Садыков М.М., учитель географии
Муниципальное образовательное учреждение
Чердаклинская средняя общеобразовательная школа №2
Чердаклинского района Ульяновской области
Тема «Создание условий для исследовательской
деятельности учащихся в школе»
«Исследование, исследовательское поведение – это одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на познание этого мира» (Поддъяков А.Н., доктор психологических наук).
Одной из актуальных проблем в образовании на современном этапе является проблема ориентации на формирование компетенций обучающихся. Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний. Обучение понимается как динамичный процесс, во время которого ученики используют доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения, а не просто как усвоение "готовых знаний" (информации, сведений, фактов) из различных областей, подчас не связанных между собой. Активная самостоятельная продуктивная работа школьников должна стать приоритетной в образовательном процессе. Одной из форм этой работы является исследовательская деятельность учащихся.
В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-воспитательной деятельности учащихся. Одна из них – наиболее устоявшаяся концепция научно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. В нашей стране издан ряд интересных исследований, позволяющих взглянуть на проблему творчества учащихся, например, труды А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева о целостном формирования личности, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина об организации учебной деятельности.
Определяя понятие деятельности, используют трактовку С.Рубинштейна, который рассматривает его как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта». Он понимает учение как совместное исследование, проводимое учителем и учеником.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
В результате организации исследовательской деятельности, в рамках образовательного пространства, формируются следующие ключевые компетентности школьника: учащийся – исследователь; учащийся – участник и организатор коммуникаций; организатор индивидуальных и коллективных действий; субъект принятия решений.
Каким образом организовать образовательное пространство, для организации исследований? Урок, внеклассная работа, экскурсии и походы в природу, выполнение летних заданий, домашние задания - в любом из перечисленных объектов можно изыскать возможности для исследований.
В последнее десятилетие в школах широко распространилась проектная технология. Проектная – исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, определение необходимых результатов.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|