Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья "Личностные особенности детей детского дома"

СКАЧАТЬ (18.3 Kb) 19.02.2014, 18:05
Русских Ольга Валериевна
Воспитатель, МКОУ "Понинский детский дом - школа"
Министерство образования и науки Удмуртской республики
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
«Понинский детский дом – школа»

Личностные особенности детей детского дома.

Автор: О.В. Русских
воспитатель

В наше время технического прогресса, глобальных катастроф и экономической нестабильности мы совершенно забыли о человеческих отношениях. Мы каждый день стремимся заполучить новый гаджет, разработанный еще только сегодня ночью; живое общение заменили переписки в социальных сетях. К сожалению, это диктует нам современная жизнь. Жизнь, в которой не остается времени любви, ласке, вниманию...
Если задуматься, то отсутствие человеческих отношений - одна из самых главных катастроф на Земле. Ее жертвами становится самая незащищенная категория людей - дети. Но наибольший отпечаток отсутствие любви и теплых отношений накладывается на детей, от которых отказались самые близкие люди и, по воле судьбы, вынужденные расти в стенах государственного специализированного учреждения. Эта часть общества в дальнейшем может оказаться самой подходящей основой для создания будущего "нечеловека": слишком много в их жизни частицы "не".
Проблема сиротства интересует ученых очень давно. Первые "ненужные" дети появились еще в Древней Руси. Забота о таких детей возлагалась на князей и церковь. Крестьянские дети, "оставшись от родителей своих", поступали на воспитание или родственников, или посторонних людей. Если же у него не было никого - он жил мирским подаянием. "Общество об них нисколько не заботится, предоставляя их на волю судьбы".
Проработав воспитателем в детском доме в течение нескольких лет, я заметила существенную разницу между детьми "государственными" и "домашними". Эти отличия заключаются в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, конформизме, отсутствии эмпатии и способности конструктивно решать конфликты, низком уровне воспитанности, неумении общаться.
Анализ литературы показал, что в основе всех этих отличий лежит депривация - психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей, либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время. В данном контексте мы рассматриваем несколько ее видов:
- материнская (отсутствие общения с матерью);
- сенсорная (снижение яркости впечатлений);
- социальная (уменьшение коммуникаций с окружающими);
- эмоциональная (уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях).
Сегодняшние публикации о положении дел в детских домах постоянно обращают внимание на жестокость, грубость и агрессивность воспитанников. Часто такие подростки совершают правонарушения, ведут асоциальный образ жизни - вот именно поэтому важно выяснить причину выбираемой модели поведения. Чем раньше будут установлены причины, тем быстрее будет организована воспитательная работа на формирование необходимых качеств.
Мною была проведена экспериментальная работа, в которой приняли участие две группы детей: 1 – дети, воспитанники детского дома в количестве 10 человек (экспериментальная); 2 – дети, живущие в семьях, также в количестве 10 человек (контрольная).
Цель данной работы: выявить и сравнить личностные особенности детей детских домов и детей, воспитывающихся в семьях, и определить их влияние на процесс социализации.
Для выявления личностных особенностей детей были взяты следующие методики:
1. Тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Цель: выявить уровень общительности учащихся.
2. Анкета «Оценка уровня воспитанности», взятая из диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой. Цель: выявить уровень воспитанности учащихся.
3. Методика диагностики самооценки эмоциональных состояний
(Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) Цель: выявить уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
4. Методика на типические способы реагирования в конфликте (К. Томас). Цель: определить типические способы реагирования на конфликтные ситуации.

Итоговая таблица по результатам проведенной экспериментальной работы.
Рассматриваемая черта Экспериментальная группа Контрольная группа
Тревожность РТ=43 (умеренная), ЛТ=49 (высокая) РТ=33 (низкая), ЛТ=43 (умеренная)
Воспитанность 0,6(ниже среднего) 0,8(выше среднего)
Общительность 13 18
Способ реагирования в конфликте Соперничество – 4, компромисс-2, приспособление-2, избегание-1, сотрудничество-1 Соперничество-0, сотрудничество-6, избегание-2, компромисс-2

По проведенной экспериментальной работе мы получили следующие данные:
1. Тревожность: реактивная тревожность (как состояние) в экспериментальной группе умеренная, в контрольной – низкая. Значит, тревожность как состояние для обеих групп находится в норме. Личностная тревожность (как устойчивая характеристика человека) в первой группе высокая, во второй – умеренная. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
2. Воспитанность: дети экспериментальной группы – 0,6 (ниже среднего); ребята контрольной группы – 0,8 (выше среднего). Чем ближе результат к 1, тем выше уровень воспитанности. Уровень ниже среднего характеризуется слабым, неустойчивым положительным поведением, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями; самоорганизация и саморегуляция ситуативны. Уровень выше среднего говорит о том, что у таких детей преобладает положительная самостоятельность в деятельности и поведении, но общественная позиция ситуативна.
3. Общительность: воспитанники детского дома набрали в среднем 13 баллов, что указывает на их общительность (порой, быть может, даже сверх меры), любопытство, разговорчивость; любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда их выполняют. Вспыльчивы. Не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. Дети из семей набрали 18 баллов: нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми.
4. Способ реагирования в конфликте: к сотрудничеству, как к наиболее конструктивному способу разрешения конфликта, пришел 1% из 100 – в экспериментальной группе. В сравниваемом коллективе – 60% (более половины опрашиваемых). У детей детских домов наиболее выбираемый способ реагирования в конфликте – соперничество, тогда как у «домашних» этот способ не выбрал ни один. Для них предпочтительнее сотрудничество, чего нельзя сказать о воспитанниках экспериментальной группы (1 человек из десяти). Следовательно, дети экспериментальной группы – воспитанники детских домов – не находят возможности решать проблемы конструктивно. А это является одной из важнейших способностей для успешной социализации.
По полученным данным в ходе экспериментальной части, мы видим, что показатели обследуемых личностных особенностей детей детских домов значительно отличаются от результатов ребят, воспитывающихся в семье.
Подростка, воспитывающегося в детском доме, характеризует особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее. Таким образом чтобы успешно решать задачи воспитания детей – сирот, обеспечивая их социальный рост, необходимо комплексно подходить к использованию педагогических средств, обоснованно выстраивать и включать их в воспитательную систему. И самое главное - их надо суметь полюбить.


Категория: Разное | Добавил: russolga1
Просмотров: 1396 | Загрузок: 69 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог