Тема.
Подготовка и проведение мини-спектакля на примере инсценировки детской сказки «Репка».
Цель.
Приобретение обучаемыми первичного сценического опыта, а также воссоздание простейшей системы сцена-зритель.
Задачи.
Образовательные:
-получение обучаемыми навыка актёрского восприятия литературного материала, выработка личного отношения к представленной проблематике.
-дифференциация обучаемыми системы сцена-зритель с одновременным осознанием целостности этой системы.
-получение обучаемыми навыка самостоятельного поиска в решении поставленной задачи.
Развивающие:
-развитие внимания и воображения обучаемого.
-развитие сценической смелости обучаемого.
-развитие у обучаемого навыка взаимодействия с партнёром.
Воспитательные:
-обучение элементарным правилам поведения в творческом коллективе.
-выработка внутренних мотиваций и пробуждение интереса к творчеству.
-определение и реализация своей роли в художественно-театральном коллективе.
Ожидаемые результаты.
-адекватное и неискажённое восприятие обучаемым представленного материала.
-правдивая сценическая интерпретация предложенного материала, через правильное осознание предложенного к реализации образа.
Используемые методы.
-словесный
-наглядный (демонстрации)
-практический
-репродуктивный
-проблемно-поисковой
Возраст обучаемых: дети от 6 до 9 лет.
Форма занятия: групповое занятие (от 15 до 20 человек).
Расчётное время проведения занятия: 1,5 часа.
Содержание:
Обучаемые (в дальнейшем «О») входят в кабинет и рассаживаются. Следует отметить, что кабинет для занятий должен соответствовать специфике преподаваемого предмета, в данном случае желательно наличие мягкого ковра. Рассредоточение О (рассадка) осуществляется педагогом в течение 3-5 мин. и должна полностью удовлетворять ощущению комфорта в усвоении предлагаемой педагогом информации.
Итак, занятие начинается…Педагог озвучивает текст приблизительно следующего содержания ”Ребята (применительно (и в данной возрастной группе желательно) употребление уменьшительно-ласкательных, например – ребятки, детки, солнышки и т.д.), сегодня мы с вами попробуем поставить настоящий спектакль ( возможный вариант - поиграем в театр)”. Задается вопрос : «Как вы думаете, что нужно для спектакля, да и вообще – что это такое…спектакль?» Далее происходит непродолжительная дискуссия, в результате которой (с помощью педагога) идет выявление простейших театральных категорий – актер, зрители, сцена, занавес…логично подводим О к вопросу «А как вы думаете, что еще нужно для настоящего спектакля?» …в ходе сложившегося замешательства, педагог подводит детей к осознанию новой для них (скорее неочевидной) категории, а именно текстовой, как вариант «Может быть…сказка?». Получив одобрение со стороны аудитории, педагог произносит «У меня есть с собой сказка «Репка». Знаете такую? Давайте попробуем ее поставить!»
Следующим этапом педагог преступает к первичному прочтению текста предложенной сказки (текст в приложении к методической разработке).
Далее следует этап, задачей которого, является проверка внимания и усидчивости О. Педагог задает вопрос: «Ладно, прослушали сказку, а теперь проверим…внимательно ли вы слушали. Кто из вас может перечислить всех персонажей в сказке?» Педагог преступает к последовательному опросу О, останавливаясь в определенный момент и произнося «Хорошо, а теперь почитаем еще раз сказку и посчитаем вместе. Я буду читать, а вы будете загибать пальчики и произносить имя персонажа вслух, обязательно все вместе».
Идет вторичное прочтение текста педагогом с одновременной акцентировкой на действующих лицах, О в это время дружно загибают пальцы и произносят: «Внучка, жучка и т.д.». По прочтении педагог озвучивает полный перечень присутствующих в сказке персонажей.
На следующем этапе занятия происходит групповой показ О всех 7-ми персонажей, начиная с репки, заканчивая мышкой. О располагаются свободным образом так, чтобы оставалось личное пространство, благоприятствующее выполнению поставленной педагогом задачи ( упражнение связано с достаточно широкими, возможно резкими движениями). Ориентировочная работа над каждым конкретным персонажем может выглядеть следующим образом: «Теперь все вместе закрыли глаза и представили себе репку.» Далее педагог преступает к воссозданию истории изображаемого персонажа: «Вот у нас маленькая репка, которую сажают (в данный момент – Е.Ж.) в землю». Затем педагог преступает к выявлению качественных характеристик персонажа: «Представьте какая вы репка…большая, маленькая, вкусная». При этом педагог контролирует отсутствие совещательного момента в этом конкретном упражнении, поскольку неизбежно озвучивание О происходящего в их воображении(«у меня репка желтая», «а у меня репка крепкая»): «Не говорите мне, просто представляйте…как вы себя чувствуете, уютно ли вам в земле»...«Сейчас я хлопну в ладоши, наша репка откроет глазки и начнет расти». Данным действием (репка растет, мышка собирает зернышки, дедка ухаживает за огородом, бабка печет блины, внучка пишет письмо маме, жучка прячет косточки в огороде, кошка умывается ) мы даем О возможность первый раз попробовать себя в роли конкретного персонажа. Необходимо отметить, что время, отведенное под один персонаж , не должно превышать 3 минут. Переключение между персонажами происходит по хлопку (хлопок в данном упражнении реализует переключение воображения) с сопроводительной фразой (желательно содержащей словесно-поощрительную часть): «Стоп (следует хлопок - Е.Ж.)! Молодцы, а теперь закрыли глазки и представили себе …(следующий персонаж – Е.Ж.)». Таким образом, в течение 20-25 минут педагог проводит О по всем персонажам.
После проведенной группы упражнений логичным будет сделать небольшой перерыв – 3-5 минут.
После перерыва педагог рассаживает О в прежнем порядке и назначает роли: «А теперь ребята, я выберу наших актеров». Педагог называет имена О с озвучиванием роли, названный актер выходит и становится рядом с педагогом. «Ну что же, ребята, теперь у нас есть история (сказка – Е.Ж.), есть актеры, чего же еще не хватает для настоящего спектакля?» После короткого обсуждения педагог произносит «Конечно же зрителя, какой спектакль без зрителя, ведь даже если есть захватывающая история, прекрасные и талантливые актеры, этого еще не достаточно для настоящего действа, это все должен кто-то увидеть, оценить, иначе все напрасно…а где же наши зрители, ах вот же они!» Педагог делает широкий жест в сторону О, оказавшихся незадействованными в постановке, тем самым проясняя для всех О значение категорий «актер» и «зритель», а также компенсируя «зрителям» их неучастие в последующем действии.
Далее следует «интервью-часть», в которой каждый «актер» рассказывает о своем персонаже в режиме тренинга «волшебный куб» (рекомендуемое время проведения – 20-25 минут). Вкратце суть тренинга такова:
-Педагогом ставится куб (стул, табуретка и т.п.), вызывается О из «актеров», О садится на куб, с этого момента О уже не суть тот, кем он являлся до посадки, О теперь являет собой предлагаемый к реализации образ (дедка, репка и т.п.). «…(имя О – Е.Ж.), теперь Вы не …(имя – Е.Ж.), Вы - …(предлагаемый образ – Е.Ж.)…Здравствуйте, представьтесь нам пожалуйста!». О называет имя своего персонажа. В последующие несколько минут педагог в режиме интервью выводит О на пересказ сказки от лица реализуемого О персонажа (идеальный вариант, в противном случае педагог задает вопросы, требующие от О однозначного ответа – «да», либо «нет»). Процедура повторяется с каждым «актером». Дабы не рассеивалось внимание «зрителей», целесообразно включить в список задаваемых вопросов вопросы из «зрительного зала».
Следующим этапом переходим непосредственно к попытке постановки сказки.
«Ребята, теперь попробуем поставить наш спектакль. Давайте определимся – здесь у нас сцена, а здесь зрительный зал, а я, так как мы в первый раз ставим спектакль, буду стоять сбоку от сцены и читать вам нашу сказку, подсказывая, если что-то будет не получаться». Здесь происходит окончательное формирование системы сцена-зритель из неполной системы актер-зритель.
Педагог начинает зачитывать сказку, «актеры» преступают к реализации озвученного действия: «Посадил Дед Репку». Появляются Дед и Репка и пытаются воплотить (под динамические рекомендации педагога) только что услышанное. Задача педагога в данной части занятия – подсказать О контекст происходящих событий, например – чтобы посадить репку необходимо выкопать ямку, чтобы выкопать ямку желательна лопата и т.п. Так происходит «черновой» прогон сказки. По окончании «спектакля» педагог акцентирует внимание О на том, что это еще не конец – настоящие актеры должны выйти и поклониться, а вежливые зрители наградить актеров аплодисментами. После общих аплодисментов, каждый из зрителей называет имя одного из актеров, тот в свою очередь, делает шаг вперед. По итогу, набравший большее количество голосов О награждается бурными аплодисментами за лучшую актерскую работу.
Педагог завершает занятие словами поощрения и непродолжительным опросом О о впечатлениях от действия как со стороны «актеров», так и со стороны «зрителей».
Заключение:
Данное занятие входит в группу вводных занятий по театральному искусству на первом году обучения для детей младшей возрастной группы и носит скорее ознакомительный , нежели обучающий характер – обучаемые раскрывают для себя значение основных театральных категорий (сцена, актер и зритель) и совершают первые шаги в осознании целостности системы сцена-зритель через первый постановочный опыт. Исходя из вышесказанного, не стоит заострять внимание на правильности выполнения процедуры вхождения в образ и воспринимать вышеизложенную методику, как «рецепт» постановки реального спектакля. Спектакль, полученный на «выходе» данного занятия, представляет собой некий «стержень», на который в процессе обучения можно нанизывать более сложные действия.
Сложности в проведении данного занятия могут возникнуть прежде всего с концентрацией внимания обучаемых, учитывая их возрастную группу. В связи с этим автор разработки рекомендует наличие 2-ого педагога (аккомпаниатора) в проведении занятия, также грамотное распределение времени на каждый из элементов занятия (переключение внимания, также минимальное, но достаточное для отдыха время перерыва(ов))
В качестве рекомендаций к методическому обеспечению занятий следует отметить:
-Правильно подготовленное помещение (есть возможность обеспечения пространства сцены и пространства зрительного зала), ковер для занятий, наличие куба (желательно, в противном случае - стул и т.п.).
-Текст предлагаемой к постановке сказки.
|