Особенности командного взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения ребенка сироты в специальную коррекционную школу VIII вида
Современное общество стоит на том этапе, когда особую актуальность имеет оказание специализированной помощи людям с различными недоразвитиями каких-либо функций. Среди нуждающихся в помощи, отдельное место занимают дети, их обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д. Данный вопрос актуален во всем мире, поскольку группа детей с данной проблемой неуклонно растет. Количество людей страдающими различными формами инвалидности насчитывается чуть более одного миллиарда, что является около 15 % населения. Всероссийская организация здравоохранения приводит данные исследования, что 785 млн человек достигших 15 летнего возраста и старше имеют инвалидность, из них 110 млн страдают тяжёлыми формами расстройств. В числе подрастающего поколения ( в возрасте от 0 до 14 лет) эти показатели составляют 95 млн и 13 млн.
Статистические данные детской инвалидности весьма плачевны. Количество больных младше 18 лет возрастает, это отмечается не только в РФ, но в других странах. Ежегодно показатели по всему миру увеличиваются, Анализ данных приведенных федеральной службой государственной статистики показывает, что детей инвалидов в России в среднем 600 тыс. человек. Несмотря на это, с точки зрения экспертных специалистов, показатели чрезмерно занижены. В действительности количество составляет около 3 млн человек. Большинство родителей не хотят в законном порядке устанавливать инвалидность, даже при наличии у их сына или дочери тяжелого расстройства.
Данные по детям колеблются от 11-13%, несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья пребывают в специализированных интернатах. Основные причины, из-за которых среди молодого, юношеского поколения становится все больше недееспособных – плохая экология, возраст матери (старородящая, первые роды после 35 лет или слишком юная до 18 лет), пагубные привычки и т.д.
Таким образом, специальное образование является острым и актуальным вопросом, не в одной России, но и во всем мире.
Среди всех ребят с особыми образовательными потребностями процент детей с нарушением развития интеллекта растет год за годом. Помимо увеличения роста детей с нарушенным интеллектом, наблюдаются изменения в структуре дефекта, комплексного нарушения у каждого ребенка. К самой незащищенной и уязвимой категорией детей с аномальным развитием относятся дети сироты (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
Сиротство на данный момент признается тяжелейшей социально-педагогической проблемой. Дети и подростки, оставшиеся без опеки родителей, чрезвычайно выделяются от своих сверстников, проживающих с родителями. Основные трудности наблюдаются в поведенческих и эмоциональных проявлениях, трудностях адаптации, инфантилизм, трудности с самоидентификацией и с самоопределением, незнание и зачастую отвержение самого себя как личности, бессилие при необходимости принятия решений, касательно собственного осознанного избрания своей судьбы, большие проблемы со здоровьем.
Закон об образовании от 2012 учебного года, стал стартом для изменения и преобразования российского образования. В связи с новым вектором развития образования, появилась востребованность подходов, технологий, методов к обучению, воспитаю, развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Подход инклюзивного образования, как раз и является одним из новых моделей построения педагогического процесса, которая позволяет получить образование детям с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших условий, реализации инклюзивного образования для детей сирот, является психолого-педагогическое сопровождение в специальную коррекционную школу VIII вида.
Педагогическая и психологическая науки рассматривают определение «сопровождения» как синоним поддержки, сотрудничества и т.д. Ряд ученых занимающихся вопросом сопровождения говорят о нем, как о методе и как создания необходимых качественных условий.
Вопросами психолого-педагогического сопровождениями занимались такие ученые как, Н.Г. Битянова, О.С. Газман, Н.В. Клюева, Е.И. Казакова, и др.
Охарактеризовать сопровождение в общем смысле можно, как содействие ребенку в преодолении сложностей, в способах разрешения трудностей, как непрерывный и сложный процесс изучения создания и формирования условий для усвоения субъектом приемлемых решений в различных жизненных ситуациях, обеспеченных комплексной командной работой специалистов различных профилей.
Педагогический коллектив - это целостная составляющая формальной структуры учебно-воспитательного коллектива. Включает в себя не только педагогических сотрудников, но и родителей ( в данном случае воспитателей или опекунов). Осуществление определённых условий способствует более действенному взаимодействию педагогов, к этим условиям относится: позиция педагога, профессиональные качества и компетенции, креативность, культура и такт общения, гуманность и толерантность по отношению к друг другу и воспитанникам. Единство не отрицает индивидуальность каждого из его участников и т.д.
Важнейшим звеном в командном взаимодействии при психолого-педагогическом сопровождении детей сирот в специальную коррекционную школу VIII вида является воспитатель. Воспитатель для детей сирот - это координатор, альтруист, организатор, мама-друг, папа-друг, старший товарищ, участливый человек, потешник, судья, утешитель, он целый мир для ребенка, его мерило (мера, критерий, стандарт) и т.д.
Личность воспитателя напрямую оказывает влияние на детей и здесь можно говорить о прямой зависимости, каким вырастет человек, что будет заложено в его душу. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход,: кого-то нужно выслушать, многие нуждаются в сострадании, все дети ждут подсказки, заботы, нужно ребят успокоить или подбодрить, а может быть и поговорить «по-душам», помочь сделать различные заключения, проверить, разрешить конфликт, организовать деятельность и т.д.
Положительная сторона при интеграции детей сирот с разными исходными возможностями в учебный процесс специальной коррекционной школы:
- совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья;
- получения опыта коммуникации социальных контактов с учениками, педагогиками и родителями;
- обретения опыта и формирование навыков решения проблем (вырабатывать и применять альтернативное поведение в различных ситуациях), самоконтроль и самодистанцирование (отказываться от опасных деяний и не быть втянутыми в рискованную ситуацию)
- образовательный процесс при интеграции находит под сильным влиянием и воздействием, что в свою очередь меняет всех его участников и определяет отношения между ними (учеников, педагогический коллектив, воспитатели и воспитанники)
С приходом в образовательное учреждение у воспитанника детского дома меняется социальный статус, в стенах школы возрастают требования, и увеличивает нагрузка. Становится необходимо формирования определенных навыков, усидчивости и работоспособности на уроках и занятиях, мобилизация высших психических функций ( память, внимание, восприятие, мышление,речи), дисциплинированности на переменах и в столовой школы, в раздевалках. Воспитанники попадают в неизвестное окружение, с которым надлежит формировать взаимоотношения, что для большинства детей становится, весьма затруднительно.
Осуществление включения детей проходит более мягко под контролем команды специалистов. Поскольку поступление в школу является психотравмирующим событием, как для детей сирот, так и для учащихся школы, требует взаимодействие педагогов школы и воспитателей детского дома, а также медицинских работников. Приоритетным является охрана жизни и здоровья ребенка, соблюдение его прав и свобод.
Вектор работы каждого специалиста при сопровождении определен в следующей таблице:
Таблица 1
Основные векторы работы специалистов психолого-педагогического сопровождения
Каждый специалист ведет работу по реализации своего вектора, решает задачи для достижения общей цели сопровождения, но при этом, содействуя друг другу, совещаясь, консультируясь, посещая занятия и мероприятия, команда держит взаимосвязь для успешного психолого-педагогического сопровождения, для преодоления трудностей и предотвращения потенциальных сложных ситуаций для детей.
Взаимодействия специалистов представлены в Таблице 2
Взаимодействия команды специалистов при психолого-педагогическом сопровождении детей сирот в специальную коррекционную школу
Таблица 2
Команда психолого-педагогического сопровождения это непрерывно движущей, влияющей коллектив, сплоченный общей идеей и целью, согласованный, синтетический состав специалистов, реализующий сопровождение ребенка сироты с ОВЗ.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто совокупностью различных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как сложная синтетическая специальная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение является предпосылкой для компенсации депривации, социальной адаптации, развитию личностных компетенций.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие с кровными родителями, воспитывающихся в интернатах, особенно нуждаются в помощи взрослых, психологической поддержке. Необходимо учитывать все особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, только тогда возможна их успешная реабилитация и адаптация в социуме.
Работа с детьми сиротами должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи, строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|