Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

СКАЧАТЬ (66.4 Kb) 10.08.2017, 23:06
Курицына Ольга Сергеевна
учитель начальных классов, Средняя школа №58 города Ярославля
Программа: Л.В.Занкова

Класс: 4 класс

Предмет: Русский язык

Тема: Склонение имён существительных

Тип урока: Урок-закрепление

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Склонение имён существительных»

Образовательные

Наглядно закрепить знания по теме;

Повторить зависимость типа склонения от числа и рода существительного;

Формировать универсальные учебные действия;

Развивающие:

Развивать интерес к материалу урока, участвовать в учебном процессе;

Понимать и формулировать тему и цели урока;

Чувствовать межпредметные связи;

Развивать орфографическую зоркость и языковое чутьё;

Развивать психические процессы: внимание, мышление, память.

Развивать умение формулировать свои мысли, делать выводы, подводить итог проделанной работе;

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны;

Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы;

Помогать социализации в коллективе, через умение работать в паре, в группе;

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

- Сегодня домашнее задание было устное. Что я просила вспомнить?

(Каких мы знаем художников-пейзажистов)

Иван Иванович Шишкин, Иван Константинович Айвазовский, Алексей Кондратьевич Саврасов, Василий Дмитриевич Поленов, Исаак Левитан,…

- Кто такой художник-пейзажист?

(…?...)

Пейзажист - это художник, рисующий пейзажи

- Что мы можем увидеть на полотнах художников-пейзажистов?

(лес, поле, луг, равнину,…море,…)

- Море? Все уверены?

(…?...)

Маринист - это художник (от итал. marina — морской), который целиком или частично посвятил себя рисованию морских пейзажей

2. Строчка чистописания

- Я так вдохновилась картинами художников, что захотела нарисовать море, но ведь мы на уроке русского языка… Как быть?

(…?...)

- Вот что я придумала (рисуем высотой в половину рабочей строки волну)

__________________________________________________

- Похоже на море? Почему?

- Чего-то не хватает (кораблика, парусника)

- А я подготовилась!

3. Словарная работа

Корабль отправляется в (плаван…е),

Маршрут (капитан) знаком.

Известны ближайшие (гавань),

Не страшен ему даже шторм.

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

- Нужно записать только слова из скобок и определить их число и падеж.

Поднимается вопрос о корректном произношении!

«Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова фиксирует как слово плавание, так и плаванье.

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова предполагает только плавание. И большинство словарей, энциклопедий и справочников приводят именно слово плавание. Плаванье же - вариант более разговорный.

4. Определение темы урока

- Мы с вами много работали последнее время с именами существительными. А что именно мы исследовали особенно тщательно? На что обращали особое внимание?

(на окончания имён существительных во множественном числе)

- И что мы заметили, какие выводы сделали?

(у каждого падежа есть свои окончания)

- Вспомним!

(на партах учеников лежат кораблики, на которых написаны окончания. Надо понять склонение слов по данным окончаниям и поместить свой кораблик в нужную группу)

- И всё-то мы знаем. Какая же тема нашего урока сегодня, если мы всё уже открыли и лишь вспоминаем, повторяем?

(Урок-повторение, закрепление)

5. Основной этап урока

Распределительный диктант

Весь класс работает по карточкам, задания в них написаны, но они носят дифференцированный характер

(Напоминание о правильной осанке).

- Распределить имена существительные: по числам (простое), по родам (средняя сложность), по типу склонения (сложное).

Реки, моря, облака, дожди, волна, земля, океаны, небеса, корабли, страна

Работа с учебником

С. 93 упражнение 2

- Рассмотрите пейзаж русского художника Ивана Шишкина (1832-1898), названный им строкой из народной песни «Среди долины ровныя…»

На картине на открытом пространстве изображён дуб. Как ы думаешь, что остановило здесь художника? (Слушаем музыкальное исполнение русской народной песни «Среди долины ровныя»)

- Обратимся к нашему словарику. Какие эпитеты предлагает нам учебник к слову дуб. Читает 1 ученик (там 19 слов), а вы смотрите на репродукцию картины и думайте: подходит или нет!

- Как вам эпитеты. Что скажете?

Межпредметные связи

- А я смотрю на это дерево с картины Ивана Шишкина и вспоминаю уроки литературного чтения… Почему? Какое именно произведение?

(«Зимний дуб» Юрия Марковича Нагибина)

- Правильно? А почему вы смогли прочитать мои мысли? В чём причина?

(…?...)

- Попробуем впустить произведение «Зимний дуб» в наш урок? Для этого поднимаемся из-за парт и прогуляемся, как гуляли в рассказе Анна Васильевна и Савушкин.

Задание:

1 ряд – найти отрывок-пейзаж

2 ряд – портрет героя

3 ряд – отрывок-описание

Тексты отрывков в Приложении 1

- Молодцы!

Но вернёмся к словарику эпитетов. Может некоторые слова уже не хочется применять к дубу?

(ДА – угрюмый, хмурый, мрачный, суровый, печальный,..)

- А почему, как вы думаете?

(Теперь это не просто дуб, а как будто наш старый знакомый!)

6. Закрепление

- Запишем предложение. Определите у существительных склонение и падеж.

Подножие дуба приютило многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Получилось ли у нас на уроке повторения узнать что-то новое?

(Да. Кто такой художник-маринист, новые фамилии русских художников, …)

- А сами порисовать успеем?

- Выдаю каждому дубовый лист, а вы размышляете: если урок показался простым и вы чувствовали, что тема усвоена – работайте зелёным карандашом, если было трудно – жёлтым!

- А вот и дуб! Клеим листики.

- Спасибо за урок мои юные художники!



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: OlgaSergeevna | Теги: русский язык, Урок русского языка, начальные классы, конспект урока
Просмотров: 1795 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог