Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Урай Мерц Н. В. Урок технологии в 4 классе. Тема: Реальный и фантастический мир. Тканевая пластика «Волшебное панно» в стиле пэчворк. Цель урока: изготовить панно ко Дню матери. Задачи: Научиться работать в стиле пэчворк . Формировать у обучающихся умение представлять результаты своего труда с использованием информационных технологий. Развивать творческие способности, внимание, воображение, умение делать умозаключение. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до логического и практического завершения. Формируемые компетенции: Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации – в энциклопедиях, справочниках, интернете. Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предвари- тельного обсуждения; – уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; – уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы. Ход урока. I Орг. момент. Великая радость- работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота Работай без лишнего счёта- Всё счастье земли -за трудом! - Все ли готовы к труду? Проверка готовности к уроку. II. Знакомство с понятием «пэчворк» -На доске новое слово. Прочтите ПЭЧВОРК -Что это значит? (версии разные) -1 группа ребят в качестве домашнего задания приготовила презентацию и сообщения об этом понятии. Дети включают свою презентацию. 1ребёнок начинает: пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов», вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани, поэтому запретило ввоз индийского ситца. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. 2 ученик. На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. 3 ученик Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения . Вот какие картины получаются сейчас у любителей пэчворка. Шьют даже мужчины. -На доске ещё одно слово. Прочтите и объясните его. ПАННО (Версии про картины и роспись на стенах) -2 группа ребят приготовила сообщение на эту тему 1 ученик зачитывает из словаря Ожегова толкование слова. 2 ученик - из найденного в интернете с показом образцов панно. Панно (фр. panneau от лат. pannus — кусоткани) — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели. Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями. Панно – это живописное произведение в рамке, которым украшают стену или потолок. В настоящее время это актуальный декор, используемый в интерьере. III.Определение темы урока, постановка цели и задач. -Какова же тема нашего урока? Что мы будем делать? -Пэчворк.(Шить, рисовать картину) Проблема- у нас нет швейных машин, ниток, чтобы шить. А ткань есть. Как же нарисовать панно? Можно вырезать из ткани и приклеить её. Верно. Мы будем изготавливать панно из ткани. Из кусочков ткани в стиле пэчворк. Учитель показывает свои слайды – игрушки и аппликация из ткани. -А зачем мы будем делать это панно? Вспомните, какой праздник близко? -День матери. 3 группа расскажет нам об этом празднике и покажет презентацию. День Матери- Международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В разных странах этот день приходится на разные даты, в основном в мире «День матери» отмечается во второе воскресенье мая. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября, в Беларуси - 14 октября, на Украине - второе воскресенье мая. в Испании и Португалии – на 8 декабря, в Белоруссии праздник отмечают 14 октября. В России по приказу президента Бориса Ельцина с 1998 года отмечаем в последнее воскресенье ноября. 4 группа приготовила пословицы и поговорки о матери.Зачитывают примерно такие. Ближе матери друга нет. Кто мать свою уважает, тот и чужую не обидит. Нет милей дружка, как родимая матушка. При солнышке тепло — при матери добро. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило. Слепой щенок и тот к матери лезет. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. Птица радуется весне, а младенец - матери. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха. Материнская молитва со дна моря вынимает . Материнское благословение на воде не тонет, на огне не горит. IV. Анализ изделия, материалов, план работы. -Какие материалы и инструменты нам пригодятся в работе? -Каков план работы? Что будем делать сначала и что потом? - В каком порядке приклеивать детали? Сначала разместить на листе. Продумать композицию. Физминутка. Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Раз –согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, повернуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять и шесть - тихо сесть, Семь и восемь – лень отбросим. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем. За бабочкой мы наблюдаем И работать продолжаем. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. V. Техника безопасности при работе с ножницами, повторим! VII.Самостоятельная работа детей. VIII.Выставка работ. Сравнение. Выявление ошибок. Оценки. IX. Итог. -С какой техникой работы познакомились? Какое новое слово узнали? Что оно означает? -А что вы скажете мамам, бабушкам, тётям, когда будете вручать подарок? (дети говорят тёплые, ласковые слова) 5 группа ребят приготовила свой вариант поздравлений. Дети читают стихи, вот пример.
1.Любимая, милая мама! Ты — лучик среди темноты, И не описать мне словами Всё то, что дарила мне ты.
В день матери нежно, стихами, Поздравить тебя я хочу. А позже приеду с цветами, Их маме любимой вручу.
Храни себя, ты — мое счастье! И очень ты мне дорога. В моменты по жизни ненастья Мы вместе пройдем все снега. 2.Кто любовью согревает, Всё на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешит, И умоет, и причешет, В щечку поцелует — чмок? Вот она всегда какая — Моя мамочка родная!...
3.За сердце доброе твоё, Такое тёплое вниманье, За тонкое твоё чутьё, И за простое пониманье, За материнскую любовь, Всю нежность мира и заботу Благодарю я вновь и вновь, Поддавшись чувств водовороту.... X. Рефлексия. От таких тёплых слов солнышко к нам заглянуло. Кому всё удалось сегодня на уроке, встаньте к своему солнышку. Кому не всё удалось- к среднему солнышку. У кого совсем ничего не получилось- поднимите руку- мы вам поможем! XI. Д\з Сделать рамку для панно и подарить маме.
|