Аннотация
Проективные (рисуночные) методики «Мой шахматный турнир», «Моя любимая шахматная фигура», «Спешить или не спешить» разработаны в помощь тренерам и спортивным психологам, работающим с юными шахматистами (с 4 летнего возраста), активно участвующими в турнирах различного уровня. Методики позволяют выявить личностные особенности ребенка и трудности, с которыми он столкнулся. Благодаря им можно скорректировать сложившуюся ситуацию таким образом, что бы результаты на турнирах были наиболее высокие.
Данные методики были апробированы среди 97 воспитанников (с 4 до 11 лет) шахматной школы «Вертикаль» г. Моршанск в 2015 - 2016 годах.
Цель: выявление личностных особенностей юных шахматистов, их мотивов, отношения к турнирам, процессу игры, себе, сопернику и к тренеру.
Рисунок «Мой шахматный турнир».
Воспитанникам после их первого турнира дается задание нарисовать рисунок на тему: «Мой шахматный турнир».
После того, как дети выполнили задание, необходимо проанализировать каждый рисунок, выяснить какие эмоции вызвало данное соревнование, что больше всего запомнилось, что было целью, что понравилось, а что огорчило и т.п.
Рисунок «Моя любимая шахматная фигура».
Данное задание дается по аналогии с первой методикой. Оно помогает понять отношение ребенка к фигурам, с какими фигурами он легко расстается, а без каких не может играть.
Эти знания помогают проработать ситуации и замотивировать ребенка на игру без «важных» фигур.
Задание «Спешить или не спешить».
Лист бумаги делится на 2 части. На одной половинке листа предлагается нарисовать рисунок, например, домик, за 30 секунд, на второй такой же домик за 5 минут. Домики сравниваются между собой, отмечается сильная разница в качестве рисунков. Проводится параллель, что тоже самое происходит и за шахматной доской.
Данная методика позволяет донести и замотивировать воспитанников на планомерное, неспешное выполнение тренировочных заданий и принятие решений в процессе игры.
Вопросы по рисункам задаются и уточняются исходя из их содержания, обращается внимание на цветовое оформление и расположение объектов.
|