В методической литературе данный метод называется урок-практикум или практическая работа или практика. В моей программе тема называется просто "Практикум". Основная цель практикума- закрепление и обобщение изученного ранее материала.
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения в школе являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных, а на практических работах - конструктивных умений учащихся. Следует отметить, что учебный эксперимент, как метод самостоятельного приобретения знаний учащимися, хотя и имеет сходство с научным экспериментом, вместе с тем отличается от него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной учащимся. В дополнительном образовании лабораторные работы мы в Центре не проводим, т.к. нет соответствующих объединений, а вот практикумы используем часто.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие практикумы. Основным же способом организации деятельности обучающихся на практикумах является групповая форма работы.
При этом каждая группа из 2-4 человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую работу.
Средством управления учебной деятельностью обучающихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия ученика.
Исходя из имеющегося опыта, можно предложить следующую структуру практикума:
- сообщение темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений обучающихся;
- мотивация учебной деятельности обучающихся;
- ознакомление обучающихся с инструкцией;
- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
- выполнение работы обучающимися под руководством педагога;
- составление устного отчета;
- обсуждение полученных результатов работы.
Эту структуру практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки обучающихся и наличия оборудования.
Преимущества данного метода состоит в том, что за короткое время можно закрепить и обобщить знания сразу нескольких тем, применить разнообразные методы закрепления знаний, увидеть в работе каждого ученика,обучающиеся могут проявить самые .
разные свои способности
Для работы с обучающимися я выбрала методы: упражнение, иллюстрация, конкурс, игра.
Для успешной реализации и получения результатов необходимо определить источники информации, мотивировать обучающихся, приготовить полный комплект оборудования, дидактического материала, необходимых для проведения занятия, создать условия для свободного желания обучающихся обсуждать результаты проделанной работы. А также педагогу необходимо составить письменные задания для обучающихся, продумать вопросы для контроля, провести инструктаж перед выполнением конкретной работы.
В итоге проведенного занятия обучающиеся должны закрепить навыки самостоятельной работы по инструкции к предложенному сюжету,закрепить и употреблять в речи термины, необходимые для данного занятия, закрепить умения коллективного обсуждения работы, проделанной каждой группой.
Для определения результатов я использовала следующие методы:
наблюдение, сравнение, упражнение.
Цель занятия будет достигнута если обучающиеся продемонстрируют:
- навыки самостоятельной работы
- умения пользоваться инструкцией
-употребление в речи терминов
- слаженность и распределение работы в группе
- выполнение всех заданий
Обучающиеся в объединении делятся на группы по 2-4 человека (в зависимости от количества детей)
Задания для работы
1. Показать разговор по телефону, используя инструкцию
Инструкция "Разговор по телефону"
1.Поздоровайся с тем, кто ответил тебе на звонок
2.Представься, назвав свою фамилию, имя ( при необходимости сообщи дополнительные сведения о себе)
3. Вежливо попроси пригласить к телефону того,кто тебе нужен
4. Поблагодари за оказанную помощь
5.Поприветствуй приглашенного для разговора (товарища, сестру, дедушку и т.д.)
6. Сообщи ему то, что хотел сказать
7. Вежливо попрощайся
первая группа - ученик - мама товарища
вторая группа - ученик - товарищ
третья группа - ученик - бабушка
четвертая группа - ученик - учитель
Коллективное обсуждение работы каждой группы
2. Сюжетная игра "Ваши действия." Предметы для игры (автобус, посуда, скатерть,пакеты, одежда, книга)"
первая группа - .Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Ваши действия.
вторая группа - К вам пришли гости.Мама попросила накрыть стол к чаю.Ваши действия.
третья группа - У крыльца подъезда вы увидели соседку Марию Васильевну с пакетами продуктов.Ваши действия.
четвертая группа - На перемене вы нечаянно толкнули одноклассницу, и она уронила книгу. Ваши действия.
Коллективное обсуждение работы каждой группы
3. Конкурс "Оденься правильно!"Определите вид одежды. Предметы для конкурса (одежда)
первая группа - оденьте одноклассника на тренировку
вторая группа - оденьте товарища для уборки кабинета
третья группа - оденьте друга для игры во дворе
четвертая группа - оденьте сестру для похода в гости
Коллективное обсуждение работы каждой группы
4. Игра "Будь вежлив!" Соедини группы слов, чтобы получилось вежливое выражение.
5.Сюжетная игра." Вы пришли в театр"
первая группа - оденьте одноклассницу в театр
вторая группа - покажите как пройти на свое место
третья группа - то вы будете делать в антракте
четвертая группа - ваша группа в гардеробе
Коллективное обсуждение работы каждой группы
Итог занятия.Оценка работы каждой группы.
|