278.
Выполнение упр. 278 с комментированием.
- Для чего вы выполняли данное упражнение?
- Какое еще умение вам понадобилось, чтобы справиться с заданием?
Физминутка
Постановка темы и цели урока.
- Какое умение нам помогли отработать пословицы? (Развитие умения правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся)
- А упр. 278? (развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица ед.ч.)
- Что общего было в этих заданиях? Какая орфограмма?
- Эти задания мы выполняли вместе, но писать письма, сообщения, сочинения в жизни вам придется самостоятельно. И я думаю, что вы будете еще более грамотно оформлять свою речь.
Первичное закрепление.
-А теперь я вам предлагаю, чтобы каждый закрепил полученные знания на уроке и научился применять их без помощи посторонних, выполнить упр. 279.
Рефлексия.
- Над какими умениями мы работали на уроке?
- Где вам пригодятся данные умения?
- Поднимите руки, кто справился с последним заданием без ошибок?
- У кого 1-2 ошибки? 3-4 ошибки?
- Оцените свою работу на уроке.
|