Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья "Система работы с одаренными детьми"

СКАЧАТЬ (27.2 Kb) 17.10.2015, 16:33
Каменева Ирина Владимировна
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №4 г. Комсомольска-на-Амуре
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в профессиональном сообществе, поскольку   развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
На протяжении ряда лет школа №4 имени Героя Советского Союза Хоменко И.С. г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края создает целостную систему, позволяющую одаренным обучающимся реализовать себя, добиться успеха в рамках открытого образовательного пространства.
В школе разработана и успешно реализуется Программа «Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся». Целевое назначение этой программы -  создание условий для развития системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми  в МОУ СОШ №4, обеспечивающих  эффективный менеджмент процесса повышения качества образования обучающихся.
Для достижения этой цели педагогический коллектив школы решает следующие задачи:
- совершенствование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми;
- выявление одарённых и высокомотивированных обучающихся;
- обеспечение  в учебно-воспитательном процессе условий для всех видов и форм самореализации, развития нестандартности научного и креативного мышления учащихся;
- совершенствование системы подготовки учителей к работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися, обучение через методическую учебу, курсовую подготовку, самообразование;
- создание системы партнерских отношений с ВУЗами города в работе с одаренными и высокомотивированными обучающимися;
- повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
- проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных достижений обучающихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность и олимпиадное движение;
- внедрение современных информационных технологий в систему работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися.
Программа «Вариативная образовательная среда как основа развития одаренных обучающихся» - гибкий инструмент управления, включающий в себя такие рычаги, как корректировка учебного плана, расширение перечня образовательных услуг, активизация внедрение различных форм внеурочной занятости, развертывание сетевого взаимодействия. Она строится на системном подходе к организации деятельности: от урока, являющегося базовым ядром системы, до выхода в открытое образовательное пространство.
Графически, сложившуюся модель, можно представить в виде перевернутой пирамиды. Данная структура отражает движение (развитие) обучающегося от урока к индивидуальной образовательной траектории, благодаря главной движущей силе – мотивации (интересу, желанию и стремлению). Вариативная образовательная среда (множество путей развития на основе «точек роста») позволяет большему количеству обучающихся найти свой путь к успеху в условиях общеобразовательной школы.
В рамках Программы по педагогическому сопровождению одаренных учащихся    осуществляются следующие мероприятия:
- проведение занятий с педагогами и учащимися школы  с использованием аудиторного фонда и современного лабораторного оборудования ВУЗов города;
- привлечение узких специалистов в отдельных областях к работе в рамках разработанных курсов занятий для педагогов и учащихся;
- специалисты ВУЗов осуществляют курирование деятельности предметных секций НОУ «Эрудит» (ФГБОУ ВПО "АмГПГУ" – предметные секции «Обществознание», «Естественные науки» и «Технология»;  КнАГТУ – «Математика, физика и информатика»);
-   разработана и апробирована программа дополнительных занятий для учащихся 10-х классов МОУ СОШ №4 по физике и математике ;
- разработана новая форма сотрудничества со школами на базе ресурсного центра технопарка – Школа «Технологии будущего» - это еще один инструмент вариативной образовательной среды, который позволяет будущим выпускникам подойти к выбору профессии более осознано, попробовать себя в исследовательской деятельности с использованием современнейшего оборудования;
- реализованы программы осенней, зимней и весенней школ, в рамках которых учащиеся 9,10 классов школы имели возможность работать  по следующим направлениям: химические технологии, тайм-менеджмент, налоговый ликбез, трехмерное моделирование, технологии  быстрого прототипирования, станки с ЧПУ, кораблестроение, самолетостроение.
Одним из основных направлений Программы  является система работы по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся на всех ступенях обучения - в начальной школе –  реализация проекта «Образовательный стандарт для будущего гения» через предметные кружки; в 5-9 классах – МША (малая школьная академия) –  система факультативных и элективных курсов, Школа олимпийского резерва (решение олимпиадных задач по математике), интеллектуальные игры и марафоны; в 10-11 классах –  НОУ (научные общества учащихся) по разным предметам.
Показателями результативности такой системы работы является участие учеников  в  НПК «Будущее начинается сегодня» (ежегодная школьная научно-практическая конференция учащихся), которая традиционно проводится с привлечением преподавателей и студентов АмГПГУ в качестве членов жюри.
В рамках реализации договоров о сотрудничестве с АмГПГУ и КнАГТУ обучающиеся школы принимают участие в мероприятиях, организованных этими учреждениями высшего образования.
В образовательный процесс активно внедряем методы ТРИЗ-педагогики, которые позволяют сформировать у учащихся метапредметные понятия и универсальные учебные действия. Участники  курса изучили ряд методов ТРИЗ-педагогики - познакомились с основами теории открытых задач, а также методами решения таких задач; получили практические навыки решения открытых задач и управления процессом решения данных задач учащимися. Полученными знаниями учителя охотно делятся с коллегами.
Развитие олимпиадного движения и создание системы научно-исследовательской деятельности дает возможность учащимся попробовать свои силы, определить приоритеты и перспективы своего личностного роста и профессионального самоопределения. Во Всероссийской олимпиаде школьников школьники активно участвуют на школьном этапе и показывают высокие результаты на последующих этапах этого мероприятия.
Участие в дистанционных олимпиадах - еще один показатель развития олимпиадного движения.
  Креативные и нестандартные формы активно используем и в воспитательной деятельности школы.    Проведены большие и интересные мероприятия - «Пушкинский бал» - для учащихся 6 , 7 и 8 классов; традиционное «Посвящение в математики» - для учащихся 10, 11 классов; посвящение в МАФовцы (обучающиеся Малого Авиационного факультета) - для учащихся 10 профильного класса; геометрический фестиваль «Начала геометрии» - для учащихся 7-8  классов; изобретательская конференция «Вечный двигатель»- для учащихся 5-6 классов; конкурс творческих работ "Лови момент" - для учащихся 1-4 классов. Такие мероприятия детям интересны даже на этапе подготовки и стимулируют их творчество, формируют коллектив.
В рамках активизации деятельности педагогов школы по вовлечению учащихся в олимпиадное и конкурсное движение, помимо повышения квалификации через реализацию программ занятий, разработанных специалистами ВУЗов для педагогов по физике, химии и биологии,     учитель математики МОУ СОШ №4, победитель школьного конкурса портфолио, разработала и реализовала цикл занятий для педагогов школы по освоению возможностей программного комплекса «Живая математика». Работа педагога получила высокую оценку Института Новых Технологий и получила поддержку в  форме лицензирования 30 рабочих мест педагогов школы на использования этого ПО.
Также продолжена работа по развитию системы поощрения для педагогов, активно ведущих работу с одаренными учащимися. Стимулирование осуществляется через организацию школьного конкурса портфолио достижений педагога.  С целью повышения уровня конкуренции в педагогическом коллективе было определено  количество премий - 3 (сумма премии составила 30 000   рублей ).  
Говоря о модели работы с одаренными учащимися следует обратиться к следующему историческому эпизоду: Александр Македонский выбрал из всего табуна коня Буцефала, которого отец Александра, Филипп, прежде забраковал и посчитал негодным из-за гордого нрава.
 Плутарх по этому поводу пишет:«Пример этого коня указывает нам на то, что много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в ослов, не умея управлять возвышенными и свободными существами».
 Слова Плутарха указывают на важную роль процесса образования в деле сохранения и развития детской одаренности. Замечу, что воспитателем Александра Македонского был Аристотель, которого для своего сына выбрал, конечно, тот же король Филипп. Ошибившись в коне, он не ошибся в главном - в воспитателе для своего сына.
Понимание важности роли педагога привело нас к  необходимости накопления и обмена успешным профессиональным опытом. Как показывает практика (отзывы участников, приглашение отдельных педагогов для представления опыта в другие образовательные организации, в рамках краевых мероприятий), представляемая модель работы МОУ СОШ №4 является востребованной и пригодной для тиражирования.
Вместе с тем, в большинстве случаев, окончание стажировки оказывается равным окончанию сотрудничества. Поэтому мы посчитали  возможным для решения задач поддержания и дальнейшего сотрудничества использование возможностей дистанционных технологий.
Опыт, накопленный коллективом нашей школы в рамках федерального проекта «Создание и развитие социально-педагогической сети интернет-сообществ», позволяет коллективу школы проектировать интернет пространство для взаимодействия. Считаем  целесообразным создание банка педагогических технологий апробированных на практике и демонстрирующих эффективность в работе по сопровождению (выявления и поддержания интереса, желания стремления развиваться по данному пути) в урочной деятельности; форм организации внеурочной деятельности учащихся (программ факультативных курсов, кружков, деятельности НОУ). Накопленный опыт  возможно распространять через проведение краевых семинаров, мастер-классов носителями опыта (как на базе организации-носителя, так и с использованием опыта педагогических десантов).
В рамках деятельности центра трансфера технологий нами ведется работа по развертыванию интернет - площадки для обмена опытом и координации деятельности по аккумулированию и развитию моделей работы о одаренными детьми. Первым шагом в этом направлении стал запуск постоянно действующего образовательного веб-квеста «Круглый стол.ru” - в деятельности которого к настоящему моменту приняли участие более 45 педагогов из различных районов  Хабаровского края.
 «Веб-квест» – форма непрямого обучения, включающая в себя отдельные модули-этапы, которые могут быть реализованы на различных интернет-площадках, объединенных между собой общей сюжетной линией.
Целью нашей деятельности в этом направлении станет - активизация сотрудничества педагогического сообщества для повышения эффективности распространения модели работы школы по педагогическому сопровождению развития одаренных детей и дальнейшее ее развитие


Категория: Разное | Добавил: IRMA | Теги: Статья, опыт работы
Просмотров: 1880 | Загрузок: 29 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог