Методическая работа с обучающимися образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения «Безопасная дорога»
Авторы:
1. Полевая Галина Николаевна
Место работы:
МБОУ СОШ №87 г.Воронежа
Должность:
Учитель русского языка и литературы
2. Слесарева Светлана Петровна
3. Чуркина Наталия Николаевна
Место работы:
МБОУ СОШ №43 г.Мурманска
Должность:
Учитель начальных классов
Учитель начальных классов и ОБЖ
Жизнь человека в современном обществе невозможна без существования правил. Правила позволяют совершать научные открытия, двигать технический прогресс, обеспечивать условия существования, взаимодействовать между людьми. Правила сохраняют человеку жизнь и здоровье, в том числе и правила дорожного движения.
Направленные на установление единого порядка, Правила дорожного движения обязательны для соблюдения всеми участниками дорожного движения: пешеходами, водителями и пассажирами, взрослыми и детьми.
Словари толкуют «правило» как постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо. Но правило – это еще и образ мыслей, норма поведения, привычка. Обучить детей базовым правилам поведения на улицах и дорогах, на основе этих знаний сформировать и развить общественно значимые умения, качества, потребности, мотивы, нормы поведения как участников дорожного движения – вот конечная цель работы образовательного учреждения в области безопасности школьников.
«Храни порядок, и порядок сохранит тебя»
Латинское изречение
Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в стране характеризуется как «национальная катастрофа». Автомобилизация городов, мобильность населения, устаревание дорожно-транспортной инфраструктуры протекают на фоне всеобщего правового нигилизма, безразличного отношения к возможным последствиям дорожно-транспортного травматизма, отсутствия адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточного привлечения населения к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Возникающие в связи с этим проблемы требуют разработки и внедрения профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей, пропагандистской работы с семьями школьников. Для этого каждый год создается план работы по ПДД со школьниками: используются самые разнообразные формы и методы, пропаганда среди детей “дорожной грамоты”.
План предусматривает такие содержательные линии:
•учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения (1- 9) классы;
•работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;
•проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.), обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
•сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.
Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.
Мы предлагаем такие формы занятий: проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них.
На беседах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
Сотрудничество с другими учреждениями.
Со школой сотрудничает ГИБДД города Мурманска, УКК НУНДПО «Мурманавтотранс». Инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися школы, оказывают помощь в подготовке игры “Безопасное колесо”, в проведении анкетирования учащихся, в снабжении методической литературой, памятками и проспектами для учащихся 1-9 классов по изучению правил дорожного движения. Сотрудники УКК проводят экскурсии с показом видеороликов на тему «Как опасна дорога».
Работа с обучающимися.
В школе каждый год составляется таблица ежемесячных классных часов, занятий и мероприятий по ПДД во всех классах, но каждая параллель по своей теме, также регулярно проходят встречи с инспектором, выступления ЮИД, киновидеолекторий по темам ПДД.
Все занятия носят практический характер.
В начале учебного года во всех классах проводятся экскурсии по микроучастку школы с посещением всех пешеходных переходов, учащиеся вспоминают правила перехода дороги, для первоклассников организуется веселый праздник «Посвящение в пешеходы». Для занятий в первом классе характерно использование игровых приёмов, загадок, правил в стихотворной форме. Более старшие ученики (2-4 класс) получают знания о ПДД в интегрированной форме (беседа + игра).
Для того чтобы обучение школьников Правилам дорожного движения было качественным, необходимо проводить контроль за уровнем сформированных знаний, чтобы своевременно можно было провести коррекцию. Часто проверка знаний носит тестовый характер, чтобы дети могли выбрать правильный вариант ответа, но чем старше дети, тем чаще используются вопросники с полной формулировкой ответов, также проводятся занятия в форме конкурсов («Кто лучший знаток ПДД», «КВН по ПДД», «Мой дорожный знак»), викторин («Веселый Светофор», «Дорожная Азбука»), что более интересно для школьников (5-6 класс). Для школьников 7-9 классов используются и занятия, на которых ребята создают письменные творческие работы на тему ПДД, например, «Письмо водителю», сочинения «Пешеход и автомобилист», «Если бы я был министром транспорта…»
В школе есть кабинет безопасности дорожного движения, где чаще всего и проводятся занятия и внеклассные мероприятия, посвященные Правилам дорожного движения.
|