Сегодня: 26.04.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по русскому языку "Прямая и косвенная речь" для обучающихся 8 класса

СКАЧАТЬ (80.0 Kb) 14.04.2019, 11:27
Нефедова Евгения Анатольевна
учитель русского языка и литературы, МОАУ "СОШ № 49 г. Орска", Оренбургская область, г. Орск

Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, русский язык, 8 класс

Тема: Прямая и косвенная речь.

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока:      

Образовательные:       

  1. познакомить учащихся со способами передачи чужой речи (прямая и косвенная);

Задачи:

  1. научить интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения)
  2. произносить предложения с чужой речью;
  3. научить заменять прямую речь косвенной;
  4. разграничивать предложения с прямой и косвенной речью.

Развивающие:                                

  1. Развитие речи обучающихся.

Воспитательные:         

  1. Формирование таких нравственных качеств, как доброта, взаимоподдержка, взаимовыручка.

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап/Время

Содержание работы

Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. 

Запись в тетради:

Четвертое мая.

Классная работа.

Тема:

Сегодня на уроке вы будете работать с листами самооценки. Подпишите листы самооценки. Какие разделы изучили? Как в дальнейшем эти разделы нам пригодятся?

Проверка домашнего задания

Обучающиеся осуществляют взаимопроверку упражнение № 403 по образцу.

 

Выставите себе отметки за выполнение домашнего задания по критериям, указанным в листах самооценки.

Актуализация опорных знаний.

3 мая отмечался Всемирный день свободы печати и прессы.

Исангулов Данил подготовил вам небольшое сообщение об этом дне.

 

В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати

Данное решение явилось результатом работы Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая в резолюции 1991 года «О содействии обеспечению свободы печати в мире» признала, что свободная и независимая печать является необходимым компонентом любого демократического общества.

Генеральной конференции ЮНЕСКО Генеральная конференция передала Генеральной Ассамблее выраженное государствами, членами ЮНЕСКО, пожелание объявить 3 мая Международным днем свободы печати.

Всемирный день свободы печати является ежегодным напоминанием международному сообществу о том, что свобода печати и свобода выражения мнений являются основными правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека. Мы должны защищать эти права, поскольку они представляют собой основу демократии и оказывают реальное воздействие на жизнь людей во всем мире.

Всемирный день свободы печати предоставляет международному сообществу возможность отдать дань памяти профессиональным работникам средств массовой информации, которые погибли при исполнении своих обязанностей. Нам необходимо укрепить нашу решимость обеспечить охрану и безопасность журналистов во всем мире.

 

пока выступает Данил Лиза Тартыгина выполняет синтаксический анализ за закрытой доской.

 

Синтаксический анализ предложения:

Президент России отметил, что из тысячи душевных поступков складываются доверие и взаимная поддержка.

 

Как вы считаете, можно ли в школе освоить навыки журналиста. Вам предстоит после Дня победы составить заметки о прошедшем празднике.

поддерживает ли журналист людей во всем мире? 

 

Оцените выполнение вами синтаксического анализа предложения. Главным критерием будет степень самостоятельности выполнения работы.

 

Запишите это предложение, используя прямую речь.

Сегодня наш урок мы посвятим изучению прямой и косвенной речи.

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

 

Каковы наши цели на этом уроке?

 

Оцените выполнение вами синтаксического анализа предложения. Главным критерием будет степень самостоятельности выполнения работы.

 

 

 

Фронтальный опрос:

Скажите, как вы считаете, какую тему мы повторяем, разбирая это предложение?

Что называют чужой речь?

На какие части делится чужая речь?

Когда используют прямую речь?

В каком случае употребляется косвенная речь?

Как связаны прямая речь и комментирующая часть?

 

Мы с вами говорили  том, что 3 мая отмечался Всемирный день свободы печати и прессы. Мы в нашем школе продолжим работу над школьной газетой. Поэтому нам важно знать, какой стиль речи используется в СМИ?  

 

[публицистический]

Запишем это слово в тетрадь.

Образуйте от него однокоренные слова: публицистика, публицист.

Вспомним основные черты публицистического стиля по 4 параметрам.

  1. Сфера применения:
  2. Задача речи:
  • III. Стилевые черты:
  1. Языковые особенности:

 

Для чего

В рамках подготовки к РЭ и ОГЭ выполним одно задание.

Читаю инструктаж.

Поработайте в парах. Прочитайте тексты и определите стиль речи каждого текста. Докажите свою точку зрения. Ответ оформите в рабочей тетради. Время выполнения - 5 минут

 

Рабочая карточка:

1 текст – 1 ряд.

- Всю жизнь Ларису Лагунову, волонтера Зимней Олимпиады в Сочи,  окружали люди, которые что-то в нее вкладывали, помогали, подавали пример. Родилась она в войну: знает её запах, чувство голода. Но даже в те тяжёлые времена все помогали друг другу. Когда училась в четвёртом или пятом классе, их деревню занесло снегом. Те, кто жил в землянках, не могли выбраться на улицу. Мужчин почти не было. Расчищать сугробы отправились дети, в том числе и маленькая Лариса. Повзрослев, Лариса также не смогла оставаться в стороне от общественной жизни. Сколько хорошего они с тимуровцами сделали в Калинине, своем родном городе! Разыскивали родственников павших бойцов, посещали детские дома. Волонтёрство для Ларисы - новый виток жизни.

 

Е. Евсеева, журналист. По материалам газеты «Аргументы и факты».

 

2 текст – 2 ряд

Однажды во время прилива на берег принесло очень много морских звезд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.

К нему подошел человек и спросил:
— Зачем ты делаешь это? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!
— Конечно, я не смогу спасти их всех, но я испытываю радость, спасая каждое из них, — ответил мальчик.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял очередную морскую звезду, на мгновение задумался и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды, — и бросил ее в море.

Современная притча

 

 

3 текст – 3 ряд

Волонтёрство, волонтёрская деятельность ) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

 

По материалам Википедии – свободной энциклопедии

 

ПРОВЕРКА:

По одному ученику зачитывают тексты.

Затем приступают к доказательствам.

 

ВЫВОД: Какой теме посвящены все тексты, данные вам для анализа? Какова цель этого упражнения? Какие трудности могут возникнуть при выполнении задания?

 

Совершенно верно, эти тексты неслучайно посвящены теме доброты, помощи.

Каким годом в России объявлен 2018 год?

Объявлен в России годом добровольчества и волонтерства.

 

Поставьте себе отметку за выполнения этого упражнения. Учитывайте умение работать в паре.

Объяснение нового материала.

1) Работа всего класса по учебнику стр. 227.

Работа с материалом для наблюдения.

- сравнить предложения с прямой и косвенной речью, сделать вывод о том, чем отличаются прямая и косвенная речь.

 

Один ученик читает одну группу примеров, второй ученик – другую группу.

 

Чтение теории:

 

2) работа по группам у доски.

По два ученика изучают сведения из дополнительных источников и составляют кластеры: «Признаки прямой речи» и «Признаки косвенной речи»

 

Дополнительный источник

 

Предложения с косвенной речью по форме представляют собой -сложноподчинённые предложения: главное содержит слова автора, а придаточное—чужую речь. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью. Предложения с косвенной речью представляют собой разновидность сложноподчинённых с придаточными дополнительными. Они передают содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего. Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов. Придаточные, включая косвенную речь, присоединяются к главному при помощи разнообразных союзов и союзных слов, среди которых основными являются что, чтобы, ли: Мне сказали, что это был брат мой… Прямую речь можно заменить косвенной.

§ 134. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Прямая речь с авторскими словами образует особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей.

Прямая речь передает: 1) высказывание другого лица, например: Пораженный, он спрашивал: «Но зачем же вы ходите на мои лекции?» (М. Г.); 2) слова самого автора, например: Я говорю: «Что ему надобно?» (Т.).

Прямая речь может располагаться по отношению к авторской в препозиции, в постпозиции и в интерпозиции, например: «Говори мне о будущем», просила она его (М. Г.); И, когда он протянул руку ей, она, поцеловав ее горячими губами, сказала: «Просmu меня, я виновата перед тобою» (М. Г.); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» ему становилось как будто легче... (Ч.). Кроме того, прямая речь может быть разорвана авторскими словами, например: «Синьорина мой постоянный оппонент, сказал он, не находит ли она, что в интересах дела будет лучше, если мы познакомимся ближе?» (М. Г.).

 

§ 135. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Косвенная речь — это чужая речь, переданная автором в форме придаточной части предложения с сохранением ее содержания.

В отличие от прямой речи, косвенная речь всегда располагается после авторских слов, оформленных в виде главной части сложноподчиненного предложения. Ср.: «Сейчас все переменится»,сказала дама (Пауст.). — Дама сказала, что сейчас все переменится.

Для введений косвенной речи употребляются разные союзы и союзные слова: что, чтобы, ли.

Валгина, Н.С.

В 15 Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с.

 

ПРОВЕРКА кластеров, запись их в тетрадь.

Ребята, которые отвечали у доски, не забудьте заполнить лист самооценки.

 

ВЫВОД: чем отличается прямая речь от косвенной?

V

Первичное закрепление:

Перед выполнение упражнения на закрепление я хотела узнать у вас, кто такой преемник? Знаете ли вы историю происхождения этого слова?

На слайде – значение этого слова.

ПРЕЕМНИК, а, м. (книжн.). Продолжатель; тот, кто занял чьён. место, чьюн. должность. Назначить себе преемника.

| ж. преемница, ы.

| прил. преемнический, ая, ое.

Заимствовано из ст.-сл. яз. Ст.-сл.преемьникъ <наследник>, <тот, кто занял место предшественника> образовано с суф. -ик-ъ от прил. преемьныи <принятый>.

 

Запишем в тетради Упражнение 404.

Один ученик – читает задание.

Другой ученик – текст упражнения.

1) Найдите предложения с прямой речью, выпишите их.

2) А теперь перестройте это предложение так, чтобы в нем использовалась косвенная речь.

 

Оцените, пожалуйста, вашу работу.

VIII

Подведение итогов.

  1. В чем отличие предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью?
  2. Какая речь передает чужую мысль точно, сохраняя ее содержание и форму?
  3. Чему вы сегодня научились?
  4. Что нового узнали?
  5. Что показалось интересным?
  6. Где можно применить знания на уроке.

 

Комменитирование оценок.

Поставьте поурочный бал

В листах самооценки поставить балл поурочный

VII

Задавание домашнего задания.

  1. §67, учить.
  2. Из учебника литературы выписать предложения с прямой речью и переделать их в предложения с косвенной речью, стр. 124 – 132.
  3. Для Ани Ашихминой – отдельная карточка.

Распредели предложения  на 2 группы: предложения с прямой речь и предложения с косвенной речью.

  1. Он говорил, что страшный случай с ним приключился.
  2. Меня спросили: «Где вы раньше работали»?
  3. Савельич спросил у Гринёва: «Узнали ли вы, Петр Андреевич, атамана?»
  4. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочет все знать.
  5. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем ты хочешь быть, сынок?»

 



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Elena
Просмотров: 155 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал