Сегодня: 03.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Программа внеурочной деятельности "Формирования и развития социально-экологических компетенций и воспитания экологической культуры"

СКАЧАТЬ (155.0Kb) 17.01.2016, 21:36
Бушуев В.В., Барышникова И.В.
учитель географии, учитель биологии, ГБОУ школа № 129 Красногвардейский район Санкт-Петербурга

Программа внеурочной деятельности

Формирования и развития социально-экологических компетенций
и воспитания экологической культуры обучающихся основной школы
5-9 классы

 
Пояснительная записка
В соответствии с реформой отечественного образования, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ), Федеральным государст­венным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) настоящая Программа может стать ориентиром развития системы экологического воспитания и просвещения, разделяющей следующие приоритеты:
- личностное развитие обучающихся средней общеобразовательной школы, как развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических качеств и ценностных ориентаций;
- формирование у школьников ценностно-значимых личностных проявлений и обогащение личного опыта жизненно необходимым социально-экологическим содержанием;
- включение детей в систему отношений всех участников образовательного процесса (ученик – педагог – родители) и формирование на этой основе соб­ствен­ной системы социальных и экологических ценностей.
Актуальность разработки программы формирования и развития соци­аль­но-экологических компетенций и воспитания экологической культу­ры обучающихся школы в системе основного общего образования обусловлена не­об­хо­­ди­мостью решения экологических проблем как города Санкт-Петербурга, так и микрорайона школы № 129 Красногвардейского района СПб.
Во ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.
Одними из личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) являются (по ФГОС ООО, М.,2011. С.8):
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • освоение социальных норм, правил поведения ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Актуальность программы
На сегодняшний день состояние общественного экологического созна­ния и экологической культуры обучающихся основной школы и их родителей вызывает серьезную тревогу. Все больше проявляется тенденция к потребительскому отношению к природе и природным ресурсам. Эти проблемы являются актуальными для всего нашего Северо-Западного региона и города Санкт-Петербурга, так как, экологическое состояние окружающей среды становится с каждым годом всё более критическим.
На этапе основного общего образования достижению цели будет способствовать реализация и аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса обучающихся. Экологическое воспитание - это передача экологических установок, знаний, навыков и умений путем укрепления экологической информи­рованности. Средства экологического воспитания способствуют непрерыв­ному развитию.
            Задачей экологического воспитания согласно национальной стратегии экологического воспитания является «дать целостную картину взаимодействия человека, общества и природы, зависимости человека от среды его обитания, а также его ответственности как преобразователя окружающей среды». Стратегическая цель экологического воспитания: формирование у школьников экологической культуры, ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, готовности к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром; усвоение детьми экологических знаний, практических навыков экологической деятельности, выработка безопасной для здоровья, активной и конструктивной экологически целесообразной жизненной позиции.
Эффективность формирования экологической культуры обучающихся зависит от понимания целей и задач общего образования.
            Докт. пед наук, член-корр. РАО А.В.Хуторской под компетенцией понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
            Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Он выделяет так же как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
            Социально-экологическая компетентность определяется как способность применять знания и умения в разрешении определенной социально-экологической ситуации; способность к успешной социализации, то есть пониманию гражданских прав и обязанностей, что позволяет сформировать систему экологических ценностей и жизненных смыслов, готовность к самоограничению потребительских благ; способность применять знания, умения, опыт экологически ориентированного мышления и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в условиях действия разнообразных экологических рисков с учетом социальных факторов [Чеканушкина 2009].
            Формирование социально-экологических компетентности, понимается как:
а) сформированность основ понимания ценности природы как источника духовных и физических сил человека;
б) сформированность стремления соблюдать нормы поведения в природе;
в) развитие основ умения оценивать состояние окружающей среды и возможные последствия деятельности человека для нее.
Компетентности - личностные качества, формируемые в школьном возрасте, и соответствующие им проявления.  Среди компетентностей - знаний, умений и навыков, основанных на представлениях высокой степени обобщенности, имеющих ярко выраженную социальную значимость, при организации педагогических наблюдений за ходом формирования социальных и личностных компетенций в  школьном возрасте в первую очередь целесообразно относить:
1) знания о нравственных нормах (в беседах с учителем ребенок показывает достаточных уровень знаний о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»);
2) знания о правилах и нормах поведения в учебных и других видах деятельности (в беседах с учителем ребенок показывает достаточных уровень знаний о том, как необходимо вести себя в различных ситуациях);
3) умение оценивать (ребенок способен раскрыть свое отношение к объектам действительности с помощью высказывания суждений и эмоциональных проявлений);
4) умение участвовать в совместной деятельности (ребенок способность учитывать особенности совместной деятельности, справедливо распределять работу, при необходимости подчиняться или выступать в качестве лидера).
Указанные социально-личностные компетентности служат внутриличностной основой развития соответствующих социальных и личностных компетенций.
Цель программы : формирование экологического сознания и экологической культуры обучающихся, способствующей становлению и развитию экологической компетентности личности обучающегося, создание представлений о взаимосвязи природных явлений и влияние на них человека.
Задачи программы
1) повышение статуса экологического воспитания и образования среди обучающихся образовательной организации;
2) активное внедрение в практику образовательной организации новейших технологий в области экологического воспитания и образования;
3) становление экологической культуры, здорового образа жизни и экологической деятельности на основе понимания системного строения природной среды;
4) воспитание ответственного отношения к природе, что призвано способствовать взаимодействию обучающихся с объектами социоприродной среды;
5) расширение знания обучающихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
6) способствование решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.
7) становление экологической ответственности, как черты личности на основе знаний основного содержания экологических проблем глобального, регионального и локального уровней, предпосылок их решения, условий перехода к устойчивому развитию современной цивилизации.
Принципы программы
Принцип совместной деятельности, предполагающий развитие отношений всех участников образовательного процесса, расширение сферы совместной деятельности, воспитание стремления к самореализации.
Принцип учета интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
Принцип гуманистической направленности воспитания, предполагающий формирование воспитательных представлений о гармонично развитой личности как стремящейся к гармонии во внутреннем мире и во взаимоотношениях с окружающей социоприродной средой, формирование у детей бережного, гуманного отношения к человеческой личности, жизни, обществу и природе.
Принцип подхода к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики Санкт-Петербурга;
Принцип учета региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;
Принцип использования основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
Принцип связи образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
Принцип открытости и доступности экологической информации для населения Санкт-Петербурга и жителей микрорайона школы;
Принцип вовлечения общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;
Принцип использования исторического опыта решения задач экологи­ческого образования и просвещения.
Программа представляет основные подходы к организации совместной с педагогами и родителями учащихся личностно-значимой для детей экологической деятельности, в структуре которой взрослые занимают оправданно высокую позицию, являются примером и наставником.
В качестве результата воспитательной деятельности в области экологии рассматривается достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, которое обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых личностных проявлений и обогащает их личный опыт жизненно необходимым экологическим содержанием.
Основные результаты экологического воспитания, которыми, в соответствии с компетентностным подходом, является совокупность сформи­рованных у обучающегося социально-экологических компетенций на основе сформированной у него общей социальной компетентности (определенных характеристик личности), которые должны обеспечивать обучающемуся возможность более эффективно удовлетворять выше указанные потребности.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации своей гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
            В результате реализации программы должна произойти оптимизация экологического воспитания в системе основного общего образования на новой основе. Сформированность стремления сознательно соблюдать нормы поведения в природе (на действенном уровне).
            Анализ содержания совокупности целей экологического образования и воспитания объективно показывает, что данное содержание направлено на удовлетворение такой совокупности потребностей личности, которая соответствует готовности личности к выполнению ею определенного спектра социальных ролей:
1) человек как часть природы, учитывающая ее интересы;
2) человек как гражданин, соблюдающий законы, в т.ч. экологическое законодательство, и учитывающий интересы общества;
3) человек как носитель определенных убеждений, представитель той или иной социальной группы, соблюдающий принятые нормы и правила отношений с носителями иных убеждений, представителями иных слоев и групп;
4) человек как носитель чувства прекрасного (т.н. эстетическое восприятие природы).
Выбор экологической тематики социальных проектов является абсолютно беспроигрышным: вопросы окружающей среды вполне доступны для понимания обучающихся основного и среднего звена общеобразовательного учреждения, а реализация социально-экологического проекта позволяет школьникам быстро увидеть результаты проделанной работы.
            С помощью мероприятий социально-экологического характера закладываются основы духовно-нравственного облика человека и создается фундамент правильного отношения обучающихся к природе.
Формы и режим
Программа внеурочной деятельности экологической направленности «Экология нашего города: «А лучше, начни с Себя!» предполагает следу­ющие формы работы с обучающимися:
  • обучающие семинары и практические работы;
  • игры, викторины, конкурсы, олимпиады;
  • работа над социально-экологическим проектом;
  • экологические экскурсии и экологические акции
  • проведение праздников (11 января - День заповедников и националь­ных парков; 22 марта - Всемирный День Воды (Водных ресурсов). Международный день Балтийского моря; 1 апреля - Международный День птиц; 15 апреля - День экологических знаний; 22 апреля - Всемирный День Земли; 12 мая - День экологического образования; 5 июня - Всемирный День охраны окружающей среды. День эколога в России);
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками в рамках научно-практической конференции.
           Используемые формы работы обеспечивают достижение заявленных личностных, предметных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
           Для проведения занятий требуется учебный кабинет с лабораторным оборудованием (кабинеты географии, химии, биологии, экологии) и наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естест­венно-научных предметов» (химия, биология, естествознание, экология) и «Общественно-научных предметов» (география, общество­знание).
            В ходе реализации программы «Экология нашего города: «А лучше, начни с Себя!» используются следующие методы:
  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
  • проектное обучение (социальное проектирование) – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.
                Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. В процессе работы над проектом ребята учатся продуктивно взаимодействовать друг с другом, формируется единая команда, сплоченный и дружный коллектив единомышленников. Кроме этого, проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив и педагога, который, кстати, уже и не педагог вовсе, а старший товарищ и наставник, и детей, и родителей, и других педагогов дополнительного образования.
         Педагог должен помнить, что социально-экологический проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
                Примерный план работы по подготовке социально-экологическим проектом:
1.     Постановка цели проекта на основе изученных экологических проблем.
2.     Разработка плана достижения цели (педагог обсуждает план с родителями).
3.     Привлечение специалистов к разработке соответствующих разделов социально-экологического проекта, обращение к различным источникам информации в поиске решения проблемы.
4.     Составление плана – схемы социально-экологического проекта.
5.     Сбор, накопление материала.
6.     Оформление проекта.
7.     Презентация проекта.
            Само участие обучающихся в создании социально-экологичес­кого проекта предлагает школьникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить в ней собственный позитивный след.  Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденно наблюдающих жизнь по телеэкрану или через монитор компьютера.
            Проектная деятельность формирует умение логически мыслить, выска­зывать экологически компетентные мысли, анализировать и делать эколо­ги­чески грамотные выводы по отношению к окружающей природе.
Целевая аудитория:
  1. Школьники ступени основного общего образования, подростки;
  2. Взрослая аудитория. Родители обучающихся, в т.ч. население, микрорайона ГБОУ школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга; специа­листы в области экологического просвещения и образования;
  3. Представители СМИ, партнерских и (или) спонсорских организаций, представители властных структур муниципального и районного уровня
Весь текст материала находится в приложенном файле
Категория: Разное | Добавил: vadbush | Теги: внеурочная деятельность, рабочая программа, планирование
Просмотров: 634 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Интерактивная игра "Школьные загадки"


Серия конспектов непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей логопедической группы с окружающей природой


Сценарий праздника «День матери» для старших дошкольников «Мама и я!»


Методическая разработка урока по дисциплине “Web-дизайн” по теме: “Встраивание готовых динамических объектов на страницу сайта”


Сценарий музыкально-спортивного развлечения ко дню Матери «Вместе с мамой веселее» для детей раннего возраста



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал