Сегодня: 21.01.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по литературе в 5 классе «Славянские и греческие мифы»

СКАЧАТЬ (22.3Kb) 01.03.2015, 09:34
Чеботари Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы, МАОУ Богандинская СОШ № 42
Конспект урока по литературе в 5 классе
по теме «Славянские и греческие мифы»
Разработал: Чеботари Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Богандинская СОШ № 42
Цели урока: познакомить с особенностями славянской и греческой мифологий;
дать представление о космогонических мифах; провести параллель между славянским мифом и русской сказкой; вызвать интерес учеников к славянским и древнегреческим мифам.
Словарная работа: славянские божества (Род, Сварог, Юша), герой, Геракл и Геркулес, титаны.
План урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
3. Анализ славянского мифа о сотворении мира.
4. Работа над греческими мифами.
5. Сопоставление славянских и греческих мифов о сотворении мифов.
6. Подведение итогов урока. Задание на дом.
7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.

Учитель. Ребята,на прошлом уроке мы с вами говорили о мифах и мифологии. Давайте вспомним данные термины.
- Что такое миф?
(Миф – это предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений)
- А что мы называем мифологией?
(Мифология – совокупность мифов, созданных народами мира).
Учитель. То есть, мифы делятся на виды по национальному признаку. Но существует и другая классификация, связанная с их тематикой. Согласно этой классификации, мифы делятся на календарные, космогонические и героические. Именно последним мы посвятим сегодняшний урок.
III. Анализ славянского мифа «Рождение мира».
Учитель. Итак, запишем термин космогонические мифы. Ребята, как вы думаете, о чем они?
(О космосе, о Вселенной, о планете Земля).

Учитель. Верно. Космогонические мифы раскрывали тайны сотворения мира. Славяне тоже на свой лад пытались объяснить: откуда взялись звезды, солнце, Земля, люди и т.д. К уроку вы прочли славянский миф «Рождение мира».
- Кто, по мнению славян, сотворил мир?
(Род – Родник Вселенной, Отец богов)

Анализируя миф, учитель на доске рисует схему, дети – в тетрадях.

- Кто из сыновей-богов Рода создаст Землю?
(Сварог)

Учитель. Действительно, как и у многих народов мира, Землю мог создать Бог, связанный с одной из стихий. Сварог был богом огня.

- Скажите, у Сварога была обычная внешность?
(Нет. Род дал ему четыре головы, чтобы он мир осматривал во все стороны, чтобы никто и ничто от него не укрылось, чтобы всё замечал в поднебесной он).

- Что ещё делает Сварог?
(Прокладывает путь Солнцу, чтобы кони-дни мчались по небу, чтобы после утра разгорался день, а на смену дню – прилетала ночь).

Учитель. Именно так пытались объяснить древние люди смену дня и ночи.

- Что же ещё было во владениях Бога Огня?
(Месяц, звезды, Океан, ветры буйные).

Учитель. Хорошо. «Оглядел свои он владения, не заметил лишь…» кого?
(Землю - матушку).

Учитель. А о том, как и откуда появилась Земля – матушка, мы узнаем из пересказа фрагмента мифа «Сварог и уточка».

Фрагмент пересказывает заранее подготовленный ученик.

Учитель. Вы сейчас прослушали пересказ. Скажите, что напоминает он вам, встречались ли вы раньше с подобными текстами?
(Этот фрагмент похож на сказку).

Учитель. Действительно. Ведь и мифы, и сказки сочинял один и тот же народ – древние славяне. Поэтому миф создан по тем же принципам, что и сказка.

- Сколько раз Уточка ныряла в Океан?
(3 раза)

Учитель. Обратите внимание на то, что каждый следующий раз она под водой проводила больше времени, чем предыдущий: сначала - 1 год, затем – 2 года, а в последний – 3 года.
Этот прием называется троекратным повтором с нарастанием – градацией. С ним мы ещё встретимся не раз, изучая славянский фольклор.
Итак, уточка принесла в клюве горстку земли, из которой Сварог с помощью ветров, Месяца, Солнца создал Землю.

- Как же выглядела Земля в представлении наших предков? На чем она держалась?
(Чтобы Земля не ушла обратно в Океан, Род родил дивного, многосильного змея Юшу. Должен он был держать её долгие годы и века).
На доске и в тетрадях делается запись схемы.

- Какие эмоции вызвал у вас этот миф?

Учитель. Мы можем с уверенностью сказать, что наши предки были талантливыми людьми, фантазерами.

IV. Работа над греческими мифами.
V.
Учитель. Если славяне объясняли происхождение мира с помощью божеств вымышленных, фантастических, то древние греки богов уподобляли людям. Поэтому и мифы о сотворении мира являются героическими.

- Кого в Древней Греции называли героями?
(Полубогов – полулюдей. Т.е., один из родителей героя должен быть Богом, а другой – земным человеком, смертным).

- Назовите самого известного героя греческих мифов.
(Геракл).

Учитель. Прежде, чем перейти к изучению мифов о Геракле, нам нужно получить представление о происхождении, устройстве мира древних греков.

Самостоятельное изучение статьи учебника.

Учитель. Итак, как зародилась жизнь с точки зрения греков? Кто был Прародителем?
(Гея (Земля) родила Титанов – Богов, олицетворяющих стихии природы).

Учитель. Получается, что сама Земля была Прародителем жизни. Этим мифы греков кардинально отличаются от мифов славян.
После свержения титанов, к власти пришли Аид, Зевс, Посейдон, которые взяли себе по царству. Зевс взял Землю и стал править Миром. Посейдону досталось морское царство, а Аиду – подземный мир, царство мертвых. Именно Зевс стал отцом Геракла.

Домашнее задание.
Мифы о рождении Геракла и его подвигах вы прочитаете к следующему уроку дома, а тот , который вам понравится больше всего, приготовьтесь пересказать.

Составление схемы на доске и в тетрадях.

VI. Сопоставление славянских и греческих мифов.
- Сравните теперь эти две схемы.
- Какие мифы о происхождении мира (славянские или греческие) вызывают у вас больший интерес?

VII. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Вывод. Ребята, сегодня на уроке мы с вами затронули очень сложную, но интересную тему. Мы прикоснулись к культуре древних народов. Наших предков волновали те же проблемы, что и нас; они делали догадки о том, что для нас является очевидным. Древние люди стояли у истоков развития цивилизации, и мы с вами тоже являемся звеном бесконечной цепи. Наша задача: не забывать о прошлом, чтобы сохранить будущее.
VII. Рефлексия.
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: basovaolga19021977
Просмотров: 2159 | Загрузок: 135 | Рейтинг: 1.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал