Сегодня: 14.12.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Педагогическая статья "Учимся вместе"

СКАЧАТЬ (41.5Kb) 27.11.2017, 13:33
Карнаухова Татьяна Николаевна
учитель истории, "Средняя Общеобразовательная школа №131"

«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения     взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель - я употребляю это слово в самом широком смысле - может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества»

                                                                                                                  Г.Уэллс                                  

При подготовке к написанию данной статьи  я просмотрела достаточно много материала о современной школе и перспективах ее развития. И у нашего  выдающегося современника  - педагога , доктора психологических наук , профессора Ш.А. Амонашвили встретила  следующую цитату: «…надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.» Эти слова  напомнили мне один эпизод из моей школьной жизни.

Я проходила по школьному коридору мимо учительской, дверь в нее была приоткрыта. Учителя говорили о чем-то своем, и вдруг я услышала смех, заразительный и искренний. Но меня поразил не он, а то, что смеялся человек, которого веселым и даже улыбающимся я не видела никогда, хотя проучилась у него уже достаточно долго.  Когда преподаватель смеялась, она была  такой «живой», «настоящей», что меня это поразило, я остановилась  в коридоре у окна и простояла там всю перемену.

Что меня так удивило?  Это был хороший,  сильный учитель, ее предмет я с успехом продолжала изучать в институте, успешно сдала экзамены. Получается, что преподаватель хорошо делал свое дело, но не был   для меня и моих одноклассников  человеком.

Сейчас я не осуждаю, теперь уже, моего коллегу. Просто очень ясно и четко понимаю разницу в подходе к процессу обучения и воспитания в советской и современной школе. То был пример системы образования, которая базировалась на авторитарном методе преподавания. Поведение моего учителя было соответствующим, и между нами не могло было быть других отношений.  Мой «негатив» к человеку  был перенесен на школьный предмет и на все, что с ним было связано. Благодаря  профессионализму  учителя я знала предмет и ровно столько же его ненавидела.

Одна из заповедей гуманно-личностной педагогики  гласит: «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву» (А. Ш. Амонашвили). Считаю , что эти слова  очень правильно и точно  подводят итог моим воспоминаниям о детстве  и определяют мое личное понимание роли, которую я  как учитель и воспитатель должна играть в судьбе своих учеников.

Мы педагоги -  живые люди, со своими  проблемами и настроениями. Каждому из нас приходится бороться с собой в конфликтной ситуации с ребенком. Накричать, вспылить  или сдержаться,  понять, увидеть причину негативного поведения ученика. Каждый день нам приходится контролировать себя, а это очень непросто. Гуманистическое направление  в педагогике дает необходимые  методы, средства воспитания и обучения .  Они помогают учителю и ученику найти правильные  модели поведения в школе, чтобы сделать процесс  образования полноценным.

Главной чертой гуманистического подхода в образовании является   признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического), а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Поэтому на своих уроках я всячески стараюсь раскрыть индивидуальность каждого своего ученика.

В классах нашей школы, которая находится на одной из окраин города, обучаются разные ребята, в основном это дети из простых  «рабочих» семей, многие из них воспитываются в «семьях риска». Недостаток родительской любви, понимания, и элементарного  воспитания заметен сразу, поэтому приходится искать особые методы работы с ними. Одной из «находок»  считаю – индивидуальный подход к каждому ученику, который в гуманистической педагогике  звучит так: «Если ребенку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая «искра Божия» (А. Ш. Амонашвили).  Такой подход к ученику дает возможность  ребенку воспрянуть духом,  увидеть, что он нужен и интересен учителю. Как правило, следующий раз он сам попробует заслужить похвалу  и внимание учителя, и  это будет первый  шаг к самосовершенствованию. За первым шагом  последует второй и третий, а это открытый путь к развитию личности.

На любом уроке  главной своей целью считаю – заинтересовать ребенка, поставить в ситуацию выбора, т.е. заставить его мыслить. Гуманистический подход в обучении дает такую возможность: «Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность» (А. Ш. Амонашвили). Мой предмет - история  дает широкий спектр возможностей на уроке, для того чтобы вовлечь ребят в процесс анализа исторического явления, обсуждения  исторической личности или прогнозирования  события по определенным признакам.  Использование таких элементов работы на уроке превращает его в увлекательный процесс путешествия в удивительный мир истории человечества.

Вернусь к эпиграфу своего доклада, Г.Уэллс  наделяет нас учителей  «возможностью освободить скрытые силы человечества» и «создавать новое воображение», т.е. воспитывать такую  личность, которая  сможет  брать на себя ответственность за будущее  страны. На каждом своем уроке мы должны помнить  о том, что именно мы призваны способствовать становлению российской школы XXI века: воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. На каждом уроке мы воспитываем и учим ребят,  а они меняют и совершенствуют нас, и этот процесс только тогда будет  полным, когда мы поймем, что  учимся вместе.

Категория: Разное | Добавил: rfhyfe[jdf
Просмотров: 146 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Конкурсы для детей


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал