Статья "Личностные особенности детей детского дома"
(18.3 Kb)
| 19.02.2014, 18:05 |
Русских Ольга Валериевна |
Воспитатель, МКОУ "Понинский детский дом - школа" |
Министерство образования и науки Удмуртской республики Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Понинский детский дом – школа» Личностные особенности детей детского дома. Автор: О.В. Русских воспитатель
В наше время технического прогресса, глобальных катастроф и экономической нестабильности мы совершенно забыли о человеческих отношениях. Мы каждый день стремимся заполучить новый гаджет, разработанный еще только сегодня ночью; живое общение заменили переписки в социальных сетях. К сожалению, это диктует нам современная жизнь. Жизнь, в которой не остается времени любви, ласке, вниманию... Если задуматься, то отсутствие человеческих отношений - одна из самых главных катастроф на Земле. Ее жертвами становится самая незащищенная категория людей - дети. Но наибольший отпечаток отсутствие любви и теплых отношений накладывается на детей, от которых отказались самые близкие люди и, по воле судьбы, вынужденные расти в стенах государственного специализированного учреждения. Эта часть общества в дальнейшем может оказаться самой подходящей основой для создания будущего "нечеловека": слишком много в их жизни частицы "не". Проблема сиротства интересует ученых очень давно. Первые "ненужные" дети появились еще в Древней Руси. Забота о таких детей возлагалась на князей и церковь. Крестьянские дети, "оставшись от родителей своих", поступали на воспитание или родственников, или посторонних людей. Если же у него не было никого - он жил мирским подаянием. "Общество об них нисколько не заботится, предоставляя их на волю судьбы". Проработав воспитателем в детском доме в течение нескольких лет, я заметила существенную разницу между детьми "государственными" и "домашними". Эти отличия заключаются в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, конформизме, отсутствии эмпатии и способности конструктивно решать конфликты, низком уровне воспитанности, неумении общаться. Анализ литературы показал, что в основе всех этих отличий лежит депривация - психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей, либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время. В данном контексте мы рассматриваем несколько ее видов: - материнская (отсутствие общения с матерью); - сенсорная (снижение яркости впечатлений); - социальная (уменьшение коммуникаций с окружающими); - эмоциональная (уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях). Сегодняшние публикации о положении дел в детских домах постоянно обращают внимание на жестокость, грубость и агрессивность воспитанников. Часто такие подростки совершают правонарушения, ведут асоциальный образ жизни - вот именно поэтому важно выяснить причину выбираемой модели поведения. Чем раньше будут установлены причины, тем быстрее будет организована воспитательная работа на формирование необходимых качеств. Мною была проведена экспериментальная работа, в которой приняли участие две группы детей: 1 – дети, воспитанники детского дома в количестве 10 человек (экспериментальная); 2 – дети, живущие в семьях, также в количестве 10 человек (контрольная). Цель данной работы: выявить и сравнить личностные особенности детей детских домов и детей, воспитывающихся в семьях, и определить их влияние на процесс социализации. Для выявления личностных особенностей детей были взяты следующие методики: 1. Тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Цель: выявить уровень общительности учащихся. 2. Анкета «Оценка уровня воспитанности», взятая из диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой. Цель: выявить уровень воспитанности учащихся. 3. Методика диагностики самооценки эмоциональных состояний (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) Цель: выявить уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). 4. Методика на типические способы реагирования в конфликте (К. Томас). Цель: определить типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Итоговая таблица по результатам проведенной экспериментальной работы. Рассматриваемая черта Экспериментальная группа Контрольная группа Тревожность РТ=43 (умеренная), ЛТ=49 (высокая) РТ=33 (низкая), ЛТ=43 (умеренная) Воспитанность 0,6(ниже среднего) 0,8(выше среднего) Общительность 13 18 Способ реагирования в конфликте Соперничество – 4, компромисс-2, приспособление-2, избегание-1, сотрудничество-1 Соперничество-0, сотрудничество-6, избегание-2, компромисс-2 По проведенной экспериментальной работе мы получили следующие данные: 1. Тревожность: реактивная тревожность (как состояние) в экспериментальной группе умеренная, в контрольной – низкая. Значит, тревожность как состояние для обеих групп находится в норме. Личностная тревожность (как устойчивая характеристика человека) в первой группе высокая, во второй – умеренная. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. 2. Воспитанность: дети экспериментальной группы – 0,6 (ниже среднего); ребята контрольной группы – 0,8 (выше среднего). Чем ближе результат к 1, тем выше уровень воспитанности. Уровень ниже среднего характеризуется слабым, неустойчивым положительным поведением, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями; самоорганизация и саморегуляция ситуативны. Уровень выше среднего говорит о том, что у таких детей преобладает положительная самостоятельность в деятельности и поведении, но общественная позиция ситуативна. 3. Общительность: воспитанники детского дома набрали в среднем 13 баллов, что указывает на их общительность (порой, быть может, даже сверх меры), любопытство, разговорчивость; любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда их выполняют. Вспыльчивы. Не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. Дети из семей набрали 18 баллов: нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. 4. Способ реагирования в конфликте: к сотрудничеству, как к наиболее конструктивному способу разрешения конфликта, пришел 1% из 100 – в экспериментальной группе. В сравниваемом коллективе – 60% (более половины опрашиваемых). У детей детских домов наиболее выбираемый способ реагирования в конфликте – соперничество, тогда как у «домашних» этот способ не выбрал ни один. Для них предпочтительнее сотрудничество, чего нельзя сказать о воспитанниках экспериментальной группы (1 человек из десяти). Следовательно, дети экспериментальной группы – воспитанники детских домов – не находят возможности решать проблемы конструктивно. А это является одной из важнейших способностей для успешной социализации. По полученным данным в ходе экспериментальной части, мы видим, что показатели обследуемых личностных особенностей детей детских домов значительно отличаются от результатов ребят, воспитывающихся в семье. Подростка, воспитывающегося в детском доме, характеризует особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее. Таким образом чтобы успешно решать задачи воспитания детей – сирот, обеспечивая их социальный рост, необходимо комплексно подходить к использованию педагогических средств, обоснованно выстраивать и включать их в воспитательную систему. И самое главное - их надо суметь полюбить.
|
Категория: Разное | Добавил: russolga1
|
Просмотров: 1396 | Загрузок: 69
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|