Сегодня: 06.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по русскому языку для 5-го класса "Чередование букв о//а в корнях слов"

СКАЧАТЬ (1.12Mb) 15.01.2016, 22:32
Розова Елена Андреевна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 252 города Санкт-Петербурга
Розова Елена Андреевна
ГБОУ МОШ № 252 города Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы
 
Урок русского языка в 5 классе
(УМК Л.М. Рыбченковой)
Чередования букв а//о в корнях
 
  1. Организационный этап. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
  2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Для начала, запишите, пожалуйста, в тетрадь слова и разберите по составу. Вам на работу 2 минуты.
Предложить, сложить, располагать.
Касаться, прикосновение, коснется.
        
Проверьте, так ли у вас получилось?
Какие были ошибки? В чём была основная сложность? (ть – у глаголов окончания, ся – постфикс; идёт после корня, поэтому основа слова прерывистая).
Являются ли слова каждого ряда однокоренными? (да)
Найдите лишнее слово в каждом ряду относительно правописания корня, потому что мы с вами сегодня работаем с корнем. На каком основании оно лишнее?
Предложить, сложить, располагать.
  • , прикосновение, коснется.
(корень один и тот же по значению, но пишутся разные гласные).

А как называется такое изменение одного звука на другой в пределах одной морфемы? (чередование).
Итак, определите тему урока (Чередование а//о в корнях). Запишем эту тему в тетрадь.
Какие цели урока мы перед собой оставим, чтобы раскрыть эту тему?

Вспомнить, что такое чередование.
Узнать, когда в корне пишется а, а когда о.
Научиться правильно писать слова с чередованием а//о в корне.
  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Давайте же вспомним, что такое чередование. (Чередование – это изменение одной буквы на другую в пределах одной морфемы)
С какими чередованиями мы уже знакомы? (е//и)
Ещё раз внимательно посмотрим на наши слова и постараемся понять закономерность, предположите, когда в корне пишется а, а когда о. (после корня есть суффикс а – пишем а, если в корне г, то пишем а, если ж, то о).
Если после корня идёт суффикс а, то и в корне пишется буква а. А если после корня нет суффикса а, то в корне пишется о.
Проверим правильность нашей догадки. Для этого откроем учебник на странице 100 и прочитаем правило.
Экран выключается.
Прав(а) ли был(а), выдвинув своё предположение?
Что нужно сделать, чтобы узнать, когда пишется а, а когда о.
Правило наглядно демонстрируется на «двигающихся» карточках.
  1. Этап первичной проверки понимания изученного.
Выполняем упражнение № 222. Комментируем по цепочке.
  1. Физкультминутка.
  2. усилий массу,
Чтоб не отставать от класса.
Споров лучше не касаться,
Но усердней заниматься.
Не далось сейчас сложение?
Так примись за изложение!
Главной темы в нём коснись.
В предложеньях - не ленись.
  • мысль чётко, ясно –
Будет всё тогда прекрасно.
Можно много предлагать
За тобой свой путь избрать.
  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Включается экран.

Упражнение 226 выполняем устно. Какой корень мы написали во всех этих словах? Почему?
  1. Этап применения новых знаний и способов действий.
Упражнение № 225. Работа в парах. Сначала читаем рубрику «Это интересно» стр. 101, затем в парах обсуждаем и выполняем упражнение.
Можно ли назвать этот фрагмент текстом? (да, предложения связаны по смыслу и грамматически; есть тема и основная мысль, предложения расположены в определённой последовательности).
Определите тему и основную мысль текста (Тема: перед сном; основная мысль: ребёнок должен сам убирать свои игрушки).
Определите тип речи: повествование.
  1. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Посмотрим, как вы научились использовать правило. Для этого выполните упражнение 223.
Проверяем взаимопроверкой, ставим оценки.

 
  1. Этап коррекции знаний и способов действий.
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто выполнил это задание без ошибок?
Кто допустил одну ошибку?
Что нужно делать, чтобы избежать ошибок?
  1. Этап информации о домашнем задании.  
    • 29 – выучить правило,
№ 227
  1. Этап подведения итогов занятия. Подводятся итоги занятия, комментируются и выставляются оценки.
  2. Этап рефлексии.
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Розуля | Теги: Урок русского языка, конспект урока, конспект урока по русскому языку
Просмотров: 898 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста (ОНР 2 уровень) на тему: "Все профессии важны!"


План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста на тему: «Сколько есть профессий нужных»


Методическая разработка "Декоративные украшения. Волшебный квиллинг"


Интерактивный тренажёр по математике «Считаем устно. Сложение и вычитание десятичных дробей»


Урок биологии в 10 классе по теме "Вирусы"



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал