Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока литературы на тему: « М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» в 6 классе

СКАЧАТЬ (13.7 Kb) 15.09.2012, 15:26
Зиновкина Екатерина Юрьевна
Учитель русского языка и литературы, ГБОУ ЦО № 1419 г.Москвы
Цель: сформировать у учащихся представление о балладе Лермонтова «Три пальмы».
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями баллады «Три пальмы».
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к предмету, родной речи, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, наблюдательность, уважение к общечеловеческим ценностям.
Развивающие: развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную и слуховую память.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М. Ю. Лермонтова, картина Айвазовского «Караван в пустыне».

Эпиграф:
«Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!»
В.Г. Белинский

Ход урока.
I Оргмомент. Приветствие
Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841), жизнь и судьба которого была очень трагична.
Кто-нибудь сможет рассказать, в чем же трагизм его жизни?
(мальчик рано лишился матери(когда Мише было всего 2,5 года) , и бабушка забрала Мишу – своего единственного внука и наследника- у отца и сама воспитывала будущего поэта. Она души не чаяла во внуке, выполняла все его желания и прихоти, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии.)
- Лермонтов был очень чутким ранимым человеком. Но он постоянно чувствовал себя одиноким. Всё это, несомненно, отразилось на характере подрастающего поэта и его творчестве.
- Ребята, послушайте один отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте сказать о настроении лирического героя.

Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он каждому сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить миф воздушный
И в нём терялся мыслию послушной.

(Автор - М.Ю. Лермонтов. Лирический герой грустный, одинокий.)

-Теме одиночества посвящены многие стихотворения Лермонтова. Кто-нибудь хочет прочитать наизусть стихотворение «Парус»?
(чтение 2-3 учеников )
-А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением М.Ю. Лермонтова, которое называется «Три пальмы». (запишем в тетради тему нашего урока).
-Откройте учебники, давайте его прочитаем. (чтение по частям) Я начну.

Чтение и анализ стихотворения:
На доске: аравийская земля, караван, араб, фарис (породистый конь, скакун), оазис, шатры
Беседа по содержанию:
-Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)
- Как здесь передвигаются люди?( на верблюдах)
- Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)
- Какие деревья там растут? (показываю иллюстрацию пальм)
- Что даёт силы подняться этим красивым деревьям?
-Вот в такое место переносит нас Лермонтов в своём произведении «Три пальмы».
-Какие картины автор рисует? (предлагают дети, фиксирую на доске)
На доске
Пальмы
Караван

То, что осталось
-Какие пальмы? («гордые», «роскошные листья», «сень зелёных листов»)
-Какой видит автор остальную природу? («лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная», «ручей звучный», «хранимый»)
-Какой приём использует автор? ( эпитеты)
-Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья?
-На что же они «ропщут»?
-Какой приём использует автор? (риторический вопрос)
- Как называют свою судьбу?
- О какой жизни мечтают?
На доске: восточное сказание – рассказ исторического или легендарного характера.
- Какую роль играет подзаголовок - «Восточное оказание»?
(Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)
- Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу). В то же время эти событие вполне реалистично: караваи описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.)
Пояснение:
Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Записываем определение в тетради.
Беседа:
Где и когда исходит действие в балладе?
(События происходят «в песчаных степях аравийской земли...», временных рамок, то есть место и время условны.)

Словарная работа
аравийская земля
Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне.
Оазис - место в пустыне, где есть растительность и вода.
Шатры — большие палатки, крытые тканью, коврами. .
Арабы - народ
Фарис - породистый конь, скакун.

- Какие художественные особенности мы можем назвать только прочитав заглавие стихотворения?
- Какую роль играет подзаголовок - «Восточное сказание»? (Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)

— Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?
(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»;
- олицетворение («гордые пальмы», их «ропот» на Бога, мщение к нему);
- волшебное событие (появление каравана сразу за укором пальм небу).
В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно - пестрые ковры, вьюки, вереница верблюдов, походные шатры, в которых находятся восточные красавицы («смуглые ручки», «черные очи»). Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копье, луки седла. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.)
- Какие события происходят в балладе? Как они связаны между собой?
- Какова композиция стихотворения? (Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:
1 - две первых строфы, описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм;
2 - третья строфа, упреки пальм Небу, Богу;
3 - описание каравана - четвертая, пятая и шестая строфы;
4 — приветливая встреча усталых путников — седьмая строфа;
5 - гибель пальм, восьмая строфа; описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм, девятая и десятая строфы.

Таким образом, в небольшую форму баллады, поместилось целое повествование.)

- Чем недовольны пальмы? Почему они стали роптать на Бога? Прочитайте этот отрывок.
(«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? / Без пользы
в пустыне росли и цвели мы...» Быть кому-то нужным, приносить
пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под
сенью зеленых листов» холодную воду родника.)
- Как пальмы встретили людей?
- Почему пальмы были погублены?
(Они возроптали на Бога - и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел — отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.)
- Как изображена гибель пальм?
(Пальмы напоминают людей, но словно заколдованных - караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, /Изрублены были тела их потом /И медленно жгли их до утра огнем».)
- Обратим внимание на ударение в слове «сорвали». Объясним, что перенос ударения связан с ритмом, размером стиха.
- Где еще в стихотворении встречается такой перенос ударения? («По корням упругим...»)
- Что значит выражение «питомцы столетий»?
(Пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, вырастили их. Это выражение придает особый трагизм гибели им: под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, воспитывалось, выращивалось столетиями.)

-Работаем со словарями настроений. Какое настроение вызывает у вас I картина?

-А теперь посмотрим, как автор изображает караван?
- найдите, какими красками рисует автор караван?
(золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)

– какими звуками наполняет?
(звонков нестройные звуки, окрики, ржание, коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)
– какие сравнения вы видите в 4, 6, 8 строфах?
(караван как челнок, люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий)

-Что хочет подчеркнуть автор? (маленькое место человека в природе)
-Какое настроение вызывает у вас 3-я картина?
Работа над третьей картиной.
-Что осталось от пальм?
- Какой вы видите остальную природу? (всё дико, пусто, не шепчутся, ключ напрасно просит о тени, высыхает, песок его заносит)
-То есть оазис уничтожен. Какое настроение вызывает 3-я картина?
- Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм?

- Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм: «по корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий!»
Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение одиночных согласных звуков, помогающее изобразить картину, «озвучить» ее, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией.
(Записать определение в тетради) . С какой целью употреблена аллитерация?
(Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.)
- Какие сравнения использует автор?
(Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий.)
- Пригодились ли тень и холодная вода из ручья?
- Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм?
- Какой мы видим остальную природу?
(Всё дико, пусто, ключ напрасно просит тени, песок его заносы т. д.)
- А теперь перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?
(Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой - радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй - картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается об¬разом коршуна, терзающего свою добычу.)
- Знакомство с художественным приёмом - контрастом в балладе
Для того чтобы резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека или пейзажа, поэт использует художественный прием который легко представить с помощью чёрного и белого бумаги. Посмотрите, они противоположны по цвету, то есть в литературе контрастом называется резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Это слово пришло в наш язык из французского языка.
Вывод. Итоги урока.
Баллада М.Ю. Лермонтова продолжает традиции русской литературной баллады. В ней поэт вновь обращается к вечным темам: красоты, любви, смерти.
- Как вы думаете, о природе ли, о роптании пальм на Бога говорил поэт? Или смысл глубже?
(Образы природы говорят и о судьбе чело¬века, о его стремлениях и страданиях) .

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

Домашнее задание:
Мы с вами прочитали стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Ваша задача составить по этому стихотворению диафильм. Для этого вам сначала нужно представить, что вы нарисуете на первом кадре, на втором и т.д. Напишите, что же вы нарисуете.
Но помните, что в диафильме должна отразиться вся история жизни трех пальм, по возможности, подписать каждый слайд


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: rina
Просмотров: 16321 | Загрузок: 1135 | Рейтинг: 3.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог