Сегодня: 19.11.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Сражаюсь. Верую. Люблю». (В поэтическом мире Э.Асадова)

СКАЧАТЬ (58.0 Kb) 14.10.2018, 15:44
Блинкова Антонина Павловна
учитель русского языка и литературы, МБОУ Локотская сош № 2 им. Н.Ф.Струченкова

Цели:

а) познакомить с жизнью и творчеством Э. Асадова;

б) развивать умения и навыки анализа лирического произведения;

cопоставительного анализа;

в) воспитывать любовь к поэзии, способствовать духовно-нравственному обогащению личности.

Эпиграф:

                И всё же,и всё же я верить не брошу,

               Что надо в начале любого пути

               С хорошей, с хорошей и только с хорошей,

               С доверчивой меткой к людям идти!

                                                                    Э.Асадов

Оформление урока:

         а) портрет, фото Э. Асадова в разные годы жизни;

         б) выставка книг ( сборник стихов ) поэта ;

         в) схема «Тематика, проблемы стихотворений Э. Асадова»

         г) план-схема « Особенности лирики Э. Асадова»

         д) музыкальное сопровождение к стихам

                                                     Ход урока

I. Вступительное слово учителя

  1. Как можно открыть для себя и полюбить поэта? Иногда для этого достаточно услышать или прочесть одно лишь стихотворение. Хотите полюбить Э. Асадова и его лирику? Тогда слушайте....
  2. Чтение учителем стихотворения « Ах, как всё относительно в мире этом!»

                        ( с музыкальным сопровождением )

    3. Не правда ли, интересное стихотворение? И я вижу в ваших глазах

        неподдельный интерес к автору. Кто же он, Э. Асадов?

Тема, цели урока сообщаются ученикам. Записывается эпиграф.

Задача нашего урока:

                        найти « ключик» к заветной комнате в музее поэзии. Комнате с

                        названием «лирика Э. Асадова.» Проникнуть в эту комнату и

                        постараться разобраться, постичь, осмыслить довольно непростой

                        мир поэта-современника.

  1. Краткий биографический очерк Э. Асадова.

            (сообщение заранее подготовленной ученицы)

  1. Бывает так, что судьба художника уже сама по себе является легендой. Жизнь

Э.Асадова- яркий тому пример...(Это и подогревает наш читательский интерес к этому имени).

Послушайте краткий очерк и подумайте,-Как сама жизнь подготовила многие стихотворения этого поэта?

Беседа о лирике.

  1. Конечно же, лучше всего о поэте  расскажут его стихи...

 «Сражаюсь.   Верую.   Люблю »,-так называется один из поэтических сборников

Э. Асадова. Эти слова-поэтическое кредо, девиз его жизни и творчества.

  1. Чтобы проникнуть в мир Э.Асадова, нам поможет следующая схема(«ключик» к разгадке).

        Тематика и проблематика стихотворений Э. Асадова.

 

                                                 к жизни                                     ценность бытия

 

                                                 к Родине                                    патриотизм, активная

                                                                                                     гражданская позиция

 

                                                мужчины и женщины            честность,

                                                                                                    бескомпромиссность

                                                                                                    в отношениях ,чистота

                                                                                                     чувств
 

ЛЮБОВЬ                          к человеку                                 доброта, милосердие,

                                                                                               вера в человека
 

                                               к природе                                  умение видеть и ценить

                                                                                                    красоту

 

                                               к другу                                       испытание на прочность

 

                                               к искусству                               духовный мир человека

 

  1. Анализ, чтение отдельных стихотворений.

1.Прежде чем обратиться к стихам, воспользуемся ещё одним            «ключом»(схемой)

Особенности лирики Э. Асадова.

I. Тематика, проблематика:   животрепещущие, злободневные вопросы современности, к нравственным проблемам.

 II. Жанровое разнообразие:   баллада, лирический монолог, раздумье, остросюжетное повествование, беседа, шутка («поэтическая драматургия» )

  III. Лирический герой:        изображён в сложных жизненных драматических

                                             ситуациях, поставлен в ситуацию выбора в момент

IV. Авторская позиция:       чётко выражена в прямых авторских оценках

  1. Сочетание лиризма и гражданственности(«Родине», «Двадцатый век»и др.)

Правдивость, искренность, прямота,открытый разговор с читателем

(«Я очень горжусь тем, что у меня нет ни одной строки, в которой бы я солгал...»)

VII.      Светлое, жизнеутверждающее, оптимистическое начало

                     (Вера в победу добра)

  1. Эмоциональная окрашенность, романтическая приподнятость

                      (событий, героев )

  1. Особенности языка:

-полемический накал, многоголосие;

-афористичность;

-живой разговорный язык.

Вывод:  «Как поэт... Э. Асадов абсолютно уникален , самобытен,неповторим.»

                                                                                                                     (С. Баруздин)

  1. Работа в группах  ( « за столиками» )

(Читают, анализируют стихотворения по схеме)

Группа № 1                            « Дорожите счастьем, дорожите!...»

Что общего у этого         (каждый миг жизни невозвратен, неповторим; надо уметь

стихотворения с             ценить будничное, обычное. Лирический герой-с восторженной

прозвуч. вначале            душой, верит в чудо, любит жизнь, счастлив тем, что умеет видеть красоту вокруг)

 

Группа № 2                            «Россия начиналась не с меча»

                                                 (стихотворение гражданского звучания, патриотично;

                                    образ Родины ассоциируется с образом былинного богатыря-

                                   -пахаря, труженика, по великой необходимости седлал коня и

                                    ехал защищать русскую землю. Совершается обращение  к

                                    историческому прошлому: озеро Чудское, Непрядва, Бородино.

                                    Народ с такими богатырями, с такой историей победить нельзя!

                                    Гордость за свою страну).

 

Группа № 3                              «О том, чего терять нельзя»

«Нельзя, чтобы               (острейшая проблема XX века: дефицит духовности,

люди меняли душу         технические достижения заслонили романтическое, сказочное,

на всякие бизнесы          в суете жизни забываем о душе, обкрадываем себя. Из жизни

и рубли»                           уходит сказка, тайна, красивые сны- «жизнь скучна...»

                                          Стихотворение-предостережение о духовном оскудении души

                                          человеческой).

 

3.  «Когда друзья становятся начальством»

Тема дружбы. Проблема: испытание друга и человека на ценность, прочность. В основе стихотворения положена житейская ситуация. На лицо конфликт: «был человек, и нету человека!» Основная мысль: не место и не должность возвеличивают человека, а его нравственная суть, его дела, поступки, главное -сохранить душу доброй и отзывчивой!

Сопоставительный анализ.

«Россия начиналась не                      «Реликвии страны»(им. «России») 1992год

с меча.» 1974год.                               Основная мысль: гнев, возмущение, боль за то,

Основная мысль:                               что продаётся слава и честь Отчизны (награды,

гордость за свою                                кресты, знамёна). Былое могущество страны

страну.                                                сменилось годами позора. Лирический герой

                                                            -активный гражданин, болеющий душой за

                                                             судьбу страны.

                                                             Проблема: отсутствие преемственности между

                                                             поколениями, разрушение духовной связи меж

                                                             ними (сохранение духовно-исторического

                                                             наследия страны)

 

Группа № 4           «Когда мне встречается в людях дурное.»   

                             (Доброта-главный ориентир в жизни. Лирический герой строг, 

                              критичен к себе, к людям «золотое правило»: верить, любить и

                              прощать. «Ужасно не хочется верить во зло . И в подлость ужасно

                              не хочется верить.» Эмоциональная окрашенность стиха ,

                              мажорный тон).

           

Стихи для анализа.

  1. « В лесном краю»
  2. « Слово о любви»
  3. « Письмо с фронта»

Что открыли для себя в поэтическом мире Э. Асадова?

 

Вывод: Поэзия Э. Асадова -лирическое пособие по духовно-нравственному воспитанию человека. Его стихами можно лечить душу!

 

  1. Заключительная часть урока.
  1. Как можно открыть для себя поэта ?

Взять книгу стихов и побыть наедине с автором. Вы сразу поймёте, ваш это автор или нет.

     2. Домашнее задание:

  1. выучить наизусть самое асадовское стихотворение, сделать его анализ

     2)визитная карточка поэта.

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: АнтонинаБ | Теги: конспект урока, литература, урок литературы
Просмотров: 139 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.11.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал