Программа: Л.В.Занкова
Класс: 4 класс
Предмет: Русский язык
Тема: Склонение имён существительных
Тип урока: Урок-закрепление
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Склонение имён существительных»
Образовательные
Наглядно закрепить знания по теме;
Повторить зависимость типа склонения от числа и рода существительного;
Формировать универсальные учебные действия;
Развивающие:
Развивать интерес к материалу урока, участвовать в учебном процессе;
Понимать и формулировать тему и цели урока;
Чувствовать межпредметные связи;
Развивать орфографическую зоркость и языковое чутьё;
Развивать психические процессы: внимание, мышление, память.
Развивать умение формулировать свои мысли, делать выводы, подводить итог проделанной работе;
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны;
Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы;
Помогать социализации в коллективе, через умение работать в паре, в группе;
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
- Сегодня домашнее задание было устное. Что я просила вспомнить?
(Каких мы знаем художников-пейзажистов)
Иван Иванович Шишкин, Иван Константинович Айвазовский, Алексей Кондратьевич Саврасов, Василий Дмитриевич Поленов, Исаак Левитан,…
- Кто такой художник-пейзажист?
(…?...)
Пейзажист - это художник, рисующий пейзажи
- Что мы можем увидеть на полотнах художников-пейзажистов?
(лес, поле, луг, равнину,…море,…)
- Море? Все уверены?
(…?...)
Маринист - это художник (от итал. marina — морской), который целиком или частично посвятил себя рисованию морских пейзажей
2. Строчка чистописания
- Я так вдохновилась картинами художников, что захотела нарисовать море, но ведь мы на уроке русского языка… Как быть?
(…?...)
- Вот что я придумала (рисуем высотой в половину рабочей строки волну)
__________________________________________________
- Похоже на море? Почему?
- Чего-то не хватает (кораблика, парусника)
- А я подготовилась!
3. Словарная работа
Корабль отправляется в (плаван…е),
Маршрут (капитан) знаком.
Известны ближайшие (гавань),
Не страшен ему даже шторм.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Нужно записать только слова из скобок и определить их число и падеж.
Поднимается вопрос о корректном произношении!
«Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова фиксирует как слово плавание, так и плаванье.
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова предполагает только плавание. И большинство словарей, энциклопедий и справочников приводят именно слово плавание. Плаванье же - вариант более разговорный.
4. Определение темы урока
- Мы с вами много работали последнее время с именами существительными. А что именно мы исследовали особенно тщательно? На что обращали особое внимание?
(на окончания имён существительных во множественном числе)
- И что мы заметили, какие выводы сделали?
(у каждого падежа есть свои окончания)
- Вспомним!
(на партах учеников лежат кораблики, на которых написаны окончания. Надо понять склонение слов по данным окончаниям и поместить свой кораблик в нужную группу)
- И всё-то мы знаем. Какая же тема нашего урока сегодня, если мы всё уже открыли и лишь вспоминаем, повторяем?
(Урок-повторение, закрепление)
5. Основной этап урока
Распределительный диктант
Весь класс работает по карточкам, задания в них написаны, но они носят дифференцированный характер
(Напоминание о правильной осанке).
- Распределить имена существительные: по числам (простое), по родам (средняя сложность), по типу склонения (сложное).
Реки, моря, облака, дожди, волна, земля, океаны, небеса, корабли, страна
Работа с учебником
С. 93 упражнение 2
- Рассмотрите пейзаж русского художника Ивана Шишкина (1832-1898), названный им строкой из народной песни «Среди долины ровныя…»
На картине на открытом пространстве изображён дуб. Как ы думаешь, что остановило здесь художника? (Слушаем музыкальное исполнение русской народной песни «Среди долины ровныя»)
- Обратимся к нашему словарику. Какие эпитеты предлагает нам учебник к слову дуб. Читает 1 ученик (там 19 слов), а вы смотрите на репродукцию картины и думайте: подходит или нет!
- Как вам эпитеты. Что скажете?
Межпредметные связи
- А я смотрю на это дерево с картины Ивана Шишкина и вспоминаю уроки литературного чтения… Почему? Какое именно произведение?
(«Зимний дуб» Юрия Марковича Нагибина)
- Правильно? А почему вы смогли прочитать мои мысли? В чём причина?
(…?...)
- Попробуем впустить произведение «Зимний дуб» в наш урок? Для этого поднимаемся из-за парт и прогуляемся, как гуляли в рассказе Анна Васильевна и Савушкин.
Задание:
1 ряд – найти отрывок-пейзаж
2 ряд – портрет героя
3 ряд – отрывок-описание
Тексты отрывков в Приложении 1
- Молодцы!
Но вернёмся к словарику эпитетов. Может некоторые слова уже не хочется применять к дубу?
(ДА – угрюмый, хмурый, мрачный, суровый, печальный,..)
- А почему, как вы думаете?
(Теперь это не просто дуб, а как будто наш старый знакомый!)
6. Закрепление
- Запишем предложение. Определите у существительных склонение и падеж.
Подножие дуба приютило многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Получилось ли у нас на уроке повторения узнать что-то новое?
(Да. Кто такой художник-маринист, новые фамилии русских художников, …)
- А сами порисовать успеем?
- Выдаю каждому дубовый лист, а вы размышляете: если урок показался простым и вы чувствовали, что тема усвоена – работайте зелёным карандашом, если было трудно – жёлтым!
- А вот и дуб! Клеим листики.
- Спасибо за урок мои юные художники!
|