В настоящее время особая роль отводится образованию: оно отражает специфику и отличительные черты современного этапа цивилизационного развития. На качество естественнонаучного образования оказывает влияние разобщенность между естественнонаучными знаниями и гуманитарными. Данное положение определяет задачи теории и практики образования выработку стратегий обучения, соответствующих современному этапу развития общества, формирующих условия для развития личности обучающихся и давать возможность повысить качество образования.
Совершенствование процесса обучения естествознанию студентов вуза гуманитарного факультета должна базироваться на последних достижениях науки для успешной подготовки обучающегося к будущей профессиональной деятельности и формированию мировоззрения на основании единой научной картины мира.
Улучшение естественнонаучного образования гуманитариев обуславливает, насколько объедены гуманитарная подготовка и фундаментальные знания в профессиональном образовании. Это, в свою очередь, определяет разработку средств, форм и методов, способные повысить качество образования.
Мы согласны с мнением А. Д. Суханова и О. Н. Голубева, что основой на современном этапе развития естественнонаучного образования является «становится не только задача приобретения новых знаний, сколько задача формирования естественнонаучного рационального мышления и представлений об окружающем мире в целом, воплощенных в современной естественнонаучной картине мира».
Естественные науки в основном участвуют в формировании научной картины мира, указывающей содержание миропонимания в структуре мировоззрения. Эта картина подразумевает под собой комплекс основных достижений науки, законов и принципов, позволяющий целостно понимать мир. Система общих представлений о природе включает в себя теоретические принципы и понятия, гипотезы разных сфер естествознания.
Объединение является ведущим принципом формирования естественнонаучного миропонимания, увеличения знаний о природе на основе ее фундаментальных закономерностей. Понимание мира осуществляется за счет открытия устойчивых структур, которые являются базой многообразия изменяющихся явлений.
Естественнонаучное миропонимание студента подразумевается как мыслительная деятельность, в ходе которой он с помощью фундаментальных закономерностей реализует в целостную систему знаний.
При выборе приемов и методов обучения, применяемых в процессе естественнонаучного образования студентов гуманитарных факультетов вуза, полагается учесть ведущие у обучающихся способы восприятия информации. Совокупность научной картины мира и целостность мышления объясняет использование холистического подхода на основе органического синтеза ассоциативно-образного и логического мышления.
Педагогическая практика показывает, что необходима совокупность методов обучения, ориентированы на сочетание и развитие логического и образного мышления. И этим требованиям соответствует холистический подход. Постановка и анализ проблем естественнонаучного и гуманитарного познания служит главнейшим элементом обучения естествознанию студентов-гуманитариев. Вследствие этого технологическими первоосновами оптимизации учебной познавательной деятельности гуманитариев при обучении естествознанию служит личностно-ориентированный подход, а также проблемно-деятельностный характер обучения.
Для эффективности формирования естественнонаучной картины мира у студентов необходимо организовать процесс образования применительно к интеграции научного знания. Необходимо обратить внимание на подбор учебного материала с учетом современного уровня развития естественнонаучного знания; сформулировать концептуальные положения, относящиеся целей и содержания естественнонаучной картины мира студентов-гуманитариев в рамках интеграции научного знания; осуществить и провести апробацию в соответствии со сформулированной концепцией и разработанной моделью методику реализации естественнонаучного образования студентов-гуманитариев.
|