ЧОУ "ШКОЛА ИМЕНИ И. В. КАРГЕЛЯ И Ф. В. БЕДЕКЕРА"
Конспект урока по истории мировых религиозных культур по теме:
"Основные этапы истории древних евреев. Расхождения с христианством"
Составитель: Федоренко Сергей Александрович
Санкт-Петербург
2014
Вид урока: лекция
Шли века, и временами вера потомков Авраама слабела, множились их грехи перед Богом. Вследствие этого евреи оказались в Египте на положении бесправных иноверцев, практически государственных рабов. Освобождение от власти фараона – рабства физического – было связано с духовным возрождением и укреплением веры, с освобождением от духовного рабства. Так Библия открывает пространство, где встречаются Бог и человек, вечность и земная сиюминутность. Смысл этой встречи в том, что Бог ведёт людей через испытания, в ходе которых люди очищаются как золото и медь в огне. Христианские богословы уверены, что результаты этих испытаний изначально известны Богу.
Дальнейшие события Священной истории связаны с именем Моисея – великого вождя, пророка и законодателя еврейского народа. Он возглавил исход евреев в XIII веке до н. э. из окраинных районов Египта и его переселение в Ханаан (Палестину) – землю, обещанную Богом потомкам Авраама.
Сорок лет водил Моисей евреев по пустыне, прежде чем они вступили на землю Палестины. Это произошло только тогда, когда умерли все, кому было более 20 лет в момент исхода из Египта, то есть воспитанные в рабстве. Границу отданной ему страны пересёк свободный народ.
Через Моисея Бог возобновил Свой Завет с народом Израиля и вручил ему Закон – правила веры и жизни, который повелел неукоснительно соблюдать.
Основой Закона является знаменитый Декалог – Десять Заповедей. Нормы Закона охватывают все стороны жизни еврейского народа.
На рубеже XI-X веков до н. э. Израиль создал своё государство – Израильское царство. До этого во главе во главе еврейского народа стояли избираемые вожди – Судьи. Первым царём Израиля стал Саул, но золотой век Израиля выпал на царствования Давида и Соломона. При сыне Соломона – Ровоаме – государство евреев распалось на два царства – Израильское (Северное) и Иудейское (Южное). В VIII веке до н.э. Ассирия уничтожила Северное царство. Через 150 лет вавилоняне (халдеи) уничтожили Иудейское царство. Был разрушен Иудейский храм – единственное святилилище Единого Бога евреев. Часть еврейского народа была уведена завоевателями в Вавилон, другая сама ушла в Египет. Но, лишившись земли обетованной, государственности и главных святынь, евреи сохранили сознание национальной и религиозной общности.
Подвижники веры, прежде всего пророки, не только поддерживали веру в народе, но и укрепляли её. Они искали у Бога помощи и разума. Поэтому не только годы могущества, но и столетия упадка были отмечены вдохновенным трудом книжников и учителей, взлётами поэтического творчества.
Пророки играли особую роль в жизни евреев. Особенность пророческого служения была в том, что пророк не имел права утаить открытую ему Богом истину. Самые величайшие из пророков тех времён – Илия, Елисей, Иона и Даниил. Иудеи стали называть своё Священное Писание – «Закон и Пророки».
Когда Вавилон был разгромлен персами, иудеи (евреи – выходцы из бывшего Иудейского царства) стали возвращаться на родину. В это время был восстановлен Иерусалимский храм, проверено и кодифицировано Священное Писание. Но еврейский народ ещё 200 лет не имел независимости, сначала был под властью эллинистического Египта, а затем Сирийского греческого царства. В жестокой освободительной войне Египет завоевал независимость в 140 году до н. э.
Однако в 63 году до н. э. римляне подчинили себе Иудею, захватив после ожесточённого сопротивления Иерусалим, а затем и Храмовую гору с Храмом. При царе Ироде, поставленном римлянами, был расширен и украшен Иерусалимский храм. Значительная часть римского общества была недовольна деспотическим царствованием Ирода. Появилось движение радикальных сторонников независимости Иудеи – зилоты (или зелоты).
Таким застало Иудею рождение Мессии в конце царствования Ирода.
Расхождение с христианством
Ветхозаветное откровение сохраняет определённое значение и в христианстве. Неприходящую ценность для христиан имеют еврейские пророки, указавшие на Христа Спасителя.
Ветхозаветное откровение не знало тайны Триипостасного Бога – Святой Троицы.
Полным контрастом с христианством является ветхозаветное учение о правде Божией, которое имеет две стороны. Одно – для евреев, другая – для всех других народов. Отсюда идёт учение о Мессии.
Евреи не признали Иисуса Мессией, потому что он не стал иудейским царём для всей земли, устроителем благочестивой, но чисто материальной жизни для одного единственного народа – еврейского.
ГЛОССАРИЙ УРОКА:
Благочестие – жизнь по правилам исповедуемой религии.
Ханаан – древнееврейское название Палестины, нынешняя территория государств Израиль и Палестина.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К УРОКУ:
1. Где находилось единственное святилище древнееврейского народа и кто его построил?
2. Какую роль в жизни евреев играли пророки?
3. В чём основное расхождение религии древних евреев с христианством?
|