Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Социально-педагогический проект «Школа вожатого-новичка «Хочу быть вожатым!» для старшего школьного возраста

СКАЧАТЬ (667.0 Kb) 29.12.2014, 10:15
Кузьменкова Елена Геннадьевна
методист, МБОУ ДОД Дом детского творчества р.п.Воротынец Нижегородской области
Постановка проблемы
С наступлением летних каникул в большинстве школ района открываются школьные лагеря с дневным пребыванием детей, детские площадки и прогулочные группы. Вопрос подготовки кадров для работы в школьном лагере, казалось бы, не слишком актуален. Чаще всего на смене работают учителя-предметники или учителя начальных классов. И, к сожалению, часто бывает так: дети сами по себе, воспитатели – сами по себе. Главное, чтобы не шумели. С целью изучения кадрового состава лагерей с дневным пребыванием детей нами был проведен опрос старших вожатых, в результате которого выяснилось, что 80% - это учителя предметники и учителя начальных классов, не имеющие навыков вожатской деятельности. На наш взгляд, организация работы в лагере требует помощи вожатых-старшеклассников 13-16 лет, членов детских объединений ОУ района.
Старшие вожатые школ Воротынского района владеют вожатскими навыками и имеют большой опыт в организации школьных мероприятий, деловых игр, конкурсных и игровых программ и т.п. Старшие вожатые и действующий отряд вожатых старшеклассников «БРИГ» с легкостью, смогли бы научить этому ремеслу старшеклассников, как своей школы, так и других школ района на базе Дома детского творчества, а педагоги дополнительного образования ДДТ создали бы все условия для их творческого развития, организуя творческие мастерские. Так родилась идея организации обучающих сборов «Школа вожатого-новичка «Хочу быть вожатым!». Данные сборы позволят обеспечить получение каждым подростком положительного социального опыта совместной деятельности, общения между сверстниками, знаний и умений по организации форм культурно - досуговой деятельности, планированию лагерной смены и.т.д., а также формирование и развитие лидерских навыков. Так как вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный вести за собой.

Актуальность проекта

Летние каникулы – это возможность отдохнуть, развлечься, заняться любимым делом, интересно и с пользой провести свой досуг. Но, как известно, далеко не все ребята знают и умеют делать свое свободное времяпрепровождение увлекательным и полезным. К сожаленью у современных подростков самыми популярными занятиями в часы досуга являются: просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение дискотек и «тусовок» или просто «ничегонеделанье». А ведь именно этот возрастной период для подростка является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, в современном динамичном мире, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Именно от того какие на данном этапе подросток приобретет знания и умения, зависят его дальнейшие шаги в самореализации и выборе жизненного пути.
Именно поэтому, разрабатывая данный проект, важно исходить из необходимости показать подростку один из способов организации собственного досуга (в роли помощников воспитателей - вожатых в лагере с дневным пребыванием), научить ребят организовывать свой досуг и досуг окружающих.
Вожатый – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за другого человека – своего воспитанника, за его благополучие, здоровье, моральное состояние. При этом под ответственностью здесь понимается предвидение последствий собственных действий.
Жизнедеятельность лагеря основана на правильной организации и проведении лагерной смены. Необходимо, чтобы она была насыщенной, интересной для каждого ребенка, а главное правильно организованной. И мы надеемся, что «Школа вожатого-новичка «Хочу быть вожатым!» поможет начинающим вожатым подготовить и провести в летнем детском лагере яркую, интересную, запоминающуюся для детей смену. Уникальность проекта заключается в том, что учащиеся школ района смогут получить как теоретические, так и практические, навыки педагогической работы на базе нашего Дома детского творчества, т.е. погрузятся в «обучение действием».
Концептуальные основы проекта
Проект «Школа интересных каникул» разрабатывался с ориентацией на следующие нормативно – правовые документы:
• Конституция Российской Федерации
• Всеобщая декларация прав человека
• Конвенция о правах ребенка
• Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
• Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;
• Программа развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении»
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года №599;
• Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
• Концепция долгосрочного социально экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).
Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опирались на следующие положения:
1. Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.
2. Особенности возрастного развития детей и условия, в которых работает вожатый - пришкольный лагерь, клуб, общественное объединение, требуют от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе.
3. Занятия в рамках проекта «Школа вожатого-новичка «Хочу быть вожатым!» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Некоторые занятия и мастер-классы проводят вожатые старшеклассники отряда «БРИГ», ровесники, друзья. Обучение в «Школе вожатого-новичка» органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Обучение вожатых-старшеклассников на базе МБОУ ДОД ДДТ р.п.Воротынец основам вожатского мастерства для работы в пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей, прогулочных группах, детских площадках образовательных учреждений, детских дворовых командах.
Задачи:
1. Провести четыре обучающих сбора с целью приобретения участниками проекта конкретных знаний, умений, навыков практической деятельности вожатого для работы в пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей, прогулочных группах, детских площадках образовательных учреждений, детских дворовых командах.
2. Развить лидерские, организаторские навыки, коммуникативные и творческие способности;
3. Воспитать у старшеклассников – участников проекта самостоятельность личную ответственность за свою деятельность и любовь к профессии вожатый;
4. Создать банк методической продукции для организации летнего отдыха детей (проектов лагерной смены, сценариев лагерных и отрядных мероприятий, игротеки вожатого и.т.д.);
5. Расширить круг общения ребят, приобрести новых друзей и знакомых;
6. Показать подростку один из способов организации собственного досуга (в роли помощников воспитателей - вожатых в лагере с дневным пребыванием), научить ребят организовывать свой досуг и досуг окружающих.
7. Повысить профессиональное мастерство вожатых школ района;
Содержание деятельности
и механизм реализации проекта
Проект «Школа вожатого-новичка «Хочу быть вожатым!» составлен в первую очередь для старшеклассников школ района, желающих получить основы вожатского мастерства, для работы в пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей, прогулочных группах, детских площадках образовательных учреждений, детских дворовых командах. Срок исполнения проекта в течение учебного года с ноября 2012 г. по май 2013 г. Механизм реализации проекта включает 3 этапа.
1 этап – подготовительный ( сентябрь - октябрь) предусматривает:
• Анкетирование старших вожатых с целью изучения кадрового состава в пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей;
• Набор участников проекта: (старшеклассников из школ района, желающих получить основы вожатской работы – 3 человека от школы);
(педколлектив, который формируется из вожатых школ района (1 педагог от школы), организаторов летнего отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием, педагогов дополнительного образования Воротынского ДДТ);
• Знакомство педагогов с проектом «Школа вожатого-новичка «Хочу быть вожатым!»;
• Распределение должностных обязанностей среди педагогов – участников проекта: педагоги – кураторы, вожатые отряда, руководители творческих мастерских;
• Проведение первого обучающего семинара для вожатых школ района.
2 этап – обучающий (ноябрь – май) представляет собой 4 однодневных обучающих сбора на базе МБОУ ДОД ДДТ р.п.Воротынец в основном в каникулярный период (1 день в ноябре, 1 день в январе, 1 день в марте и 1 день в мае). Каждый сбор имеет определенную тему и свои задачи

 
Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: lenakuzmenkova
Просмотров: 3829 | Загрузок: 226 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог