Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Методическая разработка "Филологическая этика для младших школьников"

СКАЧАТЬ (19.1 Kb) 23.01.2015, 11:27
Бурлакова Ирина Васильевна
методист, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО ДДиЮ № 2
Пояснительная записка
Данная методическая разработка направлена на изучение и сравнение понятий: «этика», «филология», «филологическая этика».
Тема «Филологическая этика для младших школьников» многогранна, занимательна и ориентирована на познавательную активность разновозрастных обучающихся при использовании различных методов и приемов игрового и творческого взаимодействия с учетом их возрастных особенностей.
Ориентированность методических приемов на активную деятельность обучающихся, направленную на накопление, осмысление и систематизацию информации по языковой стилистике, позволит педагогам и классным руководителям использовать методическую разработку при проведении факультативов и внеклассных мероприятий.
Цель: ознакомление обучающихся 7-11 лет с темой «Филологическая этика» через разные виды продуктивно-игровой деятельности.
Задачи:
- определить основное содержание понятий: «филология», «филологическая этика;
- изучить правила сравнительного анализа понятий, связанных с филологией;
- формировать навыки активного и творческого взаимодействия.
План проведения
1. Игра для рабочего настроения «Пишу по воздуху»
2. Беседа – диалог «Чем походи этика и филология?»
3. Творческая игра «В мире филологии»
4. Игра социо-игрового характера «Добавь слово»
5. Игра-разминка «Неиспорченный телефон»
6. Рефлексия. Игра творческого утверждения «Филологическая этика это…»
Материалы для проведения занятия: карточки с заданиями, карандаши, листы ватмана, фломастеры
Ход проведения
Игра для рабочего настроения «Пишу по воздуху»
Цель игры: актуализировать словарь вежливых слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, простите, извините, будьте здоровы, благодарю и т.д.)
Методические рекомендации по проведению игры
Обучающимся предлагается выбирать ведущего, который, встав спиной к игрокам, пишет по рукой воздуху одно из вежливых слов, остальные отгадывают. Для усложнения игры можно написать слово в зеркальном отражении.
Беседа – диалог «Чем походи этика и филология?»
Понятия "филологическая этика" как такового ни в науке, ни в образовании не существует.
Тезаурус «Языковая стилистика» определяет филологию как совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Под определением слова «этика» подразумевается система норм нравственного поведения человека или группы людей.
В содружестве со словом этика понятие филологии направлено на отражение сущности духовной культуры человечества, норм нравственного поведения людей и их общения.
Вопросы для обсуждения:
1.Чем похожи этика и филология? (они обе сочетают в себе духовность и нравственность)
2. В чем их различия? (это две разные науки, отличающиеся содержанием)
3. Возможно ли сочетание этих слов в других вариациях? (этическая филология)
Творческая игра «В мире филологии»
Цель игры: проанализировать и творчески отобразить смысловое значение литературных произведений (стихотворения, сказки, притчи).
Методические рекомендации по проведению игры
Обучающимся предлагается разделиться на три команды (по возрастам: команда № 1- 8-9 лет, команда № 2 - 10-11 лет, команда № 3 - 12-13 лет), каждой из которой предлагается выполнить ряд заданий.
Задание для команды № 1. Прочитать стихотворение М. Лопатиной «Ласковое слово»; обсудить, как ласковое слово может преобразить мир; сделать небольшую зарисовку к стихотворению.
Не шутка это и не сказка,
Волшебница - царица ласка.
Всего она добиться может,
В любом несчастье вам поможет.
Скажите ласковое слово,
И день вам улыбнется.
Скозь тучи к вам пробьется свет.
Сильнее ласки в мире нет.

Задание для команды № 2. Прочитать «Сказку о вежливости кролика». Озвучить вежливые слова, которые произносил кролик. Нарисовать комикс к сказке, отобразив ее смысловой замысел.
Мексиканская народная сказка «О вежливости кролика»
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Задание для команды № 3. Изучить притчу «Глупо обижаться на слова». Обсудить смысл высказываний Сократа. Нарисовать комикс с отображением смысла притчи.
Однажды один недоброжелатель, увидев Сократа, указал на него и воскликнул:
– Злодей!
Ученики Сократа схватили его и хотели отлупить, но Сократ остановил их. И спросил:
– За что вы хотите начистить физиономию этому полуинтеллигентному джентльмену?
– За то, что он оскорбил тебя, учитель, – ответили ученики.
– Этот человек не оскорбил меня, а всего лишь произнес слово из шести букв, – заметил Сократ, – и что бы он ни говорил, это будут только слова и не более, а я при этом останусь тем, кто я есть. И вряд ли стану злодеем только потому, что он меня так назвал. Нельзя сказать, что этот человек совершил разумный поступок, но если мы поколотим его, то, таким образом, ответим глупостью на глупость. Потому отпустите его с миром.
Обижаться на слова – значит, отождествлять себя со словами. Но мы – не слова, а сложнейшие непознаваемые сущности. Поэтому глупо обижаться на слова.
После выполнения заданий команды кратко рассказывают о литературном произведении и презентуют свою творческую работу к нему.
Игра социо-игрового характера «Добавь слово»
Цель игры: составить словосочетания содержащее в себе вежливые слова.
Методические рекомендации по проведению игры
Обучающимися с помощью любой считалочки выбирается ведущий, который называет набор слов (помоги, ночи, всего, вас), а участники игры, по очереди (по кругу), составляют словосочетание, содержащее в себе вежливые слова (пожалуйста, доброй, хорошего, благодарю). Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.
Игра-разминка «Неиспорченный телефон»
Цель игры: развивать речь, слух, внимание, память.
Методические рекомендации по проведению игры
Педагог передаёт рядом стоящему ребенку шёпотом на ухо короткие по содержанию пословицы про добрые слова и дела, которые на слух передаются обучающимися друг другу. Успешность игры оценивается по признакам: в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное педагогом.
Примеры пословиц
Добрые слова дороже богатства.
Не хвались серебром, а хвались добром.
За добрые дела добром платят.

После озвучивания последним игроком пословиц, педагог предлагает обсудить смысловые значения каждой из них.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы поняли пословицу?
-Чему учит каждая из этих пословиц?
Рефлексия. Игра творческого утверждения «Филологическая этика это…»
Цель игры: закрепить через творческое отображение изученной темы
Методические рекомендации по проведению игры
Обучающимся предлагается разделиться на пары. Каждой паре выдается карточка с начинающаяся с фразы «Филологическая этика это…», нужно завершить фразу: 2-3 предложениями, стихами, рисунком, комиксом (по выбору группы).
После заполнения карточки группы озвучивают свой вариант завершения фразы.
Пример, придуманный одной из пар:
Филологическая этика -
Это много-много разных добрых слов.
Филологическая этика не любит страшных врунов.
Она уважает хорошие поступки
И ненавидит злые шутки.

Филология – наука точная,
А в паре с этикой – более прочная.
Ну а вместе они – сила,
Которая непобедима!


Категория: Разное | Добавил: burlackowa
Просмотров: 1398 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог