Валова Наталья Николаевна, Костевич Татьяна Валерьевна
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 5», г. Югорск ХМАО-Югра
Цели: 1) Расширить представления обучающихся о правописании глаголов, изучить роль частицы НЕ, подвести к открытию раздельного написания НЕ с глаголами.
2) Побуждать обучающихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Вырабатывать основные навыки общения внутри и за пределами рабочей группы.
3) Способствовать развитию любознательности, воли и настойчивости обучающихся для достижения конечного результата.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор;
презентация;
карточки с текстами.
Ход урока
1. Организационный момент
- Как будем работать, чтобы урок прошел успешно?
- С чего начнем урок? (С минутки чистописания.)
2. Минутка чистописания
- Отгадайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
- Назовите первый звук в слове «зима».
- Дайте характеристику звуку [з,].
- Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание строчной и заглавной буквы З,з.
3. Актуализация новых знаний, решение поставленных задач
Задание 1. Правописание приставок с глаголами
- Объясните написание глаголов в загадке. (Работа в парах.)
(За)порошила дорожки,
(Раз)украсила окошки,
Радость детям (по)дарила
И на санках (про)катила.
- Спишите загадку, выделите приставки.
Задание 2. Правописание частицы НЕ с глаголами (постановка учебной задачи)
- Предлагаю отгадать еще одну загадку.
Чтобы осень (не) промокла,
(Не) раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз.)
- Назовите глаголы.
- Что стоит перед глаголами? (Не.)
- Можно ли сказать, что «НЕ» – это предлог? (Перед глаголами не бывает предлогов, значит, «НЕ» – это не предлог.)
- Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы.)
- Приведите примеры союзов и предлогов.
- Есть среди них слово «НЕ»? (Нет.)
- Какой частью речи является «НЕ»? (1. - ?; 2. – частица.)
- Как пишется частица «НЕ» с глаголами? (?)
- Какую задачу поставим на урок? (Выяснить, как пишется частица «НЕ» с глаголами.)
Задание 3. Решение поставленной задачи
- Предлагаю текст. Понаблюдайте за глаголами, сделайте вывод о правописании частицы «НЕ» с глаголами.
- Работать будем в группах. (Каждая группа получает текст.)
Текст
Наступила долгожданная зима. Дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу. Только Митя все хмурится и хмурится.
- Пойдём, Митя, с нами лепить снежную бабу.
- Не хочу, не буду, не нравится мне это занятие, - говорит Митя.
- Пойдем, Митя, с нами кататься, - зовут дети.
- Не могу, не пойду, можно ноги промочить, - отвечает он.
- Пойдём, Митя, в снежки играть! – кричат ребята.
- Не люблю я играть в снежки. Лучше домой пойду. |
Роли в группах: 1 группа – «Понимайка», 2 группа - «Моделька», 3 группа - «Почемучка», 4 группа - «Развлекайка».
Задания группам.
1 группа - сделать вывод о правописании частицы «НЕ» с глаголами и выделить основные понятия по теме, изобразив на схеме.
2 группа – сделать вывод о правописании частицы «НЕ» с глаголами и изобразить полученный вывод с помощью модели.
3 группа – сделать вывод о правописании частицы «НЕ» с глаголами и сформулировать по данной теме вопросы для других групп.
4 группа – сделать вывод о правописании частицы «НЕ» с глаголами и разыграть сценку. (Для данной группы предлагается сценка.)
Обсуждение результатов работы
Презентация групп своих позиций.
1 группа – «Понимайка»
2 группа - «Моделька»
3 группа - «Почемучка»
- Что такое глагол?
- К какой части речи относится слово «НЕ»?
- Как пишется частица «НЕ» с глаголами?
4 группа - «Развлекайка».
Инсценировка стихотворения А. Шибаева.
-Слезь со стула!
-Не слезу!
-Упадёшь!
-Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Придёшь!
- Не приду!
- Услышишь!
- Не услышу!
-Найдёшь!
- Нет, не найду!
-Слезаешь?
-Не слезаю!
- Решаешь?
- Не решаю!
- Мечтаешь?
-Не мечтаю!
- Молчишь?
-Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
-Нет! Да, хочу!
- Какой смысл придаёт частица «НЕ» глаголу? (Частица «НЕ» придаёт глаголу отрицание.)
- Какой главный вывод сделали о правописании частицы «НЕ» с глаголами?
(Частица «НЕ» пишется с глаголами раздельно.)
Задание 4. Правописание слов, которые без «НЕ» не употребляются
- Авторы представляют зиму в разных произведениях по-разному. В одних – она добрая, в других - сердитая. Прочитайте текст и определите характер зимы.
Текст
Негодует Зима. Невзлюбила она людей за то, что они не боятся ее морозов.
- Ну, несдобровать вам, всех заморожу! - думает Зима.
|
- Какой характер у зимы?
- Обратите внимание на глаголы. Как пишутся глаголы в данном тексте? (Слитно и раздельно.)
- А почему в некоторых словах «НЕ» пишется слитно? (Эти слова без «НЕ» не употребляются.)
- Давайте познакомимся с правилом в учебнике (с. 81).
4. Применение полученных знаний на практике
Задание. Списать загадку № 2, применяя открытое правило.
(Самостоятельная работа)
Анализ работы.
5. Итоговая рефлексия
- Какое открытие сделали на уроке?
- Всегда ли «НЕ» пишется с глаголами раздельно?
- Кому было легко работать?
- У кого возникли трудности? В чем?
- Кто научился правописанию частицы «НЕ» с глаголами?
6. Домашнее задание
1. Научить родителей правописанию частицы «НЕ» с глаголами.
2. Упр. 1 или упр. 2 с. 81 - по выбору.
|