На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей - их внутренняя позиция. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к Родине, событиям, делам, к себе, к окружающим его людям. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных и патриотических норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.
Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности нашего образовательного учреждения.
Педагогический коллектив школы- интерната реализует программу воспитания и социализации обучающихся в рамках ФГОС, основополагающим направлением которой является патриотическое воспитание. Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить ряд ключевых задач:
- Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, культуре, праве.
- Воспитывать у учащихся любовь к родному краю как к малой Родине.
- Формировать чувство гордости за свою Отчизну
- Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
- Воспитывать учащихся гражданами своей Родины.
Всем нам известно, что патриотизм у детей надо воспитывать с самого раннего возраста. Необходимо прививать любовь к семье, к месту, где они родились, к людям окружающих их, к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, формировать внимательное отношение к старшим; учить отличать хорошие и плохие поступки.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды. Поскольку школа - интернат работает в режиме продленного дня, патриотическое воспитание, в основном, реализуется через внеурочную деятельность воспитателями и педагогами дополнительного образования.
С любви к родному краю как к малой Родине начинается любовь к Отчизне, поэтому первые классные часы и беседы посвящены истории нашей школы, района и города. С этой же целью проводятся экскурсии по историческим местам города, посещения музеев. Традиционными стали экскурсии к роднику на горе Маяковой, прогулки по памятным местам нашего города.
Операция «Чистый двор» помогает формировать у воспитанников бережное отношение к природе, способствует формированию позитивного отношения к общественному труду, ответственности за свою школу.
Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Начиная с 1 класса на классных часах: «Наша родина – Россия», «История возникновения родного города», «Наш дом - земля Кузнецкая», проходит изучение государственной символики России, Кемеровской области и г. Новокузнецка, на которых у воспитанников происходит формирование гражданской позиции, воспитание уважения к символам государства, развитие познавательной и творческой активности учащихся.
На внеурочных занятиях по программе «Живой Родник» воспитанники знакомятся с традиционными народными промыслами, изучают фольклор, русские традиционные ремесла, учатся изготавливать поделки в русских народных традициях. В танцевальном кружке дети знакомятся с азами танцев народов нашей родины.
В 2013 году совместно с детьми был реализован сетевой проект «Необычное в обычном», в результате которого ученики узнали об использовании различных символах в орнаментах разных народов, научились самостоятельно составлять орнаменты. Посещение музея русского народного творчества произвело на воспитанников большое впечатление, они охотно приняли участие в мастер-классе, организованном работниками музея. Традиционное проведение русских народных праздников в школе-интернате помогает приобщать детей к народной культуре.
Воспитанию толерантности, миролюбия, уважения к людям посвящены беседы: «Что такое доброта», «Дружба начинается с улыбки», «История моей семьи», «Люди земли Кузнецкой», общешкольные мероприятия «Все мы - разные, все мы – равные», «Дружбой дорожить умейте», классные часы «Мы - россияне», «Национальные традиции моей семьи».
Воспитание гордости за Российское государство происходит на классных часах: «Россия - Родина моя», «Я и общество». Еженедельно проводятся беседы в рамках направления «Я - гражданин», большая часть которых посвященным памятным датам истории нашей страны, ученики участвуют в различных конкурсах и викторинах по данному направлению. Наш класс подготовил и провел общешкольное мероприятие, посвященное Олимпиаде – 2014 в Сочи.
Для воспитания готовности к достойному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества на классных часах проводятся Уроки Мужества «Слава Армии Российской», «День защитника», «Ради жизни на Земле», вместе с учениками мы посещаем тематические беседы в районной библиотеке. Мои ребята всегда являются активными участниками состязаний «А, ну-ка, мальчики». Повышение роли военно-патриотического воспитания способствует проведение ежегодного конкурса – смотра солдатской песни, военно - спортивных эстафет. Дети всегда участвуют в конкурсах, посвященных «Дню защитника Отечества» и «Дню Победы».
Традиционно проводятся встречи с ветеранами – педагогами, многие из которых помнят ВОВ. К каждому празднику дети своими руками изготавливают подарки для педагога – ветерана, который закреплен за каждым классом. Организовано шефство, проводятся совместные мероприятия, ветерану оказывается посильная помощь и внимание. А ветеранов ВОВ воспитанники ежегодно приглашают на день Победы, а также встречаются на традиционных мероприятиях в музее ЗСМК. В течение шести лет мои ученики принимают участие в праздничных концертах, посвященных 9 Мая в музее ЗСМК. Их выступления в музее ЗСМК находят живой отклик в сердцах ветеранах, напоминают им суровые будни военной жизни. В свою очередь участники ВОВ делятся с ребятами своими воспоминаниями, из которых дети узнают о фронтовой жизни, подвигах наших солдат и событиях войны.
Каждый год ребята принимают участие в различных конкурсах, посвященным важным событиям в жизни нашей страны, на которых занимают призовые места, это такие конкурсы, как «Мой День Победы», «Открытка ветерану к 9 Мая», «Стихи о родине», «Стихи о матери», День рождения любимой школы», «Мой любимый учитель».
В 2014-2015 учебном голу был реализован проект «Бессмертный полк», посвященный 70-летию Победы ВОВ. Главной задачей проекта являлось сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Воспитанники собирали сведения о родственниках – участниках ВОВ. По итогам работы был проведён классный час «Живи и помни», в ходе которого большое участие принимали сами ребята. Они с гордостью рассказывали о своих прабабушках и прадедушках, которые ценой собственной жизни защитили нашу Родину.
Результатом исследовательской деятельности к 70 - летию Победы стала работа «Кулинарное путешествие по России в годы ВОВ», которая получила высокую оценку на конференциях различных уровней.
Система воспитательной работы, которая организована в нашем ОУ, повышают интерес учащихся к истории Отечества, дает понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в школьной воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Хочется верить и надеяться на то, что мои ученики вырастут хорошими людьми, станут достойными гражданами своей страны, будут любить свою родину и способствовать её процветанию.
|