Факультативный курс по литературе «Вокруг тебя – Мир…» разработан с учетом современных тенденций в обучении, воспитании и развитии учащихся, заявленных в ФГОС. В соответствии с этим документом, сегодня особенно актуальным и значимым в образовании признается все то, что может пригодиться в жизни после обучения в школе (компетентностный подход). Особое внимание уделяется воспитанию гражданственности, правовой грамотности, толерантной культуре и т.п.
Для учебно-методического комплекса (далее УМК) характерно наличие трех компонентов: литературоведческого, этического и правового. Этический компонент дает возможность без ущерба для решения задач литературного образования интегрировать в уроки факультатива по литературе правовой компонент. Через позицию автора художественного произведения с учеником-читателем ведется разговор о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, об уважении чести и достоинства, ответственности за последствия совершенного выбора и мн. др.
УМК дополняет учебники основного курса литературы, согласованы с основными рекомендациями Министерства образования Российской Федерации, программами по литературе, решают задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера.
Цель факультативного курса:
В ходе работы по учебно-методическому комплекту способствовать пропедевтической подготовки к освоению Международного гуманитарного права в рамках обществознания в 9 классе.
Задачи:
1. Развивать навыки анализа литературного произведения.
2. Через анализ литературных произведений способствовать развитию ценностного потенциала личности: гуманности, толерантности и т.п.
3. Эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в старших классах.
В ходе факультатива системно используются:
• работа по анализу текста художественного произведения;
• работа по развитию речи учащихся;
• работа по развитию логических способностей;
• работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся.
Среди основных методов и приемов при работе с текстом художественного произведения используются:
• обогащение словарного запаса,
• чтение по ролям,
• пересказ,
• выразительное чтение,
• работа с афоризмами,
• составление плана,
• задания на основе речевых ситуаций и жизненного опыта учащихся,
• диалог,
• беседа,
• создание проблемных ситуаций и ситуаций поиска,
• написание сочинений-миниатюр.
Существенным моментом на факультативных занятиях является обращение к личному опыту учащихся.
Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Важно, чтобы ученики не боялись сделать ошибку, и тогда устраняются внутренние препятствия творческим проявлениям.
Таким образом, факультативные занятия дают возможность органичного соединения обучения анализу литерного произведению, с воспитанием ценностного потенциала, с этико-правовым воспитанием и развитием личности школьника.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|