Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Методическая разработка "Проектно-исследовательская деятельность по воспитанию экологической культуры у детей с ОВЗ"

СКАЧАТЬ (96.5 Kb) 04.12.2014, 20:23
Быстрова Елена Алексеевна
учитель биологии, ГКСКОУ школа-интернат для детей сирот г.о. Чапаевска
Аннотация

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Наиболее острая проблема общества, сформулированная целевой группой Программы Фонда Алкоа по устойчивому развитию и охране окружающей среды для России, - недостаток экологического образования и экологической культуры. Начинать экологическое воспитание необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, у школьников должно быть сформировано экологическое сознание.
Под экологическим сознанием понимается такой набор психологических функций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально-значимых отношений «я и природа – одно целое».
Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках.
Преобладающим контингентом нашего учреждения являются учащиеся с диагнозом ЗПР. Им характерно:
• низкий уровень познавательной активности;
• незрелость мотивации к учебной деятельности;
• сниженная способность к приёму и переработке информации;
• слабая ориентация на будущее;
• эмоциональная упрощённость и обесцененное содержание образа «Я»;
• сниженная самооценка;
• несформированность избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и к окружающему миру в целом;
• импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения.
Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляется процесс социализации личности ребенка, т. е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.
Для формирования экологической культуры у детей-сирот нашего учреждения используется проектно-исследовательская деятельность, направленная на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент ставится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями биологии, экологии на факультативных занятиях, во внеурочное время. Работа может быть применена не только в специальных коррекционных учреждениях, но и в общеобразовательных школах.

Уровень образования школьников
Результаты диагностического обследования выявил низкий уровень экологической культуры у учащихся. Дети-сироты, находясь в стенах школы-интерната, имеют недостаточно сформированные ценностные отношения к окружающему миру, у них недостаточно собственного жизненного опыта по взаимодействию с окружающей средой. В связи с этим одной из задач школы является формирование экологической культуры, совокупности экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности, через проектно-исследовательскую деятельность.

Форма учебной работы
В школе-интернате организован эколого-биологический кружок «Друзья природы». Занятия проводятся 2 раза в неделю, с учениками 6-7х классов. При этом используются такие формы работы как:
• экскурсия
• работа на пришкольном участке по озеленению территории
• работа в пришкольной теплице (выращивание овощей, цветочных и декоративных культур)
• наблюдение за растительным и животным миром
• проведение экологических праздников
• изготовление и развешивание кормушек в пришкольном саду
• изготовление и выставка поделок из природного материала.

Проектно-исследователская деятельность.
Одной из форм работы в кружке является – организация проектно-исследовательской работы через природоохранную деятельность. Для формирования экологического сознания необходимо включить учащихся в реальный процесс решения экологических проблем.
Наша школа имеет загородный трудовой оздоровительный лагерь, который находится вблизи озера Семеновского. Это озеро является местом отдыха не только воспитанников нашей школы, но и жители близ лежащих поселков.
Нашими воспитанниками была предложена идея по изучению и охране данного природного водоема.
Работа началась с 1 июня 2009 года.
Целью данной работы является формирование нравственно-экологической позиции личности, которая будет проявляться в:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром и их трансформация в привычки;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
-потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
-умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
-проявление инициативы при решении экологических проблем своего ближайшего окружения;
-умение взаимодействовать в группе, самостоятельно принимать решения.
-быть активными участниками в решении вопросов, связанных с экологическими проблемами.

Работа включает в себя следующие этапы:
1. Изучение истории возникновения озера.
2. Создание макетов по благоустройству водоема:
3. Коллективные творческие дела по благоустройству и восстановлению прилегающей к водоёму территории.
4. Организация экологического лагеря.
5. Оформление альбома растений и животных, обитающих на территории лагеря и находящихся под охраной.
6. Составление экскурсионных маршрутов, подготовка экскурсоводов из числа учащихся.
7. Создание детской фотовыставки «Прекрасное рядом».

В процессе проектно-исследовательской работы, с учетом особенностей развития, у учащихся происходит формирование всех компонентов исследовательской культуры:
- мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснения понятий; конкретизация, доказательства и опровержение; умение видеть противоречия;
-умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
-умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Роль педагога
В создании новой системы ценностей, воспитании экологической культуры, адекватной природе, особая роль отводится педагогу. От личной заинтересованности педагога, его инициативы, организаторских способностей зависит активизация деятельности воспитанников.
Учитель играет немаловажную роль в организации проектно-исследовательской деятельности.
На первом этапе – это организующая и направляющая, контролирующая деятельность педагога, где он своей инициативой пытается зажечь интерес детей к работе, вовлечь в атмосферу деятельности. Формирует у них необходимые знания и умения. Ненавязчиво направляет работу участников деятельности, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта. При поиске и сборе информации задача учителя – обеспечить по мере необходимости консультациями по методике проведения такого вида работы. Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе. С каждым этапом, учащимся предоставляется больше самостоятельности, а роль учителя сводится к консультирующей, второстепенной.
Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Техническое оснащение
Для осуществления проектно-исследовательской деятельности необходимо следующее оборудование для учащихся:
• блокнот,
• лист-опросник,
• источники информации (энциклопедии, справочная литература, Интернет-ресурсы)
• лабораторное оборудование для проведения анализа почвы и воды,
• фотоаппарат,
• видеокамера,
• альбомы, карандаши, краски, пластилин, цветная бумага и т.д.
• инструменты для уборки территории.
• для руководителя проекта: научная и методическая литература.

Организация проектно-исследовательской работы
Проектно-исследовательская работа состоит из следующих этапов
1. Поисковый этап. На этом этапе группой учащихся был выдвинут проблемный вопрос: Что это за водоем, на берегу которого мы любим отдыхать и купаться? Какова его история?
После обсуждения данных вопросов, была определена тема проекта: Любимая Семеновка. Но информации по данной теме оказалось крайне мало. Было известно, что данный водоем является озером и называется Семеновское, по названию поселка находящегося вблизи. В результате обсуждений определились следующие цели и задачи:
Цель: изучить историю озера, исследовать прилегающую территорию, флору и фауну водоема, экологические проблемы озера Семеновского и найти пути решения их.
Задачи:
1) Изучение истории возникновения озера Семёновское;
2) Создание макетов, проведение конкурса рисунков« Любимая Семёновка в будущем».
3) Исследование почвенного слоя, состава воды, флоры и фауны водоема.
4) Организация коллективных творческих дел по благоустройству и восстановлению прилегающей к водоёму территории.
2. Аналитический этап. На этом этапе проводился сбор и изучение информации по проекту. Для сбора информации использовались следующие способы:
• встречи, интервьюирование (беседа с местными жителями поселка Семеновский об истории происхождения озера)
• работа со средствами массовой информации, научной, энциклопедической, краеведческой литературой, Интернет-ресурсами
• Организация туристических походов по окрестностям водоёма для исследования состояния прилегающей к водоёму территории.
На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации, ее сравнения, классификации, установления связей.
Анализируя и интерпретируя полученные данные, был проведен конкурс мини-сочинений «Легенды Семёновского озера».

В результате работы на аналитическом этапе был выстроен план реализации проекта:

1. Создание макетов по благоустройству водоема:
- Работа над мини-проектами – макет «Озеро будущего»
- Проведение конкурса рисунков «Любимое озеро в будущем»
2. Организация коллективных творческих дел по благоустройству и восстановлению прилегающей к водоёму территории.
- операция «Бунт»- благоустройство (уборка) территории
- изготовление и установка табличек «Береги! Это домик муравья» с целью сохранения муравейников.
- расклеивание листовок в поселке, находящимся вблизи озера по природоохранительной деятельности; привлечение общественности к проблеме благоустройства территории
- изготовление и установка природоохранных щитов.
- благоустройство пляжа (установка лавочек, мусорных баков).
- изготовление и размещение кормушек на деревьях в окрестностях водоёма для зимующих птиц
- создание агитбригады
3. Организация экологического лагеря, с целью изучения:
- почвенного слоя,
- анализа состава и качества воды,
- составление атласа животных и растений данного озера.

3. Практический этап.
На данном этапе учащиеся воплощали в жизнь план реализации проекта.
Создали и организовали конкурс мини-проектов «Озеро будущего», провели конкурс рисунков.
Участвовали в операции «Бунт», в результате которой была очищена значительная прибрежная территория озера от мусора.
Изготовили и установили на прилегающей территории и на берегу озера более 10 табличек и природоохранных щитов.
Провели встречи с местными жителями по природоохранной деятельности в поселке. Расклеили листовки «Берегите природу – наш дом».
Приняли участие в благоустройстве пляжа, установили скамейки и мусорные баки.
Изготовили и разместили 20 кормушек на деревьях в окрестностях водоёма для зимующих птиц.
Создали агитбригаду и приняли участие в конкурсе «Достойное будущее природных памятников Самарской области». Где работа учащихся была оценена по достоинству. Ребята были награждены почетной грамотой и ценными подарками.
В летнем экологическом лагере были проведены лабораторные исследования почвы, состава и качества воды. Проводились наблюдения за флорой и фауной данной местности. Проводилась работа по составлению атласа животных и растений данного озера.
4.Презентационный этап.
По результатам выполненной работы:
- была организована выставка альбома растений и животных, обитающих на территории озера;
- составлены и предложены экскурсионные маршруты для учащихся по выдающимся местам озера и прилегающей территории; подготовлены экскурсоводы из числа участников проекта;
- организована детская фотовыставка «Прекрасное рядом», на которой были представлены фотографии интересных моментов из жизни животных и растений, запечатленных участниками проекта.
5. Контрольный этап:
По результатам диагностики, проведенной после проектно-исследовательской деятельности, у учащихся повысился уровень:
• способности к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
• способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
• имитационного моделирования (игровая) - способность решать жизненно важные проблемы;
• способность решать проблемы и проблемные ситуации;
• способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;
• способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.
• экологической культуры, желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.


Категория: Разное | Добавил: Быстрова
Просмотров: 2438 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог