Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по произведению Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой". Урок №1 "Жизнь на миру" 6 класс

СКАЧАТЬ (239.0 Kb) 07.02.2015, 11:25
Кадыков Андрей Владимирович
учитель-словесник, МБОУ СМШ № 65 " Спектр" Липецк
Конспект урока №1 по произведению
«Конь с розовой гривой »
Виктора Астафьева

Тема: « Жизнь на миру »
Цель:
а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной доброте и человечности в деревне, где всё воспитывает и все воспитывают;
б) обучающая – закрепление умений анализировать выбранные эпизоды.
Методы, приёмы: слово учителя, которое поможет ввести ребят в атмосферу жизни, изображённой писателем, подчеркнуть автобиографический характер этого произведения; эвристический метод, который даёт возможность проверить, как воспринят рассказ, что осталось в нём непонятным; выразительное чтение эпизодов.
Обращение к наглядности: портрет писателя, выставка книг Виктора Астафьева
Литература:
1. Полухина В.П. – Методические рекомендации к учебной хрестоматии « Литература 6 класс» - М.,2012
2. Яновский Н. Виктор Астафьев – М.,1982

Ход урока:
Деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащегося
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, постараемся настроиться на работу на 45 минут. У нас сегодня интересная выставка книг писателя, с которым я вас познакомлю.
Слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича.
Его мама, Лидия Ильинична, погибла, когда Вите было 8 лет, она утонула в Енисее. В школу пошёл мальчик с 8 лет. В 1936 году, когда Вите было 12 лет, он остался один, а вскоре мальчик попадает в Игарский детдом. На его пути попадается Игнатий Дмитриевич Рождественский, учитель литературы и замечательный поэт, который сыграл в жизни Астафьева большую роль. Тяга к творчеству была давней, это шло от природы. В раннем возрасте мальчик написал стихотворение об Игарке.
Виктор Астафьев написал много книг. Большинство рассказов, написанных им для детей ,вошло в сборник “Конь с розовой гривой”. Рассказы, включенные в эту книгу, написаны в разное время. Почти все они - о далеком деревенском детстве, которое несмотря на трудное время и сложности, связанные с гибелью мамы, все-таки было счастливый порой.
Рассказ “Конь с розовой гривой” – это воспоминание взрослого Астафьева о своем детстве: “… сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”.
А что в вашем понимании, ребята, “конь с розовой гривой” и что он значил для детишек - ровесников Вити?
Действие проходит в первые годы после гражданской войны.
Перед нами герой рассказа Витя, бабушка, дедушка, и многодетная семья Левонтьевых.
( Чтобы дети почувствовали аромат народного слова, важно, чтобы рассказ прочел сам учитель. Можно использовать заранее подготовленных учеников).
В оставшееся время можно задать ребятам вопросы, которые дадут возможность проверить как воспринят рассказ, что в нем осталось не -понятным
1. В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте предметы этого времени и места действия. Действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.
2. Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Почему писатель, по вашему, использует их в своем произведении?
3. От чьего лица ведется повествование? Повествование ведется от лица автора ,Виктора Астафьева, когда он был мальчиком Витей.
4. С кем живет мальчик? С бабушкой и дедушкой. Мальчик Витя сирота.
5. Кто занимается Витиным воспитанием? Бабушка, дедушка, семья Левонтия, родственники, живущие в деревне, т.к. в деревне обычно живут несколько поколений фамилий. В деревне воспитывают все.
В деревне все друг друга знают, много родственников, и дети растут в кругу замечательных людей из народа, где всё и все воспитывают: старшие – младших, младшие, вырастая, воспитывают своих детей, передавая доброту, человечность, лучшие духовные ценности, которые были выработаны всей многовековой историей народа.
6. Ребята, а что же это за человек Левонтий? Левонтий – это сосед Вити, работал заготовителем леса, простой человек, который очень добрый, человечный, честный.
7. Почему Витю тянет к семье Левонтия? Подумайте. Потому что у них много ребятишек, все просто и сами простые, естественные, сам Левонтий – удивительно веселый человек. Для Вити в доме Левонтия очень все хорошо, это для него праздник.
Правильно.
Село, кроме улиц, переулков сложено и скроено еще и по попесенно, у всякой семьи, у фамилии была «своя», коренная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именной этой и никакой другой родни.
Деревня большая, народ голосистый, удалой, и родня в коленях глубокая и широкая. А дети, слушая дядю Левонтия, менялись обликом и текла тогда река жизни в этом доме покойным и ровным руслом.
И такая доброта охватывала людей! Вот это, ребята, и есть жизнь на миру - жить сообща, всем дружно, мирно, любить друг друга, помогать во всем, радоваться всем вместе, и помочь справиться с бедой, жить в ладу, ведь в деревне многие, большая половина, несколькими поколениями одной фамилии.
А теперь, ребята, что бы наши слова не были голословными, найдите в тексте строки, которые подтверждают то, о чем мы сейчас с вами поговорили.
Итак, ребята, подведем итог урока, с чем мы познакомились? Есть ли ко мне вопросы? Изучали замечательный рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой”, познакомившись с жизнью в деревне, где встречается много доброты, человечности, где все и все воспитывают
Дома выполните такие задания:
1. Выделите и перескажите эпизоды, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.
2. Сравните поведение Сашки и Вити в эпизоде с ягодами.
Спасибо всем. Поработали все отлично.
У нас с вами, ребята, осталось время, поэтому, пожалуйста, ответьте еще раз на вопрос: “Что же такое пряник с розовой гривой?”
Спасибо всем! До свидания. Рассказ называется “Конь с розовой гривой”, это пряник, мечта всех деревенских мальчишек. Белый, белый, а грива – розовая, хвост розовый, глаза и копыта тоже.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: afrolipezk
Просмотров: 4893 | Загрузок: 261 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог