Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному краеведению в 8 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы регионального компонента литературного образования учащихся V – XI классов общеобразовательных школ «Оренбургский край в русской литературе», автор – А.Г. Прокофьева.
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.
Главными целями литературного краеведения являются:
- воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры);
- вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Оренбургским краем и отражает его жизнь.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
- чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае;
- формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края;
- формирование представлений о литературе как социокультурном явлении; выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их вне текстовом контексте;
- развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса;
- формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров;
- воспитание любви и привязанности школьников к родному краю, пробуждение интереса к родной культуре;
- формирование у учащихся представления о месте Оренбургского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
- обогащение знаний учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Оренбургского края;
- Развитие практических навыков исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».
Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, В.И. Даля, С.Т. Аксакова и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Для создания литературно-краеведческого курса как основы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:
- наличие писателей-земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем, писавших о нем;
- художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
- определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.
Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования. Цели регионального литературного курса как части литературного образования те же, что и у основного курса - интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций, но при этом расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.
В региональный компонент литературного образования входят:
- Лучшие произведения, соответствующие школьным меркам, местных писателей.
- Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).
- Литературоведческий материал о произведениях, литературных салонах, кружках, литературных объединениях края.
- Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.):
- Памятные литературные места края.
- Край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, написали произведения о крае).
Проблема отбора художественных произведений для регионального курса - одна из главнейших. Основные критерии сохраняются, главные разделы, характерные для школьных программ, остаются: фольклор, детская литература, классика, современная литература, но в региональном курсе должны быть произведения, представляющие природу края, наиболее известные места его, важные исторические события, знаменитых людей края, жизнь, нравы, обычаи, быт жителей.
Подход к материалу лучше выбрать культурологический: литературу рассматривать как часть пласта культуры региона, неотрывную от истории, науки, других видов искусства.
В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы. Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей.
При ведении курса по региональной программе учитель обязан иметь в виду следующее:
- литературную жизнь Оренбуржья надо изучать как часть литературного процесса в России;
- давая представление об Оренбургском крае в русской литературе, следует отметить региональные особенности его культуры, специфику культурного пространства;
- обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный характер их (анализируя литературную жизнь края, нельзя обойтись без данных из историк, географии, этнографии и т.д.).
- знакомя учащихся с творчеством писателей, учить их видеть, как влияет культурно-исторический контекст эпохи на оценку деятельности художника слова,, как может быть произведение трансформировано контекстом иной культуры.
Педагоги-краеведы различают определенные «уровни» краеведческой познавательной работы учащихся:
- Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя.
- Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учебного исследования учащиеся делают «открытия для себя», т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной печати.
- Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики выступают в роли начинающих ученых-исследователей.
Эти общие педагогические требования к познавательной краеведческой работе учащихся применимы и для занимающихся литературным краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие сведения, если ученикам они недоступны, а ученик может подыскать ответ но указанной литературе, но в литературном краеведении главное не это, а то, что ученик все время в творческом поиске.
В системе действий ученика и учителя, работающих по предложенной программе, должно быть достаточное разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:
- не только чтение фольклорных произведений, но и собирание местного фольклора (пословиц, поговорок, прибауток, сказок, преданий и т.д.) начиная с V класса;
- не только чтение произведений писателей-земляков, но и разыскание писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);
- выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;
- самостоятельный анализ произведений о родном крае;
- сопоставительный анализ произведений о родном крае;
- самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае (музыкальных, театральных, живописи) и т.д.
Критерии литературно-краеведческой деятельности учащихся.
- Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
- Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
- Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлений), от прототипов к образам на примерах литературного краеведения.
- Умение сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.
- Умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.
- Знание литературной жизни родного края и умение соотнести ее с общим процессом развития русской литературы.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Методы исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятий данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
Описание места учебного предмета.
Изучение литературного краеведения на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 8 классе в объеме 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
- Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
- Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
- Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
- Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
- Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|