Сегодня: 04.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока чтения для 9 класса СКОУ VIII вида Е. Носов «Трудный хлеб»

СКАЧАТЬ (51.5Kb) 09.04.2015, 00:34
Овчинникова Елена Владимировна
учитель русского языка и чтения, МБС(к)ОУ «С(к)О шкла № 54 VIII вида» г. Перми
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник № 1, Москва, «Владос», 2012 год, раздел «Чтение и развитие речи», автор В.В. Воронкова
Учебник: «Чтение», 9 класс, авторы-составители А.К. Аксенова, М.И. Шишкова, Москва, «Просвещение».
 
Цель:
Создание  условий для понимания учащимися основной мысли рассказа Е. Носова «Трудный хлеб», раскрытия духовных ценностей, по которым живет один из героев произведения.
 
Задачи:
  1. Коррекционно-образовательные:
- Отрабатывать умения работать с прозаическим текстом, умения анализировать и делать выводы.
- Отрабатывать умения составлять характеристики героям литературного произведения.
- Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями  «уважение», «сострадание», «духовные ценности».
 
  1. Коррекционно-развивающие:
- Расширять объем эмоционально-оценочной лексики.
- Развивать и корректировать восприятие текста учащимися.
- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
 
  1. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать сострадательное и уважительное отношение ко всему живому, желание помочь беззащитным.
- На примере персонажей формировать положительные нравственные качества личности, духовные ценности.
 
Ход урока.
 
  1. Организационный момент.
 
  1. Слово учителя:
 
-  На предыдущем уроке мы познакомились с некоторыми фактами биографии Е.Носова.  Домашним заданием   было прочитать рассказ этого писателя «Трудный хлеб» и подумать, как тема текста связана с его названием.
 
-  Прежде чем мы начнем  работать по тексту,  прочитаем  цитаты:
 
 «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»
                            А. Шопенгауэр
 
«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»
                                            А. Боссе
 
 
- Какие словосочетания выделены в этих цитатах? (сострадание к животным, отношение к собаке, добрый человек)
 
- А связаны ли эти словосочетания с темой рассказа Е. Носова мы ответим в конце урока.
 
  1. Работа по тексту.
 
- От чьего лица ведется  повествование в рассказе? (рассказчик – рыбак)
 
- Какие еще действующие лица есть в рассказе? (охотник и его собака Чанг)
 
- Получается, что в рассказе три персонажа, а кто же из них главный герой? (собака Чанг)
 
- Проследим по тексту и найдем всё, что написано о собаке.
 
Учащиеся  исследуют текст и выбирают слова из эпизодов, описывающих собаку:
 
- «вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу»
- «плыла легко и быстро»
- «длинные лохматые уши»
- «одобрительно замахал обрубком хвоста» на слова хозяина
- «черный шелковистый жилет спаниеля»
- «он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках»
- «В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки»
-«оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом»
- «ведь он совсем не похож на слепого»
- «по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял»
 
Составление характеристики спаниеля. Один учащийся описывает Чанга, остальные корректируют и дополняют.
 
Задание:
Выбрать из текста фразы, описывающие отношение собаки к хозяину и отношение хозяина к своему четвероногому другу:
 
Отношение Чанга к хозяину Отношение хозяина к Чангу
«вопрошающе глядя на хозяина»
«Спаниель благородно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку»
«Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином»
«Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем»
«Золотая собака»
«Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»
«А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет»
«Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму»
«Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный»
 
 
Делаем выводы, как охотник и собака относятся друг к другу.
- В этом рассказе человек и его четвероногий друг – друзья, любящие друг друга. (Учащиеся высказывают свое мнение)
 
 
4. Беседа по тексту.
-  А как вы думаете, как могла бы сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина? Если бы другой хозяин, узнав, что пес слепой, избавился бы от калеки, ведь даже рассказчик-рыбак спросил:
«А не лучше ли вам завести другую собаку?»
 
- Ваше мнение на такой вопрос рыбака? Можно ли избавляться от друга, если он имеет какие-то проблемы со здоровьем?
 
Вернемся к цитате, прочитанной в начале урока:
 
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»
                                   А. Шопенгауэр
 
- А сострадание – это что?  (Сострадание   -    жалость,    сочувствие,   вызываемые    чьим-нибудь несчастьем, горем.)
 
Только того, кто может сострадать, можно назвать добрым человеком.
Значит, хозяин собаки – добрый человек. Но он ведь не только сострадает своему другу, но и уважает его.
( Значение слова «уважение»:
1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п. 
2. Уважительное  отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.)
 
Охотник относится к Чангу как к человеку, которому нужна помощь. Он даже на охоту ходил только из-за своего питомца, чтобы тот чувствовал себя нужным и полноценным,  был настоящим охотничьим псом.
 
Еще раз прочитаем вторую цитату:
«По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек»
                                                                                                        А. Боссе
 
И мы, действительно, можем многое сказать о человеке по тому, как он относится к собаке, особенно, если собака нуждается в помощи.
 
- А как вы относитесь к фразе рыболова-рассказчика «А не лучше ли вам завести другую собаку?»
 
- Как вы думаете, понял ли рыбак, что задал неосторожный вопрос?
- Почувствовал ли он неловкость за этот вопрос?
 
Антон Павлович Чехов говорил: «Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой»
 
-Стало ли стыдно рыбаку?
-Да. Ведь собака Чанг, не смотря на свою слепоту, «зарабатывает свой хлеб». И этот хлеб – «трудный», т.к. требует особых усилий. Хлеб честно заработанный.
И это понял охотник, т.к он перестал жалеть убитую птицу. Автор рассказа Е. Носов хотел сказать читателю, что хлеб не может быть «легким», его нужно зарабатывать трудом, и этот труд заслуживает уважения. Поэтому. Наверное, и дано такое название произведению.
 
  1. Выводы.
 
- Какова тема произведения? Только ли главное в тексте, что «хлеб» должен быть «трудным», т.е честно заработанным?
 
- Тема рассказа о сострадательном и уважительном отношении ко всему живому, о настоящей дружбе без предательств, о духовные ценностях, нравственных законах, по которым живет хозяин слепой собаки.
 
  1. Домашнее задание:
Ответить на вопрос: «Какие черты характера Чанга и охотника, заслуживают уважение?», заполнив таблицу.
 
Черты характера Чанга, заслуживающие уважение Черты характера охотника, заслуживающие уважение
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ovchinelena
Просмотров: 1027 | Загрузок: 71 | Рейтинг: 5.0/2

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал