Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья "Активизация межпредметных связей как способ развития речевой деятельности учащихся на уроках литературы"

СКАЧАТЬ (74.5 Kb) 18.11.2015, 15:44
Петровская Людмила Константиновна
учитель русского языка и литературы, МАОУ "Французская гимназия" № 39 г. Екатеринбург
     Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе современного школьного образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, овладение которыми происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности.
     В соответствии с требованиями ФГОСа в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Без реализации межпредметных связей развитие универсальных учебных действий учащихся невозможно. Одним из направлений в этой работе является развитие речевой деятельности учащихся. Это сложная методическая проблема, решение которой требует комплексного подхода, интегрирования достижений смежных научных областей и на этой основе использования межпредметных взаимодействий в процессе обучения в средней школе. Учитель-словесник располагает большими возможностями влияния на развитие речи учащихся, если он к тому же будет опираться на связи уроков литературы с уроками русского языка, истории, иностранного языка, курсом мировой художественной культуры.
Благодаря использованию межпредметных связей выявляются новые резервы развития мышления, речи, эстетических чувств, взаимодействия логического и образного в учебном познании. В значительной степени развивающие функции межпредметных связей усиливаются применением деятельностного подхода к процессу обучения. Речевая деятельность рассматривается, в свою очередь, как один из общих межпредметных видов деятельности.
Возможны многие пути активизации межпредметных свя­зей русского языка и литературы в процессе углубленного анализа литературного произведения в целях практического совершенство­вания речевой деятельности учащихся, В основе предлагаемых занятий находятся приобретенные учениками на уроках рус­ского языка необходимые речеведческие знания и практические речевые умения, которые используются при изучении литературы.
Основными направлениями осуществления межпредметных свя­зей курсов русского языка и литературы являются следующие:
  1.  формирование и закрепление знаний и умений учащихся по функциональной стилистике, необходимых для правиль­ной организации их речевой деятельности;
  2. обучение учащихся общим для данных предметов разновид­ностям речевой деятельности, главным образом устным и письмен­ным высказываниям;
  3. формирование понятий об изобразительно-выразительных средствах русского языка и их идейно-художественных функциях в литературных произведениях.
Цель изучения учениками функциональной стилистики на уроках русского языка и литературы заключается в том, чтобы научить свободно пользоваться устной и письменной речью в разных официальных сферах — производственной, общественно-политической, научной. Параллельно с изучением строя языка пре­дусматривается и освоение способов его употребления. Методика преподавания русского языка намечает три ступени изучения стилистики в средней школе. Это: 1) этап первоначального знакомства с понятиями всех функциональных стилей речи (четвертый—шестой классы), предусматривающий закрепление связи каждого стиля с типовой речевой ситуацией; 2) расширение представлений о смыс­ловой языковой структуре стилей за счет синтаксических сведений (седьмой—восьмой классы) и 3) обобщение и систематизация све­дений о функциональных стилях (восьмой класс).
Данные этапы можно положить в основу реализации межпредмет­ных связей русского языка и литературы в аспекте овладения стили­стикой.
Однако в аспекте межпредметных взаимодействий следует выде­лить еще один этап — девятый—одиннадцатый классы — как этап углубления знаний и совершенствования стилистических умений на уроках литературы. Связь с курсом русского языка, завершае­мым .в девятом классе, выражается в опоре на уже обобщенные и систематизированные сведения о функциональных стилях.
 В основе активизации межпредметного взаимодействия русского языка и литературы лежат стилистические упражнения, включен­ные в анализ художественного произведения, упражнения, одно­временно направленные на углубление восприятия учащимися лите­ратурного материала и их речевое развитие. Это взаимодействие но­сит двусторонний характер. На уроках русского языка учащиеся получают теоретические понятия о стилях речи, приобретают первич­ные умения стилистического анализа текста и создания текстов опре­деленного стиля, что подкрепляется примерами из художественных, публицистических и научных текстов. Вместе с тем художественные произведения, анализируемые на уроках литературы, предоставляют материал для дальнейшего закрепления и углубления знаний по сти­листике и умений строить высказывания.
Стилистический анализ в значительной степени углубляет понима­ние учениками идейно-художественного содержания произведения. Художественная речь использует языковые средства всех других сти­лей, в том числе и типичные для них. Однако при этом в художественном произведении эти средства выступают в измененной функции — в эстетической, образуют иную системность. Кроме того, средства других стилей используются далеко не в полном составе, «заимствуется», собственно говоря, не стиль, а отдельные язы­ковые его средства, хотя и имеющие окраску этого стиля.
Вот пример как реализуется такой подход к анализу художественного текста в процессе изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мер­твые души».
К примеру, на уроке, обобщающем представления девятикласс­ников о Чичикове, предлагаем сопоставить стиль его речи в разго­ворах на одну и ту же тему о покупке-продаже мертвых душ с разными помещиками. Для сопоставительного анализа выбраны бе­седы Чичикова с Маниловым и Коробочкой.
Анализируя речь героя, учащиеся определяют, что в первом эпизо­де преобладает канцелярский стиль общения с обилием штампов, иногда пробиваются слова ораторского стиля, что придает речи Чичикова не­которую витиеватость. Во время беседы учащиеся делают интересные самостоятельные наблюдения: Манилов принимает использование это­го речевого стиля за результат «блестящего образования и высокого искусства выражаться». Однако несоответствие характера стиля, преоб­ладающего в речи Чичикова, ситуации общения и задачам речи создает комический эффект. Особо проявляется комизм в том, как Манилов старается воспроизвести понравившийся ему стиль речи «образованно­го» гостя в своем ответе: «Я не насчет того говорю, чтобы имел какое-нибудь, то есть критическое предосуждение о вас. Но позвольте доло­жить, не будет ли это предприятие, или чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России».
Предлагаю учащимся мотивировать свою точку зрения и дока­зать, в каком стиле ведут разговор собеседники, насколько удачен или неудачен выбор ими лексических средств и синтаксических конст­рукций, а также их сочетаемость и соответствие задачам речи и си­туации общения. В конечном итоге учащиеся должны показать, как стиль речи углубляет характеристики персонажей. Учащиеся обра­щают внимание на нарочитую витиеватость речей собеседников, ко­торая достигается нагнетанием выражений, употребляемых в офи­циальных документах, обилие распространенных предложений. В частности, отмечаются и трудности, испытываемые Маниловым, когда тот включается в общение в заданном Чичиковым стиле: как он напряженно подбирает слова, на ходу заменяя одно слово другим, кажущимся ему более точным и ученым (вместо «предприятия» — «негоция»). Делается вывод, что Чичиков удачно приспосабливается к характеру мышления Манилова, зная, что именно может произве­сти на него благоприятное впечатление.
В ином, разговорном, стиле ведется беседа с Коробочкой. Это крайне непринужденная речь, содержащая и фамильярные обра­щения «матушка» и «батюшка», поговорки («на все воля Божия»). В отдельных местах видна и некоторая грубоватость, эмоционально ок­рашенная лексика, замена существительных и прилагательных указа­тельными местоимениями («да вот этих всех, что умерли»).
Выбор различных функциональных стилей в разных ситуациях свидетельствует об умении Чичикова понять психологию каждого из своих собеседников и использовать это понимание в своекорыст­ных целях.
Итак, за одно из исходных положений реализации межпредметных связей русского языка и литературы принимается следующее: знания и умения по функциональной стилистике, приобретенные при изучении русского языка, должны не только учитываться и закрепляться, но и совершенствоваться в процессе работы над литературными произведе­ниями как в средних, так и в старших классах.
Характер взаимодействия учебных предметов с целью речево­го развития учащихся показан в таблице (Приложение), из которой видно, как усвоение учащимися определенного функционального стиля способствует формированию умений создавать различные рече­вые произведения на занятиях по литературе.
Большое значение для совершенствования речевой деятельности учащихся имеет реализация межпредметных связей литературы и истории в процессе изучения курса на историко-литературной осно­ве в девятом—одиннадцатом классах. В этот период речь учеников интенсивно обогащается философско-эстетической, исторической, литературоведческой лексикой, органически входящей в связные высказывания на историко-литературные темы.
Использую следующие методические приемы реализации этих межпредметных связей в аспекте речевого развития.
  1. Составление «словаря эпохи», его усвоение и использование в процессе изучения обзорных и монографических тем;
  2. Создание рассказа-информации об исторической дате и ее роли в художественном произведении;
  3. Подготовка исторического и литературного комментария к изучаемому художественному произведению как разновидность самостоятельной речевой деятельности учащихся;
  4. Воссоздание картин эпохи путем словесного рисования.
            Возможны и другие приемы реализации межпредметных связей.
Составление «словаря эпохи» вооружает учащихся знанием ха­рактерных понятий, из которых складывается картина историческо­го периода, формирует умение пользоваться ими при изучении об­зорной и монографической темы, способствует внедрению новой лексики в активный словарь, речевую практику учащихся. Состав­ление такого словаря ведется по этапам.
Первый этап — анализ лексики статьи из учебника истории или фрагментов рекомендованной учителем исторической лите­ратуры, выделение новых, ключевых для данной эпохи понятий, распределение их по рубрикам типа «общественно-политическое дви­жение», «философия», «наука», «искусство», «литература» и т.д., уточнение значений слов по словарям. При этом полезно сопостав­лять значения того или иного слова в изучаемый исторический пе­риод и в наши дни (например, либерализм, демократия, консерватизм, нигилизм). Выполняя эту работу, старшеклассник должен уметь объяс­нить, почему выбранная им из исторической статьи лексика состав­ляет словарь именно этой, а не какой-либо другой эпохи, то есть является лексикой ключевой.
Следующий этап — аналогичная работа с материалом лекции учителя по литературе и учебника. Учащиеся встречают уже зна­комые им понятия, овладение которыми помогает им осмыслить особенности развития литературы и других видов искусства, обус­ловленность художественно-эстетической мысли общественно-политической обстановкой. Предварительная работа по составле­нию словаря способствует пониманию и наиболее полному вос­приятию обзорной темы. На этом этапе словарь учащихся обогащается, как правило, за счет лексики, характеризующей развитие эстети­ческой мысли, художественной литературы.
Третий этап — самостоятельная подготовка по материалам сло­варя устного сообщения на тему «Духовная жизнь эпохи». Для подготовки его может быть использовано обучающее задание, содержа­щее не только вопросы, но и методические рекомендации.
  1. Вспомните основные общественно-политические события, повлиявшие на духовную жизнь общества в данную эпоху.
  2. Выделите основные проблемы, обсуждавшиеся тогда в русском обществе. Сосредоточьте внимание на тех проблемах, которые вам особенно интересны.
  3. Охарактеризуйте основных участников общественно-политической жизни, их позиции, философские, научные и литературные взгляды, социальное положение. Приведите примеры.
  4. Привлеките к характеристике духовной жизни эпохи выдер­жки из статей философов, публицистов, литературных критиков разных направлений. Оцените позиции спорящих сторон.
  5. Составьте план сообщения. Используйте при подготовке вы­ступления составленный вами «Словарь эпохи».
Задание предполагает самостоятельность каждого ученика. Каж­дый находит свой собственный, наиболее интересный для него материал, «свой минимум», свои примеры. Сообщения будут зна­чительно отличаться друг от друга, и прослушивание двух-трех выступлений поможет создать обобщающую картину духовной жиз­ни эпохи. «Словарь эпохи» при подготовке устного сообщения явля­ется как бы тематическим стержнем, вокруг которого группируются размышления учащихся. В аспекте речевого развития у учеников формируются умения самостоятельно готовить устное высказыва­ние, работать с источниками, пополнять свой лексический запас.
К составленному словарю полезно обращаться при изучении об­зорных и монографических тем, при анализе художественных про­изведений. Словарь помогает учащимся, с одной стороны, глубже понять поставленные в художественном произведении проблемы, с другой — наиболее полно раскрыть содержание данной эпохи, то есть обогатить историческое знание.
Составление рассказа-информации об исторической дате помога­ет учащимся представить изображенные в данном произведении события общественной и частной жизни в контексте времени, объяс­нить их, а также особенности личности, мировоззрения, политичес­ких убеждений, поведения героев, живущих и действующих в то или иное время. Одновременно рассказ об исторической дате высту­пает как один из приемов раскрытия авторской позиции. Вместе с тем в рассказе о дате, созданной в процессе анализа художественно­го произведения, происходит наполнение этой даты конкретным содержанием эпохи, на фоне которой развивается действие романа, повести, драмы.
Пользуясь синхронистическими таблицами, подготовленными ранее к урокам по обзорной теме, учащиеся по заданию учителя составляют маленькие рассказы-информации, материал для кото­рых собирается в определенной последовательности:
обращение к соответствующему разделу учебника истории или к другим историческим источникам;
отбор соответствующего материала из учебника литературы; привлечение отрывков из воспоминаний современников.
Как разновидность речевой деятельности учащихся на межпред­метной основе возможна подготовка исторического и литературного комментариев к фрагментам художественных произведений. Если в девятом классе комментировать отраженные в произведе­нии исторические реалии целесообразно самому учителю, который тем самым демонстрирует образец толкования текста, то в десятом-одиннадцатом классах следует привлекать самих учеников к под­готовке справочного материала, учить их составлять комментарии к фрагментам текста.
Повышению заинтересованности учащихся может способство­вать ролевая игра, рожденная речевой ситуацией «Комментируем текст». Создается творческая группа комментаторов, в которую входят «историк», «литературовед», «чтец» и «ведущий» или «коррес­пондент литературного журнала». Для комментирования избираются ключевые главы или эпизоды произведения. Творческая группа по рекомендации учителя знакомится с историческими и литературо­ведческими работами по теме. Чтец отбирает эпизоды и готовит их выразительное исполнение. В задачу «историка» входит объяснение исторических дат, событий, имен; вместе с «литературоведом» он пытается определить их роль в художественном тексте. «Литературо­вед» комментирует художественные приемы, способствующие выра­жению авторской позиции, обрисовке героев.
«Ведущий» с помощью справочных материалов заранее готовит вопросы и задает их, если считает, что комментарии даны неполно. Ему также вменяется в обязанность подготовить интересное начало игры, стимулирующее активность ее участников и слушателей. «Ли­тературовед» и «историк» по-разному отвечают на одни и те же воп­росы, могут спорить друг с другом.
Расскажу об игре, в которой комментировался пролог к по­эме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Десятиклассники к тому времени основательно изучили крестьянскую реформу 1861 года на уроках истории, ознакомились с отношением к ней раз­личных общественных направлений. Члены творческой группы, комментирующие пролог, отвечали наследующие вопросы «веду­щего».
Историку. В какие годы происходит действие поэмы? Что оз­начает понятие «временно обязанные» крестьяне?
Литературоведу. Какова роль пролога в поэме? Почему Не­красов предваряет поэму прологом? Почему он не называет точ­ное время действия, а использует фольклорный зачин: «В каком году — рассчитывай»?
Историку и литературоведу. Почему автор избирает та­кие названия для деревень и местностей, как Горелово. Неелово, Пустопорожняя волость?
Особенное внимание обратили участники игры на использова­ние Некрасовым фольклорных приемов: сказочного зачина, путе­шествия в поисках «счастливого человека».
Воссоздание картин эпохи путем словесного рисования развивает воображение учеников, позволяет им зримо представить эпоху и события, воспринять их не только разумом, но и чувствами.
Особенно эффективен прием словесного рисования истори­ческих картин при изучении драматических произведений. Так, под нашим руководством на уроках по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проводилась с помощью приема словесного рисова­ния «заочная экскурсия» по дому Фамусова. Предполагалось, что обозрение дома Фамусова поможет учащимся постигнуть колорит эпохи, разобраться в важных деталях текста, а также увидеть в комедии наряду с чертами новаторскими традиционные черты классицизма.
Ученикам были предложены вопросы, привлекающие внимание к художественным деталям:
1.         Какие элементы афиши, ремарок, цитат из текста помогают вам воссоздать дом Фамусова?
2.         В каком архитектурном стиле, по-вашему, построен дом Фамусова? Каким вы представляете себе расположение комнат, как распределяются эти комнаты между обитателями дома?
  1. В каких помещениях происходит действие комедии?
         Привожу пример ответов учащихся на эти вопросы.
«Дом управляющего в казенном месте Павла Афанасьевича Фамусова представляет собой барский особняк, построенный в стиле классицизма конца XVIII — начала XIX века. Это дом-усадьба с симметрично расположенными вокруг него службами, конюшнями, дворовыми избами и про­чим необходимым строением. Характерный для классицизма фасад состоит из трех частей. В центре на цоколе размещается портик большого ордера с колоннами. Окна и балконные двери обрамлены малым ордером. В дом вхо­дишь через парадное крыльцо, попадаешь в парадные сени, откуда на вто­рой этаж ведет большая лестница, разделяющая дом на две половины. К большой лестнице из «второго жилья» примыкают многие «побочные из антресолей», В центре второго этажа гостей встречают в гостиной зале. В ней же происходит бал. По бокам от парадной залы отходят две половины: муж­ская и женская. В каждой половине по маленькой гостиной и спальне. Сим­метричность в расположении комнат соблюдена и на первом этаже. С одной стороны — выход на крыльцо и швейцарская ложа, слева, на том же пла­не, комната Молчалина.
Интересно, что разным действиям персонажей отвечает и та обстановка, в которой они происходят. В комнатах Софьи — любовное свидание с Молча-линым, объяснения с Чацким, заигрывания Фамусова и Молчалина с Лизой, то есть все любовные свидания, объяснения, суета; на половине Фамусова звучат чисто мужские разговоры: споры по политическим вопросам с Чац­ким, прием Скалозуба и т.д. В парадной зале, которая находится в центре, встречают гостей, дают бал; в последнем действии при разъезде гостей под лестницей совершается развязка комедии». После заочной экскурсии, сопровождаемой показом иллюстра­ций, учащимся предлагается вопрос: «Что дала вам заочная экс­курсия по дому Фамусова? Какие новые знания о комедии вы получили?»
Как правило, девятиклассники с интересом слушают словесное рисование дома Фамусова и говорят, что для них как бы ожили картины истории России (на уроках истории и русской литературы XVIII века они ознакомились с признаками классицизма в литера­туре и искусстве, узнали о развитии культуры России этого пери­ода), что они сейчас поняли, что в «Горе от ума» есть традицион­ные черты, присущие драматическим произведениям классицизма. Некоторые ученики сделали для себя открытие относительно того, какую роль играет афиша в драматическом произведении, как афи­ша и ремарки помогают воссоздать обстановку, охарактеризовать действующих лиц, как надо внимательно читать текст пьесы, об­ращая внимание на авторские пояснения, заключенные в афише и ремарках.
Естественно, обозначенные аспекты межпредметных связей на уроках литературы далеко не исчерпывают проблемы в целом, од­нако представленный материал свидетельствует о том, что в распо­ряжении учителя-словесника имеются разнообразные формы, ме­тоды и приемы, способствующие реализации взаимодействия ис­торических, лингвистических и литературных знаний, которые служат развитию личности обучающихся. Реализация межпредметных связей побуждает учащихся к овладению универсальными учебными действиями.


Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: литература, русский язык, Статья, опыт работы
Просмотров: 3445 | Загрузок: 78 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Межпредметные связи - это простор деятельности учителя. Это своего рода универсальный инструмент обучения и развития детей. И Ваша статья - тому подтверждение. Спасибо за работу!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог