Сегодня: 19.06.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Методическая разработка "Проектно-исследовательская деятельность по воспитанию экологической культуры у детей с ОВЗ"

СКАЧАТЬ (96.5 Kb) 04.12.2014, 20:23
Быстрова Елена Алексеевна
учитель биологии, ГКСКОУ школа-интернат для детей сирот г.о. Чапаевска
Аннотация

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Наиболее острая проблема общества, сформулированная целевой группой Программы Фонда Алкоа по устойчивому развитию и охране окружающей среды для России, - недостаток экологического образования и экологической культуры. Начинать экологическое воспитание необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, у школьников должно быть сформировано экологическое сознание.
Под экологическим сознанием понимается такой набор психологических функций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально-значимых отношений «я и природа – одно целое».
Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках.
Преобладающим контингентом нашего учреждения являются учащиеся с диагнозом ЗПР. Им характерно:
• низкий уровень познавательной активности;
• незрелость мотивации к учебной деятельности;
• сниженная способность к приёму и переработке информации;
• слабая ориентация на будущее;
• эмоциональная упрощённость и обесцененное содержание образа «Я»;
• сниженная самооценка;
• несформированность избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и к окружающему миру в целом;
• импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения.
Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляется процесс социализации личности ребенка, т. е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.
Для формирования экологической культуры у детей-сирот нашего учреждения используется проектно-исследовательская деятельность, направленная на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями биологии, экологии на факультативных занятиях, во внеурочное время. Работа может быть применена не только в специальных коррекционных учреждениях, но и в общеобразовательных школах.

Уровень образования школьников
Результаты диагностического обследования выявил низкий уровень экологической культуры у учащихся. Дети-сироты, находясь в стенах школы-интерната, имеют недостаточно сформированные ценностные отношения к окружающему миру, у них недостаточно собственного жизненного опыта по взаимодействию с окружающей средой. В связи с этим одной из задач школы является формирование экологической культуры, совокупности экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности, через проектно-исследовательскую деятельность.

Форма учебной работы
В школе-интернате организован эколого-биологический кружок «Друзья природы». Занятия проводятся 2 раза в неделю, с учениками 6-7х классов. При этом используются такие формы работы как:
• экскурсия
• работа на пришкольном участке по озеленению территории
• работа в пришкольной теплице (выращивание овощей, цветочных и декоративных культур)
• наблюдение за растительным и животным миром
• проведение экологических праздников
• изготовление и развешивание кормушек в пришкольном саду
• изготовление и выставка поделок из природного материала.

Проектно-исследователская деятельность.
Одной из форм работы в кружке является – организация проектно-исследовательской работы через природоохранную деятельность. Для формирования экологического сознания необходимо включить учащихся в реальный процесс решения экологических проблем.
Наша школа имеет загородный трудовой оздоровительный лагерь, который находится вблизи озера Семеновского. Это озеро является местом отдыха не только воспитанников нашей школы, но и жители близ лежащих поселков.
Нашими воспитанниками была предложена идея по изучению и охране данного природного водоема.
Работа началась с 1 июня 2009 года.
Целью данной работы является формирование нравственно-экологической позиции личности, которая будет проявляться в:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром и их трансформация в привычки;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
-потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
-умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
-проявление инициативы при решении экологических проблем своего ближайшего окружения;
-умение взаимодействовать в группе, самостоятельно принимать решения.
-быть активными участниками в решении вопросов, связанных с экологическими проблемами.

Работа включает в себя следующие этапы:
1. Изучение истории возникновения озера.
2. Создание макетов по благоустройству водоема:
3. Коллективные творческие дела по благоустройству и восстановлению прилегающей к водоёму территории.
4. Организация экологического лагеря.
5. Оформление альбома растений и животных, обитающих на территории лагеря и находящихся под охраной.
6. Составление экскурсионных маршрутов, подготовка экскурсоводов из числа учащихся.
7. Создание детской фотовыставки «Прекрасное рядом».

В процессе проектно-исследовательской работы, с учетом особенностей развития, у учащихся происходит формирование всех компонентов исследовательской культуры:
- мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснения понятий; конкретизация, доказательства и опровержение; умение видеть противоречия;
-умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
-умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Роль педагога
В создании новой системы ценностей, воспитании экологической культуры, адекватной природе, особая роль отводится педагогу. От личной заинтересованности педагога, его инициативы, организаторских способностей зависит активизация деятельности воспитанников.
Учитель играет немаловажную роль в организации проектно-исследовательской деятельности.
На первом этапе – это организующая и направляющая, контролирующая деятельность педагога, где он своей инициативой пытается зажечь интерес детей к работе, вовлечь в атмосферу деятельности. Формирует у них необходимые знания и умения. Ненавязчиво направляет работу участников деятельности, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта. При поиске и сборе информации задача учителя – обеспечить по мере необходимости консультациями по методике проведения такого вида работы. Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе. С каждым этапом, учащимся предоставляется больше самостоятельности, а роль учителя сводится к консультирующей, второстепенной.
Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Техническое оснащение
Для осуществления проектно-исследовательской деятельности необходимо следующее оборудование для учащихся:
• блокнот,
• лист-опросник,
• источники информации (энциклопедии, справочная литература, Интернет-ресурсы)
• лабораторное оборудование для проведения анализа почвы и воды,
• фотоаппарат,
• видеокамера,
• альбомы, карандаши, краски, пластилин, цветная бумага и т.д.
• инструменты для уборки территории.
• для руководителя проекта: научная и методическая литература.

Организация проектно-исследовательской работы
Проектно-исследовательская работа состоит из следующих этапов
1. Поисковый этап. На этом этапе группой учащихся был выдвинут проблемный вопрос: Что это за водоем, на берегу которого мы любим отдыхать и купаться? Какова его история?
После обсуждения данных вопросов, была определена тема проекта: Любимая Семеновка. Но информации по данной теме оказалось крайне мало. Было известно, что данный водоем является озером и называется Семеновское, по названию поселка находящегося вблизи. В результате обсуждений определились следующие цели и задачи:
Цель: изучить историю озера, исследовать прилегающую территорию, флору и фауну водоема, экологические проблемы озера Семеновского и найти пути решения их.
Задачи:
1) Изучение истории возникновения озера Семёновское;
2) Создание макетов, проведение конкурса рисунков« Любимая Семёновка в будущем».
3) Исследование почвенного слоя, состава воды, флоры и фауны водоема.
4) Организация коллективных творческих дел по благоустройству и восстановлению прилегающей к водоёму территории.
2. Аналитический этап. На этом этапе проводился сбор и изучение информации по проекту. Для сбора информации использовались следующие способы:
• встречи, интервьюирование (беседа с местными жителями поселка Семеновский об истории происхождения озера)
• работа со средствами массовой информации, научной, энциклопедической, краеведческой литературой, Интернет-ресурсами
• Организация туристических походов по окрестностям водоёма для исследования состояния прилегающей к водоёму территории.
На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации, ее сравнения, классификации, установления связей.
Анализируя и интерпретируя полученные данные, был проведен конкурс мини-сочинений «Легенды Семёновского озера».

В результате работы на аналитическом этапе был выстроен план реализации проекта:

1. Создание макетов по благоустройству водоема:
- Работа над мини-проектами – макет «Озеро будущего»
- Проведение конкурса рисунков «Любимое озеро в будущем»
2. Организация коллективных творческих дел по благоустройству и восстановлению прилегающей к водоёму территории.
- операция «Бунт»- благоустройство (уборка) территории
- изготовление и установка табличек «Береги! Это домик муравья» с целью сохранения муравейников.
- расклеивание листовок в поселке, находящимся вблизи озера по природоохранительной деятельности; привлечение общественности к проблеме благоустройства территории
- изготовление и установка природоохранных щитов.
- благоустройство пляжа (установка лавочек, мусорных баков).
- изготовление и размещение кормушек на деревьях в окрестностях водоёма для зимующих птиц
- создание агитбригады
3. Организация экологического лагеря, с целью изучения:
- почвенного слоя,
- анализа состава и качества воды,
- составление атласа животных и растений данного озера.

3. Практический этап.
На данном этапе учащиеся воплощали в жизнь план реализации проекта.
Создали и организовали конкурс мини-проектов «Озеро будущего», провели конкурс рисунков.
Участвовали в операции «Бунт», в результате которой была очищена значительная прибрежная территория озера от мусора.
Изготовили и установили на прилегающей территории и на берегу озера более 10 табличек и природоохранных щитов.
Провели встречи с местными жителями по природоохранной деятельности в поселке. Расклеили листовки «Берегите природу – наш дом».
Приняли участие в благоустройстве пляжа, установили скамейки и мусорные баки.
Изготовили и разместили 20 кормушек на деревьях в окрестностях водоёма для зимующих птиц.
Создали агитбригаду и приняли участие в конкурсе «Достойное будущее природных памятников Самарской области». Где работа учащихся была оценена по достоинству. Ребята были награждены почетной грамотой и ценными подарками.
В летнем экологическом лагере были проведены лабораторные исследования почвы, состава и качества воды. Проводились наблюдения за флорой и фауной данной местности. Проводилась работа по составлению атласа животных и растений данного озера.
4.Презентационный этап.
По результатам выполненной работы:
- была организована выставка альбома растений и животных, обитающих на территории озера;
- составлены и предложены экскурсионные маршруты для учащихся по выдающимся местам озера и прилегающей территории; подготовлены экскурсоводы из числа участников проекта;
- организована детская фотовыставка «Прекрасное рядом», на которой были представлены фотографии интересных моментов из жизни животных и растений, запечатленных участниками проекта.
5. Контрольный этап:
По результатам диагностики, проведенной после проектно-исследовательской деятельности, у учащихся повысился уровень:
• способности к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
• способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
• имитационного моделирования (игровая) - способность решать жизненно важные проблемы;
• способность решать проблемы и проблемные ситуации;
• способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;
• способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.
• экологической культуры, желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.


Категория: Разное | Добавил: Быстрова
Просмотров: 1910 | Загрузок: 80 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.06.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал