Проблема этнической толерантности актуальна для современной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории – распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма, миграционными процессами и т.д.
Россия - многонациональная страна, и наша Республика Коми - не исключение.
История распорядилась так, что Республика Коми на протяжении веков была родным домом для людей разных национальностей. Взаимовлияние культур и традиций многих народов создало неповторимую атмосферу, ставшую общим достоянием, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Многонациональность РК являются мощным потенциалом развития.
С традициями, обычаями, семейной историей жителей Республики - представителей различных национальностей - познакомят участники фестиваля национальных культур «Мир дому твоему».
На 2015 год население г.Сыктывкара составляет 239 тысяч человек. Доля миграционного прироста в суммарном приросте населения города существенна и составляет от 80 до 91%. В столицу Республики Коми прибывает, в основном, население в трудоспособном возрасте, в том числе с северных территорий. Молодежь преимущественно уезжает из города учиться в другие города, прежде всего, в Санкт-Петербург и Москву. В связи с относительно низким уровнем качества жизни (по сравнению с центральными городами-миллионниками) уезжают выпускники ВУЗов Сыктывкара, а также высококвалифицированные востребованные специалисты, что ведет к дефициту и старению кадров. Миграционный приток населения имеет свои положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, он поддерживает общую численность населения города, способствует пополнению его экономически активной части. С другой – может обострить социальные проблемы, основными из которых являются проблемы с занятостью, бедность, обострение криминогенной ситуации. (рисунок 1)
Суммарный прирост (убыль) численности населения Сыктывкара.
По данным переписи населения за 2010 год национальный состав Республики Коми следующий: русские (61,69%), коми (22,45%), украинцы (4%), белорусы (0,98%), азербайджанцы (0,54%), молдаване (0,26%), армяне (0,19%), узбеки (0,10%), киргизы (0,08%), поляки (0,09%), грузины (0,07%)
Бурный приток народов с юга в Республику наблюдался лет 10-15 назад, и теперь дети таких иностранных семей уже учатся в школах Республики. Сейчас многие учителя отмечают сложности во взаимодействии с детьми разных национальностей (разное отношение к учебе, разные языки, разные принадлежности к религии и т.д.), и конфликты между детьми на этой почве. Поэтому нужно реализовывать данную программу, причем не только для развития этнической толерантности детей, но и учителей, так как последние играют огромную роль в воспитании этих детей
Существует ряд законов, постановлений и указов о равноправных отношениях между людьми разных национальностей, но статистически выявлен большой процент отрицательного отношения к мигрантам: представителям народов Кавказа, Азербайджана, Армении и Грузии – 66%, Беларуси, Украины и Молдовы – 29%, народов Средней Азии – Казахстана, Киргизии и др. – 57,7%, Вьетнама и Китая – 67,6%
Поэтому необходимо активно содействовать формированию позитивной этнической идентичности и толерантности по отношению к другим национальностям. Этническая идентичность – осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. Данной темой занимались такие ученые, как Э.Фромм, Ж.Пиаже, Т.Г.Стефаненко, Г.У. Солдатова и др.
Под нормальной идентичностью имеется в виду позитивное представление о своей национальности и сопутствующие им эмоции, понятия чести, достоинства, защищённости, благополучия, близости к своим. Сюда относится патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки к «другим». Негативной этнической идентичности свойственно подавленность мотивации к достижениям, апатия, страхи, равнодушие к политическим событиям, ущемлённая национальная гордость, комплекс неполноценности. Этническая толерантность – способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса – основа и начало воспитательных действий. Такие ученые, как С. Соловейчик, В. Матвеев, О. Газман, И. Иванов считают, что именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном пробуждении и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям. Современные педагогические и психологические исследования в области выявления факторов этнической толерантности/интолерантности и направленного формирования толерантных установок связаны с именами А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.Н. Гурова, Г.У. Солдатовой, П.В. Степанова, Л.А. Шайгеровой, В..А. Ситарова и др.
Данный проект направлен на создание такого образовательного пространства, где взрослые будут заинтересованы в воспитании толерантного мировоззрения ребенка, чтобы избежать распространения националистского, профашистского настроения, различных форм дискриминаций по групповому, возрастному, социальному признакам. Уникальность данного проекта в том, что его можно реализовывать в любой школе Российской Федерации.
Цель проекта
Цель проекта – Развитие уважительных установок по отношению к представителям различных этнических культур «Мир дому твоему».
Целевая аудитория: дети 7-18 лет, педагоги, родители МБОУ «Выльгортская СОШ №1». Выбор целевой аудитории обусловлен тем, что развитие этнических характеристик проходит следующие этапы (по Ж. Пиаже)
Условиями реализации цели является помощь, предоставляемая:
административно-правовыми службами Республики Коми: Закон «О национально-культурной автономии в Республике Коми», Постановление госсовета «О концепции государственной национальной политики Республики Коми», Указ главы РК от 13.02.1995 № 60 «Вопросы министерства по делам национальностей Республики Коми»
1.Способствовать воспитанию уважения к многообразию культур;
2.Способствовать развитию духовно-нравственного мира;
3.Создать условия для работы в группах, в команде;
4.Организовать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся;
5.Формирование эстетического восприятия различных культур.
Разработка программы (на основе анализа литературы, статистических данных, учёта возрастных особенностей, подготовка материально-технической базы, планирование сроков проведения, входная диагностика).
Проведение мероприятий по реализации программы.
Подведение итогов (анализ динамики уровня этнической толерантности детей посредством проведения диагностики у детей, проверка эффективности и целесообразности проекта путём анонимного опроса среди родителей и наблюдения за учащимися).
Количественные показатели результативности:
3 фестиваля с охватом 526 детей;
4 фотоотчета;
23 и более стенгазет;
отзывы от родителей
Качественные показатели результативности:
Становление позитивной этнической идентичности;
Повышение уровня этнической толерантности детей;
Уменьшение количества конфликтов в классе.
Мероприятия
За учебный год будет проведено 3 фестиваля. Перед началом проекта и после его реализации будут проведены методики «Исследование этнической толерантности у школьников» (текст методики в Приложении 1).
Принципы реализации программы:
- развития;
- междисциплинарности (программа выстроена с вовлечением в мероприятия учителей разных предметов.
- единства сознания и деятельности (программа подразумевает за собой активное включение обучающихся в процесс);
- общения и взаимодействия;
- создания гуманистических и демократических отношений между учителем и обучающимися.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.