Сегодня: 20.08.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

СКАЧАТЬ (66.4Kb) 10.08.2017, 23:06
Курицына Ольга Сергеевна
учитель начальных классов, Средняя школа №58 города Ярославля
Программа: Л.В.Занкова

Класс: 4 класс

Предмет: Русский язык

Тема: Склонение имён существительных

Тип урока: Урок-закрепление

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Склонение имён существительных»

Образовательные

Наглядно закрепить знания по теме;

Повторить зависимость типа склонения от числа и рода существительного;

Формировать универсальные учебные действия;

Развивающие:

Развивать интерес к материалу урока, участвовать в учебном процессе;

Понимать и формулировать тему и цели урока;

Чувствовать межпредметные связи;

Развивать орфографическую зоркость и языковое чутьё;

Развивать психические процессы: внимание, мышление, память.

Развивать умение формулировать свои мысли, делать выводы, подводить итог проделанной работе;

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны;

Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы;

Помогать социализации в коллективе, через умение работать в паре, в группе;

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

- Сегодня домашнее задание было устное. Что я просила вспомнить?

(Каких мы знаем художников-пейзажистов)

Иван Иванович Шишкин, Иван Константинович Айвазовский, Алексей Кондратьевич Саврасов, Василий Дмитриевич Поленов, Исаак Левитан,…

- Кто такой художник-пейзажист?

(…?...)

Пейзажист - это художник, рисующий пейзажи

- Что мы можем увидеть на полотнах художников-пейзажистов?

(лес, поле, луг, равнину,…море,…)

- Море? Все уверены?

(…?...)

Маринист - это художник (от итал. marina — морской), который целиком или частично посвятил себя рисованию морских пейзажей

2. Строчка чистописания

- Я так вдохновилась картинами художников, что захотела нарисовать море, но ведь мы на уроке русского языка… Как быть?

(…?...)

- Вот что я придумала (рисуем высотой в половину рабочей строки волну)

__________________________________________________

- Похоже на море? Почему?

- Чего-то не хватает (кораблика, парусника)

- А я подготовилась!

3. Словарная работа

Корабль отправляется в (плаван…е),

Маршрут (капитан) знаком.

Известны ближайшие (гавань),

Не страшен ему даже шторм.

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

- Нужно записать только слова из скобок и определить их число и падеж.

Поднимается вопрос о корректном произношении!

«Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова фиксирует как слово плавание, так и плаванье.

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова предполагает только плавание. И большинство словарей, энциклопедий и справочников приводят именно слово плавание. Плаванье же - вариант более разговорный.

4. Определение темы урока

- Мы с вами много работали последнее время с именами существительными. А что именно мы исследовали особенно тщательно? На что обращали особое внимание?

(на окончания имён существительных во множественном числе)

- И что мы заметили, какие выводы сделали?

(у каждого падежа есть свои окончания)

- Вспомним!

(на партах учеников лежат кораблики, на которых написаны окончания. Надо понять склонение слов по данным окончаниям и поместить свой кораблик в нужную группу)

- И всё-то мы знаем. Какая же тема нашего урока сегодня, если мы всё уже открыли и лишь вспоминаем, повторяем?

(Урок-повторение, закрепление)

5. Основной этап урока

Распределительный диктант

Весь класс работает по карточкам, задания в них написаны, но они носят дифференцированный характер

(Напоминание о правильной осанке).

- Распределить имена существительные: по числам (простое), по родам (средняя сложность), по типу склонения (сложное).

Реки, моря, облака, дожди, волна, земля, океаны, небеса, корабли, страна

Работа с учебником

С. 93 упражнение 2

- Рассмотрите пейзаж русского художника Ивана Шишкина (1832-1898), названный им строкой из народной песни «Среди долины ровныя…»

На картине на открытом пространстве изображён дуб. Как ы думаешь, что остановило здесь художника? (Слушаем музыкальное исполнение русской народной песни «Среди долины ровныя»)

- Обратимся к нашему словарику. Какие эпитеты предлагает нам учебник к слову дуб. Читает 1 ученик (там 19 слов), а вы смотрите на репродукцию картины и думайте: подходит или нет!

- Как вам эпитеты. Что скажете?

Межпредметные связи

- А я смотрю на это дерево с картины Ивана Шишкина и вспоминаю уроки литературного чтения… Почему? Какое именно произведение?

(«Зимний дуб» Юрия Марковича Нагибина)

- Правильно? А почему вы смогли прочитать мои мысли? В чём причина?

(…?...)

- Попробуем впустить произведение «Зимний дуб» в наш урок? Для этого поднимаемся из-за парт и прогуляемся, как гуляли в рассказе Анна Васильевна и Савушкин.

Задание:

1 ряд – найти отрывок-пейзаж

2 ряд – портрет героя

3 ряд – отрывок-описание

Тексты отрывков в Приложении 1

- Молодцы!

Но вернёмся к словарику эпитетов. Может некоторые слова уже не хочется применять к дубу?

(ДА – угрюмый, хмурый, мрачный, суровый, печальный,..)

- А почему, как вы думаете?

(Теперь это не просто дуб, а как будто наш старый знакомый!)

6. Закрепление

- Запишем предложение. Определите у существительных склонение и падеж.

Подножие дуба приютило многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Получилось ли у нас на уроке повторения узнать что-то новое?

(Да. Кто такой художник-маринист, новые фамилии русских художников, …)

- А сами порисовать успеем?

- Выдаю каждому дубовый лист, а вы размышляете: если урок показался простым и вы чувствовали, что тема усвоена – работайте зелёным карандашом, если было трудно – жёлтым!

- А вот и дуб! Клеим листики.

- Спасибо за урок мои юные художники!

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: OlgaSergeevna | Теги: русский язык, Урок русского языка, начальные классы, конспект урока
Просмотров: 61 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Конкурсы для детей

Я - Учитель!


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Методическая разработка занятия «Внедрение в музыкальное образование упражнений, направленных на развитие чувства ритма и мелкой моторики»


Презентация-игра "Великий, могучий русский язык" для 6-7 классов


Итоговое родительское собрание во второй младшей группе «Мы едем, едем, едем в далекие края»


Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"


Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи "Образование имён существительных с суффиксами ИК, ИЩ"



© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал