Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Рабочая программа по литературному краеведению в 8 классе

СКАЧАТЬ (190.5 Kb) 19.01.2017, 09:04
Степанова Евгения Вячеславовна
учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ № 54" г. Оренбург
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному краеведению в 8 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
  1. Программы регионального компонента литературного образования учащихся V – XI классов общеобразовательных школ «Оренбургский край в русской литературе», автор – А.Г. Прокофьева.
В основе предлагаемой программы литературно-краеведчес­кого курса лежит местный фольклор, литера­турная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.
Главными целями литературного краеведения являются:
  • воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город  (его традиции, памятники истории и культуры);
  • вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Оренбургским краем и отражает его жизнь.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
  • чтение и обсуждение отдельных художественных произ­ведений или отрывков из них об Оренбургском крае;
  • формирование у учащихся знаний и умений, обеспечива­ющих освоение культурных ценностей края;
  • формирование представлений о литературе как социо­культурном явлении; выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их вне текстовом контексте;
  • развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образ­ного мышления, эстетического вкуса;
  • формирование на местном материале нравственно-ценност­ных ориентиров;
  • воспитание любви и привязанности школьников к родному краю, пробуждение интереса к родной культуре;
  • формирование у учащихся представления о месте Оренбургского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
  • обогащение знаний учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Оренбургского края;
  • Развитие практических навыков исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».
Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, В.И. Даля, С.Т. Аксакова и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Для создания литературно-краеведческого курса как ос­новы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:
  1.  наличие писателей-земляков или писателей, приезжав­ших в регион, живших в нем, писавших о нем;
  2.  художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
  3.  определенный объем материала, достаточный для созда­ния целого курса.
Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования. Цели регионального литературного курса как части литературного образования те же, что и у ос­новного курса - интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно-­эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций, но при этом расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.
В региональный компонент литературного образования входят:
  1.  Лучшие произведения, соответствующие школьным мер­кам, местных писателей.
  2.  Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).
  3.  Литературоведческий материал о произведениях, литера­турных салонах, кружках, литературных объединениях края.
  4.  Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.):
  5.  Памятные литературные места края.
  6.  Край в художественной литературе (сюда входят и произве­дения тех писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, написали произве­дения о крае).
Проблема отбора художественных произведений для регионального курса - одна из главнейших. Основные критерии сохраняются, главные разделы, характерные для школьных про­грамм, остаются: фольклор, детская литература, классика, современная литература, но в региональном курсе должны быть произведения, представляющие природу края, наиболее извест­ные места его, важные исторические события, знаменитых лю­дей края, жизнь, нравы, обычаи, быт жителей.
Подход к материалу лучше выбрать культурологический: литературу рассматривать как часть пласта культуры региона, неотрывную от истории, науки, других видов искусства.
В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы. Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творче­стве писателей.
При ведении курса по региональной программе учитель обязан иметь в виду следующее:
  •  литературную жизнь Оренбуржья надо изучать как часть литературного процесса в России;
  •  давая представление об Оренбургском крае в русской литературе, следует отметить региональные особенности его культуры, специфику культурного пространства;
  •  обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный характер их (анализируя литературную жизнь края, нельзя обойтись без данных из историк, географии, этнографии и т.д.).
  •  знакомя учащихся с творчеством писателей, учить их видеть, как влияет культурно-исторический контекст эпохи на оценку деятельности художника слова,, как может быть произведение трансформировано контекстом иной культуры.
Педагоги-краеведы различают определенные «уровни» краеведческой познавательной работы учащихся:
  1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя.
  2. Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учеб­ного исследования учащиеся делают «открытия для себя», т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Ис­точниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в мест­ной печати.
  3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего на­учный интерес, когда ученики выступают в роли начинающих ученых-исследователей.
Эти общие педагогические требования к познавательной крае­ведческой работе учащихся применимы и для занимающихся литературным краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие сведения, если ученикам они недо­ступны, а ученик может подыскать ответ но указанной литера­туре, но в литературном краеведении главное не это, а то, что ученик все время в творческом поиске.
В системе действий уче­ника и учителя, работающих по предложенной программе, дол­жно быть достаточное разнообразие видов творческой крае­ведческой деятельности учеников:
  •  не только чтение фольклорных произведений, но и собирание местного фольклора (пословиц, поговорок, прибауток, ска­зок, преданий и т.д.) начиная с V класса;
  •  не только чтение произведений писателей-земляков, но и разыскание писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспеди­циях);
  •  выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;
  •  самостоятельный анализ произведений о родном крае;
  •  сопоставительный анализ произведений о родном крае;
  • самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае (музыкальных, театральных, живописи) и т.д.
Критерии литературно-краеведческой деятельности учащихся.
  1.  Интерес к литературному краеведению и желание им зани­маться. Краеведческая направленность читательских интересов.
  2.  Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
  3. Умение проследить движение мысли писателя от замыс­ла произведения к художественному его осуществлений), от про­тотипов к образам на примерах литературного краеведения.
  4.  Умение сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.
  5.  Умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.
  6.  Знание литературной жизни родного края и умение соотнести ее с общим процессом развития русской литературы.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.

Описание места учебного предмета.
Изучение литературного краеведения на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 8 классе в объеме 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
 
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
  • Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: lelekovaev | Теги: рабочая программа, планирование, литературное краеведение
Просмотров: 1170 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог