Сегодня: 05.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья о Формировании и развитии УУД у обучающихся в рамках программы внеурочной деятельности «Волшебная мастерская»

04.08.2014, 22:11
Бармина Алена Игоревна
Преподаватель изобразительного искусства, МАОУ СОШ №74
Формирование и развитие метапредметных
умений и личностных результатов обучающихся
в рамках программы внеурочной деятельности
«Волшебная мастерская»

На современном этапе развития образования и общества в целом, в условиях существования ряда значимых факторов 20-21 века: психологических (глубинные изменения детства), политических (приоритетные национальные проекты, международные процессы глобализации образования), - требования Закона «Об образовании в РФ- №273» [5], дорожные карты изменений в отраслях социальной сферы, социальных (инициативы общественности, профессиональных ассоциаций), педагогических (рефлексия педагогической деятельности), государство предъявляет школе как социальному институту новые требования.
Реализация этих требований предполагает формирование учащегося с творческими способностями. Современный школьник должен научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть (Ж.Делор) [2],
В связи с этим, особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности учащегося в обществе.
Как правило, дети с творческими способностями видят необычное, прекрасное там, где другие это не видят. Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать новое, оригинальное. Творческое начало рождает у учащегося живую фантазию, воображение, стремление идти вперед, к лучшему, к совершенству, прекрасному.
Работа с разными природными и бросовыми материалами: бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития учащегося, способствует развитию воображения. Используемые виды труда воспитывают нравственные качества: трудолюбие, волю, дисциплинированность, желание трудиться.
В рамках творческой деятельности школьники усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике.
Создавая и украшая свои изделия, школьники развивают эстетический вкус.
Развитие мелкой моторики в подростковом возрасте - залог нормального развития интеллекта ребенка. Чем лучше учащиеся работают пальчиками, тем быстрее они развиваются, лучше говорят, думают, учатся в школе. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»[3].
Продуктом увлекательных занятий во внеурочной деятельности становятся не только – сами поделки, но и невидимый для глаз результат – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
С этой целью нами была разработана программа внеурочной деятельности «Волшебная мастерская». Особенностью программы является то, что она дает возможность открыть каждому учащемуся для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, не только проявлять, но и совершенствовать свои творческие способности. Увидеть «необычное» в обыденном.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального и среднего общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [4].
Среди видов внеурочной деятельности в массовой школе авторами ФГОС выделяется - художественное творчество [1,4], как значимый способ формирования и совершенствования личностных результатов.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Анализируя нормативную базу, теоретические основы новых образовательных стандартов, а также программы кружковой работы в общеобразовательных учреждениях Скрипачевой О.А, Халецкой Т.В, Кузнецовой И.Н. Они предполагают развитие учащихся в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление, формирование умения анализировать и оценивать свои работы.
Приходим к выводу о существовании некоторого противоречия, заключающегося в том, что, с одной стороны, на современном этапе развития образования новый образовательный результат складывается не только (и зачастую не столько) из предметных умений учащегося, сколько из метапредметных и личностных умений, которые развить в предметной деятельности бывает непросто, с другой стороны, введение внеурочной деятельности позволяет уделить пристальное внимание формированию и развитию именно метапредметных умений и личностных результатов.
Изучив и обобщив опыт коллег, мы разработали собственную программу внеурочной деятельности «Волшебная мастерская», которую апробировали в условиях массовой школы.
Программа «Волшебная мастерская» рассчитана на 1 год обучения учащихся 5-х классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы (20 – 25 человек). Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 45 минут.

Разработанная нами программа «Волшебная мастерская »
• Развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка.
• Способствует развитию креативности (ученики много фантазируют).
• Пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений.
• Формирует и закрепляет привычку к свободному самовыражению.
• Способствует повышению уверенности в себе, формированию адекватной самооценки
• Развивает умения выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения по выполнению той или иной работы.
• Развивает художественный вкус.
Программа основана на принципах:
• От простого к сложному;
• Доступность, отсутствие финансовых затрат;
• Минимизации поиска времени ресурсов (интернет ресурсы, книги, раскраски)
• Учет индивидуальных особенностей класса (ресурсы)
• Учет возрастных психологических, индивидуальных способностей
• Формирование мотивации через эмоциональные окраски деятельности
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой (практикой ориентированной задачами)
При реализации программы нами использовались следующие
формы и технологии организаторской деятельности.
• Использование ИКТ оборудования
• Технология «Мозгового штурма»
• Форма групповой работы (от 2-4 человек)
• Выставки (в классе, школе)
• «Заочное обучение родителей»
• Экспертная оценка творческих работ (учитель, ученики)
• Индивидуальная форма работы
Программа предусматривает приобщение всех участников образовательного процесса.
Данная программа вводит учащегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Структура программы.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Выполнение творческих работ:
• индивидуальных
• групповых
• коллективных
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Предусмотрен творческий проект по темам. В конце каждого блока проводится мини-выставка работ учащихся.
Анализ и наблюдение за ходом реализации программы «Волшебная мастерская» показал, что разработанная программа внеурочной деятельности способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся, поддерживает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных учебных программ.
В результате реализации программы каждая творческая работа имеет свою индивидуальную неповторимость.
Наблюдения и анализ показывает, что учащиеся неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление уметь вообразить, а потом сделать своими руками и есть подлинная основа и движущее начало творчества.
«Волшебная мастерская» формирует и развивает учебные универсальные действия у учеников, в т. ч. способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Благодаря занятиям в «Волшебной мастерской» у учеников развивается умение учиться, которое является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
За два года работы по реализации программы внеурочной деятельности был сделан вывод: не имеет значение, какой уровень способностей заложен природой в ученике. Главное, помочь поверить ему в свои силы и создать условия, чтобы он хотел их развивать.

1. Григорьев, Д.В. Степанов П.В., Центр теории воспитания ИТИП РАО
2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996. – С. 37.
3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т.1 – М.: Педагогика, 1979 – 560с.
4. ФГОС http://standart.edu.ru/
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации"


Категория: Разное | Добавил: Dasha_B
Просмотров: 1313 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог