Свое эссе мне хотелось бы начать со слов знаменитого немецкого пелагога Адольфа Дистервега: "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания". Настоящий учитель - это не тот, кто может чему-нибудь научить детей. Настоящий учитель - это тот, кто сможет посеять в детях семена цветка познания истины, сможет помочь каждому ребенку прорастить это семя. Учитель должен стать для своих учеников не просто хранителем знаний. Он должен стать старшим товарищем своих учеников, проводником в мир мудрости и развития.
Современные тенденции жизни диктуют новые стандарты и подходы к обучению и воспитанию детей, подготовки их к жизни в современном обществе. Несмотря на то, что все новое - это хорошо забытое старое, учителям-практикам во многом приходится менять свои принципы и методы работы. Мне, в некоторой степени, повезло больше. Являясь молодым педагогом, у меня есть возможность не менять свои подходы, а привносить новые идеи в образовательный и воспитательный процесс. Практическое внедрение инновационных технологий образования еще не до конца исследовано и разработано, поэтому каждому педагогу выпал шанс стать новатором, внести нечто новое в модель создания будущего общества.
Что же включает в себя инновационное образование? Инновационное образование, как новый подход к обучению, включает в себя сочетание различных компонентов. Это и личностный, гуманитарный подход к обучению каждого (что важно, КАЖДОГО) ученика, сущностный и акмеологический подходы, синтез различных культур, использование новейший технологий, в первую очередь современных информационных технологий. Но самое важное для меня - это профессионализм и творческий подход к образованию. Несомненно, что требуется постоянное саморазвитие и самообразование педагога. Кроме того, педагог должен выработать привычку саморазвития, самообразования, самоконтроля и самосовершенствования и у самих учеников. Ребенок сам должен стремиться к своему личностному росту и развитию.
Являясь учителем начальных классов, передо мной встает важная задача: построить прочный и надежный фундамент для дальнейшего образования и воспитания ребенка. Именно нам выпадает нелегкая, но почетная возможность, посадить то самое семя познания в сердце ребенка, научить его принципам саморазвития и самоконтроля, вдохнуть в него желание и стремление к постоянному самосовершенствованию. Придя в школу, поменяв свой социальный статус, ребенок приобретает не столько новые знания, сколько навыки действий и поведений. Именно в начальной школе закладываются основы дальнейшего обучения и воспитания ребенка. Если учитель сможет так организовать процесс обучения ребенка, чтобы ученик сам захотел узнавать новое, научился добывать знания через решение проблем и поиск истины, сам захотел совершенствовать свои личные качества, то он заложит тот самый прочный фундамент для развития ребенка. Ребенок не будет зависим от слова учителя, от школьной программы, получит не необходимый минимум знаний, а прочный и долговечный способ получения любых знаний. Это важно не столько для обучения в школе, сколько для будущей жизни ребенка, его взросления и социализации. Тем самым мы получим не только грамотного и интеллектуально и духовно развитого человека, но и сознательного гражданина нашего Отечества, патриота, способного изменять себя и окружающий его мир. С учителя должно начинаться зарождение не просто образованного, а нового, "думающего" общества!
От перечисленных выше целей и принципов я отталкиваюсь в своей педагогической деятельности. Видя перед собой доверчивые глаза и пытливые умы своих первоклашек, всеми доступными средствами и методами я пытаюсь не просто дать им те знания, которые прописаны методикой преподавания школьных предметов, а научить их быть настоящим Человеком. Важную роль в этом играет личный пример самого учителя. Я показываю детям заинтересованность в каждом шаге на нелегком пути их развития, показываю, что постоянно нужно узнавать что-то новое, что вставшие перед ними проблемы надо решать не поверхностно, а глубоко копать в поискать истины решения этой проблемы. За 1 четверть учебного года, мои первоклассники уже научились отслеживать свой личностный рост, стремятся к постоянному совершенствованию. Ведь так приятно и учителю, и ребенку, радоваться каждому, пусть даже крохотному, успеху. Так важно видеть искреннюю улыбку ребенка, потому что, например, написанная буковка получилась у него лучше, чем была вчера. И так приятно осознавать, что ученик каждый день спешит в школу не потому, что он теперь ученик, а потому, что школа поистине стала для него вторым домом, местом, где происходит его зарождение как Человека, личности. А это для ребенка является довольно важной мотивацией для обучения и воспитания.
Подводя итоги своего эссе, хочется сказать, что педагог - это профессия дальнего действия. Каждый учитель не просто выполняет требования образовательного стандарта, он зарождает личность. Он как скульптор воздействует на данную ему глину, лепит из нее не просто поделку, а настоящий шедевр, творение. Только особенность наша в том, что наша "глина" живая, чувствующая, думающая. Поэтому нужно не просто слепить, а создать, заинтересовать и воодушевить наш маленький шедевр!
|