Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по русскому языку для 5-го класса "Чередование букв о//а в корнях слов"

СКАЧАТЬ (1.12 Mb) 15.01.2016, 22:32
Розова Елена Андреевна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 252 города Санкт-Петербурга
Розова Елена Андреевна
ГБОУ МОШ № 252 города Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы
 
Урок русского языка в 5 классе
(УМК Л.М. Рыбченковой)
Чередования букв а//о в корнях
 
  1. Организационный этап. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
  2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Для начала, запишите, пожалуйста, в тетрадь слова и разберите по составу. Вам на работу 2 минуты.
Предложить, сложить, располагать.
Касаться, прикосновение, коснется.
        
Проверьте, так ли у вас получилось?
Какие были ошибки? В чём была основная сложность? (ть – у глаголов окончания, ся – постфикс; идёт после корня, поэтому основа слова прерывистая).
Являются ли слова каждого ряда однокоренными? (да)
Найдите лишнее слово в каждом ряду относительно правописания корня, потому что мы с вами сегодня работаем с корнем. На каком основании оно лишнее?
Предложить, сложить, располагать.
  • , прикосновение, коснется.
(корень один и тот же по значению, но пишутся разные гласные).

А как называется такое изменение одного звука на другой в пределах одной морфемы? (чередование).
Итак, определите тему урока (Чередование а//о в корнях). Запишем эту тему в тетрадь.
Какие цели урока мы перед собой оставим, чтобы раскрыть эту тему?

Вспомнить, что такое чередование.
Узнать, когда в корне пишется а, а когда о.
Научиться правильно писать слова с чередованием а//о в корне.
  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Давайте же вспомним, что такое чередование. (Чередование – это изменение одной буквы на другую в пределах одной морфемы)
С какими чередованиями мы уже знакомы? (е//и)
Ещё раз внимательно посмотрим на наши слова и постараемся понять закономерность, предположите, когда в корне пишется а, а когда о. (после корня есть суффикс а – пишем а, если в корне г, то пишем а, если ж, то о).
Если после корня идёт суффикс а, то и в корне пишется буква а. А если после корня нет суффикса а, то в корне пишется о.
Проверим правильность нашей догадки. Для этого откроем учебник на странице 100 и прочитаем правило.
Экран выключается.
Прав(а) ли был(а), выдвинув своё предположение?
Что нужно сделать, чтобы узнать, когда пишется а, а когда о.
Правило наглядно демонстрируется на «двигающихся» карточках.
  1. Этап первичной проверки понимания изученного.
Выполняем упражнение № 222. Комментируем по цепочке.
  1. Физкультминутка.
  2. усилий массу,
Чтоб не отставать от класса.
Споров лучше не касаться,
Но усердней заниматься.
Не далось сейчас сложение?
Так примись за изложение!
Главной темы в нём коснись.
В предложеньях - не ленись.
  • мысль чётко, ясно –
Будет всё тогда прекрасно.
Можно много предлагать
За тобой свой путь избрать.
  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Включается экран.

Упражнение 226 выполняем устно. Какой корень мы написали во всех этих словах? Почему?
  1. Этап применения новых знаний и способов действий.
Упражнение № 225. Работа в парах. Сначала читаем рубрику «Это интересно» стр. 101, затем в парах обсуждаем и выполняем упражнение.
Можно ли назвать этот фрагмент текстом? (да, предложения связаны по смыслу и грамматически; есть тема и основная мысль, предложения расположены в определённой последовательности).
Определите тему и основную мысль текста (Тема: перед сном; основная мысль: ребёнок должен сам убирать свои игрушки).
Определите тип речи: повествование.
  1. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Посмотрим, как вы научились использовать правило. Для этого выполните упражнение 223.
Проверяем взаимопроверкой, ставим оценки.

 
  1. Этап коррекции знаний и способов действий.
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто выполнил это задание без ошибок?
Кто допустил одну ошибку?
Что нужно делать, чтобы избежать ошибок?
  1. Этап информации о домашнем задании.  
    • 29 – выучить правило,
№ 227
  1. Этап подведения итогов занятия. Подводятся итоги занятия, комментируются и выставляются оценки.
  2. Этап рефлексии.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Розуля | Теги: Урок русского языка, конспект урока, конспект урока по русскому языку
Просмотров: 3694 | Загрузок: 124 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог