Сегодня: 16.06.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Тренинг толерантности для подростков «Терпи-МЫ»

СКАЧАТЬ (30.7 Kb) 22.12.2014, 11:51
Похабова Наталья Петровна
методист, МБОУ ДО ДДиЮ № 2
Анотация:

В концепции модернизации российского образования обозначены требования к системе образования, направленные на консолидацию общества, сохранение социокультурного пространства страны, преодоление этнонациональной напряженности. Следовательно, ориентация образовательного процесса на подготовку молодого поколения к деятельности в условиях многообразия культурных ценностей будет содействовать гармонизации взаимоотношений в поликультурном социуме на основе диалога и сотрудничества. Процесс формирования поликультурной компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого региона, особенно для такого поликонфессионального и многонационального, каким является Красноярский край и его столица – город Красноярск.
С начала 90-х годов прошлого столетия Ленинский район г. Красноярска является основным местом пребывания мигрантов из стран ближнего зарубежья: на территории района проживает более десяти национальностей. В некоторых школах обучается до 45% детей мигрантов. Разность культуры и воспитания зачастую приводит к серьезным конфликтам между учащимися. Поэтому вопросы формирования толерантного отношения в молодежной среде постоянно находятся в центре внимания у педагогов. Цель данной статьи - представление опыта работы по гражданскому образованию школьников Ленинского района г. Красноярска.
Методическая разработка цикла тренингов толерантности адресована специалистам, работающим с подростками: психологам, педагогам, воспитателям, лидерам детских и молодёжных общественных движений, а также тем, кого волнует проблема эффективного сотрудничества в поликультурном обществе.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества № 2 является учреждением, транслирующим в своей деятельности современные социально-педагогические технологии.
Работа по гражданскому воспитанию старшеклассников проводится через программу «Институт социальных изменений» (РСШI) Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детства и юношества №2, который имеет статус инновационной площадки по гражданскому образованию школьников. Основное содержание программы направлено на самореализацию подростков через включение в процессы самоуправления, проектирования, преобразующее социальную среду.
Под руководством методистов учреждения дополнительного образования школьники формируют пространство совместной деятельности через организацию районных событий: «Молодежный слет», «Выездная интенсивная школа», «Саммит больших дел» и др. Здесь создаются условия для обсуждения актуальных проблем и планирования дальнейшей работы по их решению.
В 2012-2013 учебном году по инициативе районного совета старшеклассников был разработан и проведен цикл занятий, дающих представление о моделях взаимоотношений граждан в современном поликультурном обществе. Занятия проводились в форме семинаров-тренингов.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из трех частей:
• Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.
• Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя теоретические блоки, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
• Рефлексия занятия. В конце каждого занятия оставляется время для того, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. В сценарии тренинга приведены примерные вопросы для завершения каждого занятия, ориентированные на содержание.
Цикл состоит из 3-х занятий. Время проведения каждого занятия – 1ч. 30 мин.
I занятие
Тренинг толерантности для подростков.

Цель: дать представление о толерантности как проявлении гражданской позиции.
Задачи:
• ознакомить с понятиями толерантность и толерантная личность
• обсудить проявления толерантности и интолерантности в обществе.

Ход тренинга

1. Упражнение «Снежный ком» (может быть любое другое)
Стоя в кругу, каждый участник называет свое имя и прилагательное, начинающееся на первую букву имени( например: Маша-милая, Наташа –настойчивая и т.д) соседу, стоящему с правой стороны. Повторяя имя предыдущего участника, подросток называет свое по предложенному алгоритму. Когда очередь доходит до первого участника, он повторяет имена всех стоящих в кругу. (У каждого участника есть бейдж).

Перед основной частью просматривается видеоролик «Странная женщина и чернокожий мужчина» (видеоролик прилагается).
2. Введение в работу.
Ведущий рассказывает о особенностях работы в тренинге, знакомит с целями и задачами, договаривается с участниками о правилах работы, даёт понятие толерантности.
Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах".
Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть.

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.
Теоретический блок оформлен в виде презентации и выводится на экран (презентация прилагается).

Упражнение «Орехи»
Цель: создать условия для обсуждения темы.
Материалы: пакет с грецкими орехами (можно картофель, крупный горох, фасоль) по числу участников Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по ореху, а потом в течение 1-3 минут внимательно рассмотреть и запомнить свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой. Когда это выполнено, ведущий просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других. Обсуждение:
• Аналогия между орехами и людьми:
• Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые.
• Как судят о ценности ореха?
• Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются). Необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его.
На экран выводятся критерии толерантности

Критерии толерантности:
• равноправие граждан независимо от их пола, расы, национальности, религии и т.д.;
• взаимоуважение и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, малообеспеченным и др.);
• равные возможности для участия в политической жизни всех граждан;
• сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств;
• охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
• возможность следовать своим традициям для всех культур общества;
• свобода вероисповедания без ущемления возможностей других членов общества;
• сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
• позитивная лексика в общении.
Работа малых групп.
Задание: в течение трех минут обсудить примеры, встречающиеся в жизни, проявления людьми нетерпимости (интолерантности)
Материалы: ватманы, маркеры
По истечении 10 минут организуется презентация результатов работы групп.
На экран выводится слайд «проявление нетерпимости», вводится понятие интолерантности.
Проявления нетерпимости:
• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
• игнорирование (отказ в беседе, в признании);
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
• этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
• преследования, запугивания, угрозы;
• дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
• ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
• империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
• осквернение религиозных или культурных символов;
• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
• изгнание (официальное или насильственное);
• сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
• репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Дискуссия «Яблоко от яблони недалеко падает…»
По статистике около 50% россиян находятся за чертой бедности: они живут в «умирающих» населенных пунктах (деревни, малые города), не имеют работы, других каких- либо доходов, не имеют возможности обучить своих детей в ВУЗах. Можно ли утверждать, что их дети обречены жить так же? Или у них есть шанс построить свою жизнь по-другому?
Цель: актуализировать проблему в сознании подростков, выявить мнения «за» и «против».
Материалы: ватманы
Задание: разделиться на 2 команды. В течение 5 мин. одна команда будет обсуждать и записывать доводы за, а другая - против.
Подведем итог. Зачитываем мнения участников команд и приводим весомые аргументы.
Обобщение: Видите, очень много противоречивых мнений даже в нашей группе, сложно прийти к единому мнению. Но каждый из нас должен быть внимательным, рассудительным в своих суждениях. Почему? Понять это нам поможет следующее упражнение.
Упражнение «Перейти реку»
Цель: дать возможность участникам почувствовать себя «белой вороной», или же, наоборот, ощутить себя «в компании», таким образом, смягчить грань «мы - они».
Задание: давайте представим, что вы все стоите на одном берегу реки. Прямо перед вами - вода. Ширина реки приблизительно полметра. Сейчас я буду зачитывать утверждения, и если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, переходит на другой «берег» реки, встает там лицом к группе и стоит до тех пор, пока я не скажу слово «следующее». Потом Вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если Вы не хотите афишировать свой ответ на какой-то вопрос, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не делайте то, что Вам крайне неприятно. Начнем.
Список утверждений:
1. У кого плохое зрение
2. У кого родственники из деревни
3. У кого карие глаза
4. У кого есть зубные протезы
5. Кто бывал на приеме у психиатра
6. Кто страдал от безответной любви
7. Кто из вас натуральная блондинка(блондин)
8. Кто любит носить джинсы
9. Когда-либо взявший чужую вещь
10. Не русские
11. Не произносящие/ плохо произносящие какие-либо звуки или буквы
12. Переболевшие инфекционным заболеванием
13. Те, кто хотя бы раз был избит
14. Получал двойки
15. Те, кто плакал на людях
16. Кто переживал о выскочившем на носу прыще
16. Кого предавали близкие люди
Обобщение: Как Вы себя чувствуете? Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями. Если в упражнении была хоть одна фраза, на которую Вы могли выйти, но не захотели, значит, это тот факт, по которому Вы или другие люди боятся быть стигматизированными.
Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно), в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.
Обсуждение: почему происходит так, что люди унижают других по этим параметрам и по множеству других? Каждый из нас может оказаться в невыгодном положении относительно других, и это вызовет определенное отношение к нам? Что чувствуют люди, которые в силу обстоятельств жизни оказались «по ту сторону реки». Мы должны проявлять толерантность к людям как способность сопереживать. В психологии такая способность называется эмпатией. О ней мы подробнее узнаем на следующем занятии.

Рефлексия
Упражнение «Ладошки»
Все участники получают вырезанные из бумаги ладошки, на которых они фиксируют ответы на вопросы:

1. Что вы сейчас чувствуете?
2. Какая мысль вас беспокоит сейчас?
3. Как вы себя чувствовали во время выполнения упражнений?
4. Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
5. Ваши предложения для проведения следующих занятий.

Глоссарий

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.
Дискриминация (лат. discriminatio «различение») — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку. В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека. Например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий и тд..
Фобия (от греч. phóbos – страх, боязнь), часть сложных слов, выражающая боязнь чего-либо, страх перед чем-либо, например гидрофобия, клаустрофобия.
Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Стигма (греч. stigma — укол, клеймо, пятно), в Древней Греции метка или клеймо на теле раба или преступника

II занятие
Тренинг толерантности для подростков

Цель: продолжить формирование представления о толерантности как проявлении гражданской позиции.
Задачи:
• развивать социальную восприимчивость, доверие, умение понимать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
• обсудить проявления эмпатиии и стигматизации в обществе.

Ход занятия:
Упражнение «Компот»
Цель: обеспечить эмоциональную разгрузку, позитивные эмоции
Каждому игроку присваивается название фрукта (яблоко, груша, апельсин). Один человек встает. Его стул убирается из круга. Когда вставший говорит «яблоко», пересаживаются только яблоки, когда «груша» – только груши, когда «апельсин» - апельсины, когда «компот» - пересаживаются все. Тот, кому не достается стула, становится ведущим.
Целеполагание
Сегодня мы продолжим знакомиться с особенностями проявления толерантного отношения в обществе. Давайте вспомним, что вы узнали на первом занятии тренинга.
Ролевая игра «На лбу написано...»
Цель: дать возможность почувствовать себя «стигматизированным», выявить групповые стереотипы
Материалы: наклейки с надписями
1) Я не говорю по-русски
2) Мне 5 лет
3) натуральная блондинка
4) Я сильно пьян
5) Не понимай, постоянно переспрашивай
6) Игнорируй меня и т.д.
Стикер с надписью прикрепляется ко лбу участника, он не знает, что на нем написано, другие не могут ни говорить, ни намекать на это. Группа должна общаться в соответствии с указаниями на надписях. Дается задание: «Вы совместно купили лотерею и неожиданно выиграли автомобиль. Ваша задача - всем вместе решить, что делать с выигрышем. Продать автомобиль нельзя. На обсуждение вам дается 7 минут. Обсуждайте варианты с участниками группы в парах, ориентируясь на ту роль, которая обозначена на стикере, демонстрируйте соответствующее отношение к человеку ».
После игры каждый делится своими ощущениями, рассказывает, как с ним общались участники, что он чувствовал при этом, пытается догадаться, что у него написано на стикере.
Удалось ли проблему решить? Мешают ли стереотипы, сложившиеся в обществе, договориться?
Тренер показывает слайд, знакомит группу с термином стигматизация (это предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него/них каких-либо особых свойств и признаков. Стигматизация - это наклеивание ярлыков)
Какие стигмы существуют в подростковой среде, как чувствуют себя изгои?
Обсуждение «Что делать стигматизируемому?»
Цель: подведение итогов, выяснить варианты действий в такой ситуации (работа в малых группах)
Материалы: ватман, маркер
Вопросы:
Что обычно переживает стигматизируемый?
Что можно порекомендовать? (Как желательно себя вести и чего желательно не делать?)
В конце обсуждения каждому дается раздаточный материал – рекомендация психолога.
Ролевая игра «Автобус»
Цель: продемонстрировать явление стигматизации, сравнить разницу ощущений люде.
Материалы: описание ролей

Вы - молодая симпатичная
девушка. Вы спешите. Вам нужно
попасть в автобус. У Вас в руках
тяжелая сумка, которую сложно
затащить на подножку. Тут Вы
видите молодого человека, он очень
плохо одет. Вы заметили, что у него нет правой руки Вы - молодой, активный человек. У Вас нет кисти одной руки. Вы стоите на остановке и видите, что в автобус пытается войти симпатичная девушка. У нее тяжелая сумка, ей явно сложно. Вы предлагаете свою помощь.

Два участника группы разыгрывают ситуацию в соответствии с описанием ролей. Затем в группе организуется обсуждение. Что произошло? Что чувствовали герои? Почему девушка себя так повела? По каким критериям мы оцениваем людей? Что дает нам право судить о них заранее? Что изменилось бы в реакции девушки, если бы у парня-инвалида было всё лицо в синяках? Что изменилось бы, если бы парень был одет в хорошую одежду и имел дорогой сотовый телефон? Мы очень часто приписываем людям качества, которых у них может и не быть, только потому, что они принадлежат к какой-то социальной группе, которую мы считаем не очень хорошей.
Это явление называется стигматизацией.
Чтобы не увлекаться сложившимися в обществе шаблонами, внешней оценкой человека, необходимо развивать в себе эмпатию. Что это такое, попробуем понять через участие в упражнениях. Но прежде давайте вспомним видеоматериал, с которого начиналось наше первое занятие. (Обращение к ролику «Странная женщина и темнокожий мужчина»). Какие чувства переживал темнокожий пассажир авиалайнера? Были ли понятны его переживания женщине? Почему пассажиры салона аплодировали стюарту?
На экране – определение термина эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания)

Упражнение «Побег из тюрьмы»
Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, невербальных способов общения.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая -сообщников, которые пришли в тюрьму, чтобы устроить побег. Между вами - звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» предлагает план побега одного «преступника»).
После окончания упражнения «преступники» рассказывают о том, как они поняли план побега. Сообщники корректируют, комментируют их ответы в соответствии с собственным замыслом.

Итоговое упражнение "Лукошко"
Цель:
• работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда;
• развитие фантазии, творческого мышления.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками, небольшими мячами, карандашами и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру
Рефлексия
Ведущий:
• Что вы сейчас чувствуете?
• Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
• Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
• Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

III занятие
Тренинг толерантности для подростков
«Жизнь без конфликтов. Возможна ли она?»
Цель: дать подросткам представление о способах разрешения конфликтных ситуаций без применения насилия.
Задачи:
• ознакомить подростков с типологией конфликтов и алгоритмом их разрешения
• дать понятие «межличностное пространство»
• учить анализировать конфликтные ситуации и определять способы их разрешения
• тиражировать опыт работы школьных служб примирения
Ход семинара:
Педагог-психолог знакомит подростков с понятием «конфликт», типологией конфликтов и алгоритмом их разрешения (слайды на экране или раздаточный материал) (Приложение №1,2)
Работа в группах. Все участники делятся на две группы. Путем обсуждения группы выбирают самую яркую, на их взгляд, конфликтную ситуацию, с которой они встречались в жизни, описывают ее и пытаются найти способ разрешения конфликта. Одна группа предлагает межгрупповую конфликтную ситуацию, другая - межличностную.
Вопросы к обсуждению в группах:
1. В чем причина конфликта?
2. Кто участник?
3. Есть ли другие участники конфликта? Какое они имеют к нему отношение?
4. Разрешите конфликт мирным путём, согласно предложенному алгоритму (на экране слайд «Алгоритм разрешения конфликта») Далее каждая группа представляет всем свое решение конфликта.
По окончании выступления групп участникам выдаются памятки (после всеобщего обсуждения): «Что делать, если ты расстроен или зол» (Приложение № 3)
Упражнение «Стенка на стенку».
Участники делятся на две группы и выстраиваются в шеренги по парам друг напротив друга на расстоянии трех метров. Все участники закрывают глаза. По команде ведущего одна шеренга начинает двигаться в сторону другой. При этом каждый участник двигается к своей паре. Как только участник стоящей шеренги почувствует дискомфорт от приближающегося к нему человека, он должен сказать «стоп!» Затем шеренги меняются ролями. Далее организуется обсуждение. Какие были ощущения? Как себя чувствовали при приближении партнера, в чем проявлялся дискомфорт?
Теоретический блок.
Для того, чтобы общаться, не создавая дискомфорта, необходимо уважать пространство личности и знать типы межличностного пространства.
На сегодняшний день общепринятой можно назвать следующую классификацию межличностного пространства:
До 0,5 метра - интимное расстояние - соответствует интимным отношениям (спорт, балет).
От 0,5 до 1,2 метра - межличностное расстояние - разговор друзей с соприкосновением и без него.
От 1,2 до 3,7 метра - неформальные социальные и деловые переговоры (верхний предел соответствует более формальным требованиям).
От 3,7 и более - публичное расстояние.
Верно выбранная дистанция задает тон дальнейшему общению. Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов. Чем ближе находятся люди, тем короче и реже их взаимные взгляды. Находясь на удалении, они дольше смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания в разговоре.

Рефлексия.
Что понравилось? Что было новым? Как связан наш разговор о толерантности и способах разрешения конфликтов? Будете ли вы применять полученные знания в собственной жизни?


Категория: Разное | Добавил: 13011967in
Просмотров: 15687 | Загрузок: 718 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.06.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал