Сценарий урока–исследования
Слитное и раздельное написание «НЕ» с существительными
6 класс
Цель урока:
Предметная – формировать умения выделять существенные признаки данной орфограммы, обобщать ее и форму-лировать определения орфограммы.
С точки зрения УУД:
Регулятивные – формировать умение ставить учебную цель, планировать свои действия на урок, давать оценку сво-им учебным действиям (организация рефлексии и самоконтроль);
Познавательные – учиться строить правило (сравнивать, сопоставлять, находить, анализировать факты языка, обобщать)
Коммуникативные – учиться участвовать в коммуникации: узнавать способы речевой деятельности, развивать навы-ки четырех видов РД (что я сказал? как я сказал (формулировал)? как я слушал (понимал)?)
Учебник: Русский язык. 7 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцева и др. Издательство «Просвещение». 2016 год.
Ход урока:
№п\п Этапы урока Деятельность Самооцен-ка
учителя Ученика
1. Оргмомент
(цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание)
–Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные при-надлежности, учебник.
-Готовы к работе? Мы начинаем наш урок с синтаксического разбора.
(Не)счастье я испытал, а минутную сла-бость.
- В слове какой части речи надо раскрыть скобки?
- Обладаем ли мы достаточными знани-ями, чтобы это сделать?
- Что надо знать, чтобы правильно напи-сать данное существительное?
- Какая же тема сегодняшнего урока?
Ученики встали, настроились на работу, про-верили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний
и умений их использовать)
- Дома вы должны были раскрыть скобки в предложениях. Давайте проверим, как вы с этим справились!
Проверяют домашнее задание (сверяют с дос-кой).
3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию) - С какими орфограммами вы работали дома?
- Вспомним правила правописание «НЕ» с глаголом?
- Скажите, почему дома вы работали именно с этими орфограммами? - Слитное и раздельное написание «НЕ» с глаго-лом.
Называют правила.
- Старые знания этих орфограмм помогут нам выявить закономерности правописаний «НЕ» с причастиями.
4. Наблюдение над фактами (родного языка)
(цель: при помощи сравнения и сопоставления фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила)
Задание: распределите существительные по колонкам (слова даются без пропус-ков): незабудка; нездоровье (болезнь); не правда, а ложь, неряха; ненависть; не друг, а враг; не удача, а разочарование.
СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
Не упо-требляется без НЕ Есть противопо-ставление с союзом А
Можно заменить си-нонимом без НЕ При отрицании
Заполняют таблицу примерами.
После заполнения таблицы наблюдают и форму-лируют правило.
Затем составляют вторую таблицу (с правилом).
Работают группами.
5. Обобщение структур-ных и семантических признаков понятия /правила (Цель: научить обобщать, делать выводы)
- Мы с вами попробовали сформулиро-вать правило правописания «НЕ» с суще-ствительными. Давайте проверим по учебнику, насколько мы правы!
Открывают учебники, читают правило. Соотно-сят со своей таблицей. Исправляют ошибки, если они есть.
Делают вывод.
6. Применение понятия на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила) 1. 1) (Не)грамотность - признак некультур-ного человека.
2. 2) (Не)грамотность помогла тебе сего-дня, а упорство.
3) (Не)друг ты мне, а всего лишь попут-чик.
4) (Не)друг не посочувствует.
3. 5) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
6)(Не)счастье спутало все наши планы.
7) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука.
8) (Не)правды я не потерплю ни в ком.
9) То была не злость, не страх и не лютая досада, а самое обыкновенное равноду-шие.
10) Не счастье помогло, а упорный труд.
Выполняют предложенные учителем задания по новой теме, пользуясь своей составленной таблицей.
7. Итог урока (цель: сформулировать новое знание: ЧТО – предметное содержание – и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности)
- Ребята, что мы с вами сегодня исследовали?
- При помощи чего мы это делали?
- Когда же мы будем писать «НЕ» с существительными слитно, а когда раздельно?
- Сегодня на уроке мы исследовали закономер-ности раздельного и слитного написания «НЕ» с существительными.
- При помощи собственных наблюдений и старых знаний.
На основе изученного материала ученики разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схему.
АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ
8. Задавание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений) - Ребята, над чем вы будете работать дома?
- Как вы думаете, какое упражнение из учебника подойдет для закрепления нового материала?
После того как учитель выслушал не-скольких учеников, направляет детей на нужное упражнение.
Параграф 23 . Упражнение 234
- Дома мы должны будем закрепить изученную нами орфограмму.
Ученики предлагают номера упражнений из учебника и поясняют свою точку зрения.
|