Сегодня: 06.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по произведению Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой". Урок №1 "Жизнь на миру" 6 класс

СКАЧАТЬ (239.0Kb) 07.02.2015, 11:25
Кадыков Андрей Владимирович
учитель-словесник, МБОУ СМШ № 65 " Спектр" Липецк
Конспект урока №1 по произведению
«Конь с розовой гривой »
Виктора Астафьева

Тема: « Жизнь на миру »
Цель:
а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной доброте и человечности в деревне, где всё воспитывает и все воспитывают;
б) обучающая – закрепление умений анализировать выбранные эпизоды.
Методы, приёмы: слово учителя, которое поможет ввести ребят в атмосферу жизни, изображённой писателем, подчеркнуть автобиографический характер этого произведения; эвристический метод, который даёт возможность проверить, как воспринят рассказ, что осталось в нём непонятным; выразительное чтение эпизодов.
Обращение к наглядности: портрет писателя, выставка книг Виктора Астафьева
Литература:
1. Полухина В.П. – Методические рекомендации к учебной хрестоматии « Литература 6 класс» - М.,2012
2. Яновский Н. Виктор Астафьев – М.,1982

Ход урока:
Деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащегося
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, постараемся настроиться на работу на 45 минут. У нас сегодня интересная выставка книг писателя, с которым я вас познакомлю.
Слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича.
Его мама, Лидия Ильинична, погибла, когда Вите было 8 лет, она утонула в Енисее. В школу пошёл мальчик с 8 лет. В 1936 году, когда Вите было 12 лет, он остался один, а вскоре мальчик попадает в Игарский детдом. На его пути попадается Игнатий Дмитриевич Рождественский, учитель литературы и замечательный поэт, который сыграл в жизни Астафьева большую роль. Тяга к творчеству была давней, это шло от природы. В раннем возрасте мальчик написал стихотворение об Игарке.
Виктор Астафьев написал много книг. Большинство рассказов, написанных им для детей ,вошло в сборник “Конь с розовой гривой”. Рассказы, включенные в эту книгу, написаны в разное время. Почти все они - о далеком деревенском детстве, которое несмотря на трудное время и сложности, связанные с гибелью мамы, все-таки было счастливый порой.
Рассказ “Конь с розовой гривой” – это воспоминание взрослого Астафьева о своем детстве: “… сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”.
А что в вашем понимании, ребята, “конь с розовой гривой” и что он значил для детишек - ровесников Вити?
Действие проходит в первые годы после гражданской войны.
Перед нами герой рассказа Витя, бабушка, дедушка, и многодетная семья Левонтьевых.
( Чтобы дети почувствовали аромат народного слова, важно, чтобы рассказ прочел сам учитель. Можно использовать заранее подготовленных учеников).
В оставшееся время можно задать ребятам вопросы, которые дадут возможность проверить как воспринят рассказ, что в нем осталось не -понятным
1. В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте предметы этого времени и места действия. Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.
2. Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Почему писатель, по вашему, использует их в своем произведении?
3. От чьего лица ведется повествование? Повествование ведется от лица автора ,Виктора Астафьева, когда он был мальчиком Витей.
4. С кем живет мальчик? С бабушкой и дедушкой. Мальчик Витя сирота.
5. Кто занимается Витиным воспитанием? Бабушка, дедушка, семья Левонтия, родственники, живущие в деревне, т.к. в деревне обычно живут несколько поколений фамилий. В деревне воспитывают все.
В деревне все друг друга знают, много родственников, и дети растут в кругу замечательных людей из народа, где всё и все воспитывают: старшие – младших, младшие, вырастая, воспитывают своих детей, передавая доброту, человечность, лучшие духовные ценности, которые были выработаны всей многовековой историей народа.
6. Ребята, а что же это за человек Левонтий? Левонтий – это сосед Вити, работал заготовителем леса, простой человек, который очень добрый, человечный, честный.
7. Почему Витю тянет к семье Левонтия? Подумайте. Потому что у них много ребятишек, все просто и сами простые, естественные, сам Левонтий – удивительно веселый человек. Для Вити в доме Левонтия очень все хорошо, это для него праздник.
Правильно.
Село, кроме улиц, переулков сложено и скроено еще и по попесенно, у всякой семьи, у фамилии была «своя», коренная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именной этой и никакой другой родни.
Деревня большая, народ голосистый, удалой, и родня в коленях глубокая и широкая. А дети, слушая дядю Левонтия, менялись обликом и текла тогда река жизни в этом доме покойным и ровным руслом.
И такая доброта охватывала людей! Вот это, ребята, и есть жизнь на миру - жить сообща, всем дружно, мирно, любить друг друга, помогать во всем, радоваться всем вместе, и помочь справиться с бедой, жить в ладу, ведь в деревне многие, большая половина, несколькими поколениями одной фамилии.
А теперь, ребята, что бы наши слова не были голословными, найдите в тексте строки, которые подтверждают то, о чем мы сейчас с вами поговорили.
Итак, ребята, подведем итог урока, с чем мы познакомились? Есть ли ко мне вопросы? Изучали замечательный рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой”, познакомившись с жизнью в деревне, где встречается много доброты, человечности, где все и все воспитывают
Дома выполните такие задания:
1. Выделите и перескажите эпизоды, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
2. Сравните поведение Сашки и Вити в эпизоде с ягодами.
Спасибо всем. Поработали все отлично.
У нас с вами, ребята, осталось время, поэтому, пожалуйста, ответьте еще раз на вопрос: “Что же такое пряник с розовой гривой?”
Спасибо всем! До свидания. Рассказ называется “Конь с розовой гривой”, это пряник, мечта всех деревенских мальчишек. Белый, белый, а грива – розовая, хвост розовый, глаза и копыта тоже.
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: afrolipezk
Просмотров: 2217 | Загрузок: 166 | Рейтинг: 1.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал