Сегодня: 16.12.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Методическая разработка по теме: «Подготовка и проведение мини-спектакля на примере инсценировки детской сказки «Репка»

СКАЧАТЬ (50.0Kb) 28.09.2017, 09:15
Жукова Екатерина Сергеевна
педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ 184 Калининского района Санкт-Петербурга

Тема.

 Подготовка и проведение мини-спектакля на примере инсценировки детской сказки «Репка».

Цель.

 Приобретение обучаемыми первичного  сценического опыта, а также воссоздание простейшей системы сцена-зритель.

Задачи.

Образовательные:

-получение обучаемыми навыка актёрского восприятия литературного материала, выработка личного отношения к представленной проблематике.

-дифференциация  обучаемыми  системы сцена-зритель  с одновременным осознанием целостности этой  системы.

-получение обучаемыми навыка самостоятельного поиска в решении поставленной задачи.

Развивающие:

-развитие внимания и воображения  обучаемого.

-развитие сценической смелости обучаемого.

-развитие у обучаемого  навыка взаимодействия с партнёром.

Воспитательные:

-обучение элементарным правилам поведения в творческом коллективе.

-выработка внутренних мотиваций  и пробуждение интереса к творчеству.

-определение и реализация своей роли в художественно-театральном коллективе.

Ожидаемые результаты.

-адекватное и неискажённое восприятие обучаемым представленного материала.

-правдивая сценическая интерпретация предложенного материала, через правильное осознание предложенного к реализации образа.

 Используемые методы.

-словесный

-наглядный (демонстрации)

-практический

-репродуктивный

-проблемно-поисковой

Возраст обучаемых: дети от 6 до 9 лет.

Форма занятия: групповое занятие (от 15 до 20 человек).

Расчётное время проведения занятия: 1,5 часа.

Содержание:

Обучаемые (в дальнейшем «О») входят в кабинет и рассаживаются. Следует отметить, что кабинет для занятий должен соответствовать специфике преподаваемого предмета, в данном случае желательно наличие мягкого ковра. Рассредоточение О (рассадка) осуществляется педагогом в течение 3-5 мин. и должна полностью удовлетворять ощущению комфорта в усвоении предлагаемой педагогом информации.

Итак, занятие начинается…Педагог озвучивает текст приблизительно следующего содержания ”Ребята (применительно (и в данной возрастной группе желательно) употребление уменьшительно-ласкательных, например – ребятки, детки, солнышки и т.д.), сегодня мы с вами попробуем поставить настоящий спектакль ( возможный вариант  - поиграем в театр)”. Задается вопрос : «Как вы думаете, что нужно для спектакля, да и вообще – что это такое…спектакль?» Далее происходит непродолжительная дискуссия, в результате которой (с помощью педагога) идет выявление простейших театральных категорий – актер, зрители, сцена,  занавес…логично подводим О к вопросу «А как вы думаете, что еще нужно для настоящего спектакля?» …в ходе сложившегося замешательства, педагог подводит детей к осознанию новой для них (скорее неочевидной) категории, а именно текстовой, как вариант «Может быть…сказка?». Получив одобрение со стороны аудитории, педагог произносит «У меня есть с собой сказка «Репка». Знаете такую? Давайте попробуем ее поставить!»

Следующим этапом педагог преступает к первичному прочтению текста предложенной сказки (текст в приложении к методической разработке).

Далее следует этап, задачей которого, является проверка внимания и усидчивости О. Педагог задает вопрос: «Ладно, прослушали сказку, а теперь проверим…внимательно ли вы слушали. Кто из вас может перечислить всех персонажей в сказке?» Педагог преступает к последовательному опросу О, останавливаясь в определенный момент и произнося «Хорошо, а теперь почитаем еще раз сказку и посчитаем вместе. Я буду читать, а вы будете загибать пальчики и произносить имя персонажа вслух, обязательно  все  вместе».

Идет вторичное прочтение текста педагогом с одновременной акцентировкой на действующих лицах, О в это время дружно загибают пальцы и произносят: «Внучка, жучка и т.д.». По прочтении педагог озвучивает полный перечень присутствующих в сказке персонажей.

На следующем этапе занятия происходит групповой показ О всех 7-ми персонажей, начиная с репки, заканчивая мышкой. О располагаются свободным образом так, чтобы оставалось личное пространство, благоприятствующее выполнению поставленной педагогом задачи ( упражнение связано с достаточно широкими, возможно резкими движениями).  Ориентировочная работа над каждым конкретным персонажем может выглядеть следующим образом: «Теперь все вместе закрыли глаза и представили себе репку.» Далее педагог преступает к воссозданию истории изображаемого персонажа: «Вот у нас маленькая репка, которую сажают (в данный момент – Е.Ж.) в землю». Затем педагог преступает к выявлению качественных характеристик персонажа: «Представьте какая вы репка…большая, маленькая, вкусная». При этом педагог контролирует отсутствие совещательного момента в этом конкретном упражнении, поскольку неизбежно озвучивание О происходящего в их воображении(«у меня репка желтая», «а у меня репка крепкая»): «Не говорите мне, просто представляйте…как вы себя чувствуете, уютно ли вам в земле»...«Сейчас я хлопну в ладоши, наша репка откроет глазки и начнет расти». Данным действием (репка растет, мышка собирает зернышки, дедка ухаживает за огородом, бабка печет блины, внучка пишет письмо маме, жучка прячет косточки в огороде, кошка умывается ) мы даем О возможность первый раз попробовать себя в роли конкретного персонажа. Необходимо отметить, что время, отведенное под один персонаж , не должно превышать 3 минут.  Переключение  между персонажами происходит по хлопку (хлопок в данном упражнении  реализует переключение воображения) с сопроводительной фразой (желательно содержащей словесно-поощрительную часть): «Стоп (следует хлопок - Е.Ж.)! Молодцы, а теперь закрыли глазки и представили себе …(следующий персонаж – Е.Ж.)». Таким образом, в течение 20-25 минут педагог проводит О по всем персонажам.

После проведенной группы упражнений логичным будет сделать небольшой перерыв – 3-5 минут.

После перерыва педагог рассаживает О в прежнем порядке и  назначает роли: «А теперь ребята, я выберу  наших актеров». Педагог называет имена О с озвучиванием роли, названный актер выходит и становится рядом с педагогом. «Ну что же, ребята, теперь у нас есть история (сказка – Е.Ж.), есть актеры, чего же еще не хватает для настоящего спектакля?» После короткого обсуждения педагог произносит «Конечно же  зрителя, какой спектакль без зрителя, ведь даже если есть захватывающая история, прекрасные и талантливые актеры, этого еще не достаточно для настоящего действа, это все должен кто-то увидеть, оценить, иначе все напрасно…а где же наши зрители, ах вот же они!» Педагог делает широкий жест в сторону О, оказавшихся незадействованными в постановке, тем самым проясняя для всех О значение категорий «актер» и «зритель»,  а также компенсируя «зрителям» их неучастие в последующем действии.

Далее следует  «интервью-часть»,  в которой каждый «актер» рассказывает о своем персонаже в режиме  тренинга «волшебный куб» (рекомендуемое время проведения – 20-25 минут). Вкратце суть тренинга такова:

-Педагогом ставится куб (стул, табуретка и т.п.), вызывается О из «актеров», О садится на куб, с этого момента О уже не суть тот, кем он являлся до посадки, О теперь являет собой предлагаемый к реализации образ (дедка, репка и т.п.). «…(имя О – Е.Ж.), теперь Вы не …(имя – Е.Ж.), Вы - …(предлагаемый образ – Е.Ж.)…Здравствуйте, представьтесь нам пожалуйста!». О называет имя своего персонажа. В последующие несколько минут педагог в режиме интервью выводит О на пересказ сказки от лица реализуемого О персонажа (идеальный вариант, в противном случае педагог задает вопросы, требующие от О однозначного  ответа – «да», либо «нет»). Процедура повторяется с каждым «актером». Дабы не рассеивалось внимание «зрителей», целесообразно включить в список задаваемых вопросов вопросы из «зрительного зала».

Следующим этапом переходим непосредственно к попытке постановки сказки.

«Ребята, теперь попробуем поставить наш спектакль. Давайте определимся – здесь у нас сцена, а здесь зрительный зал, а я,  так как мы в первый раз ставим  спектакль, буду стоять сбоку от сцены и читать вам нашу сказку, подсказывая, если что-то будет не получаться». Здесь происходит окончательное формирование системы сцена-зритель из неполной системы актер-зритель. 

Педагог начинает зачитывать сказку, «актеры» преступают к реализации озвученного действия: «Посадил Дед Репку». Появляются Дед и Репка и пытаются воплотить (под динамические рекомендации педагога) только что услышанное. Задача педагога в данной части занятия – подсказать О контекст происходящих событий, например – чтобы посадить репку необходимо выкопать ямку, чтобы выкопать ямку желательна лопата и т.п. Так происходит «черновой» прогон сказки. По окончании «спектакля» педагог акцентирует внимание  О на том, что это еще не конец – настоящие актеры должны выйти и поклониться, а вежливые зрители наградить актеров аплодисментами. После общих аплодисментов, каждый из зрителей называет имя одного из актеров, тот в свою очередь, делает шаг вперед. По итогу, набравший большее количество голосов О награждается бурными аплодисментами за лучшую актерскую работу.

Педагог завершает занятие словами поощрения и непродолжительным опросом О о впечатлениях от действия как со стороны «актеров», так и со стороны «зрителей».

Заключение:

Данное занятие входит в группу вводных занятий по театральному искусству на первом году обучения для детей младшей возрастной группы и носит скорее ознакомительный , нежели обучающий характер – обучаемые раскрывают для себя значение основных театральных категорий (сцена, актер и зритель) и совершают первые шаги в осознании целостности системы сцена-зритель через первый постановочный опыт. Исходя из вышесказанного, не стоит заострять внимание на правильности выполнения процедуры вхождения в образ и воспринимать вышеизложенную методику, как «рецепт» постановки реального спектакля. Спектакль, полученный на «выходе»  данного занятия,  представляет собой некий «стержень»,  на который в процессе обучения можно нанизывать более сложные действия.

Сложности в проведении данного занятия могут возникнуть прежде всего с концентрацией внимания обучаемых, учитывая их возрастную группу. В связи с этим автор разработки рекомендует наличие 2-ого педагога (аккомпаниатора) в проведении занятия, также грамотное распределение времени на каждый из элементов занятия (переключение внимания, также минимальное, но достаточное для отдыха время перерыва(ов))

В качестве рекомендаций к методическому обеспечению занятий следует отметить: 

-Правильно подготовленное помещение (есть возможность обеспечения пространства сцены и пространства зрительного зала), ковер для занятий, наличие куба (желательно, в противном случае - стул и т.п.).

-Текст предлагаемой к постановке сказки.

Категория: Разное | Добавил: leinshtern | Теги: театр, театральное искусство
Просмотров: 164 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Конкурсы для детей


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал