Сегодня: 19.07.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока литературы на тему: « М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» в 6 классе

СКАЧАТЬ (13.7 Kb) 15.09.2012, 15:26
Зиновкина Екатерина Юрьевна
Учитель русского языка и литературы, ГБОУ ЦО № 1419 г.Москвы
Цель: сформировать у учащихся представление о балладе Лермонтова «Три пальмы».
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями баллады «Три пальмы».
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к предмету, родной речи, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, наблюдательность, уважение к общечеловеческим ценностям.
Развивающие: развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, долговременную зрительную и слуховую память.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М. Ю. Лермонтова, картина Айвазовского «Караван в пустыне».

Эпиграф:
«Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом!»
В.Г. Белинский

Ход урока.
I Оргмомент. Приветствие
Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841), жизнь и судьба которого была очень трагична.
Кто-нибудь сможет рассказать, в чем же трагизм его жизни?
(мальчик рано лишился матери(когда Мише было всего 2,5 года) , и бабушка забрала Мишу – своего единственного внука и наследника- у отца и сама воспитывала будущего поэта. Она души не чаяла во внуке, выполняла все его желания и прихоти, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии.)
- Лермонтов был очень чутким ранимым человеком. Но он постоянно чувствовал себя одиноким. Всё это, несомненно, отразилось на характере подрастающего поэта и его творчестве.
- Ребята, послушайте один отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте сказать о настроении лирического героя.

Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он каждому сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить миф воздушный
И в нём терялся мыслию послушной.

(Автор - М.Ю. Лермонтов. Лирический герой грустный, одинокий.)

-Теме одиночества посвящены многие стихотворения Лермонтова. Кто-нибудь хочет прочитать наизусть стихотворение «Парус»?
(чтение 2-3 учеников )
-А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением М.Ю. Лермонтова, которое называется «Три пальмы». (запишем в тетради тему нашего урока).
-Откройте учебники, давайте его прочитаем. (чтение по частям) Я начну.

Чтение и анализ стихотворения:
На доске: аравийская земля, караван, араб, фарис (породистый конь, скакун), оазис, шатры
Беседа по содержанию:
-Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)
- Как здесь передвигаются люди?( на верблюдах)
- Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)
- Какие деревья там растут? (показываю иллюстрацию пальм)
- Что даёт силы подняться этим красивым деревьям?
-Вот в такое место переносит нас Лермонтов в своём произведении «Три пальмы».
-Какие картины автор рисует? (предлагают дети, фиксирую на доске)
На доске
Пальмы
Караван

То, что осталось
-Какие пальмы? («гордые», «роскошные листья», «сень зелёных листов»)
-Какой видит автор остальную природу? («лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная», «ручей звучный», «хранимый»)
-Какой приём использует автор? ( эпитеты)
-Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья?
-На что же они «ропщут»?
-Какой приём использует автор? (риторический вопрос)
- Как называют свою судьбу?
- О какой жизни мечтают?
На доске: восточное сказание – рассказ исторического или легендарного характера.
- Какую роль играет подзаголовок - «Восточное оказание»?
(Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)
- Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу). В то же время эти событие вполне реалистично: караваи описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.)
Пояснение:
Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Записываем определение в тетради.
Беседа:
Где и когда исходит действие в балладе?
(События происходят «в песчаных степях аравийской земли...», временных рамок, то есть место и время условны.)

Словарная работа
аравийская земля
Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне.
Оазис - место в пустыне, где есть растительность и вода.
Шатры — большие палатки, крытые тканью, коврами. .
Арабы - народ
Фарис - породистый конь, скакун.

- Какие художественные особенности мы можем назвать только прочитав заглавие стихотворения?
- Какую роль играет подзаголовок - «Восточное сказание»? (Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.)

— Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?
(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»;
- олицетворение («гордые пальмы», их «ропот» на Бога, мщение к нему);
- волшебное событие (появление каравана сразу за укором пальм небу).
В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно - пестрые ковры, вьюки, вереница верблюдов, походные шатры, в которых находятся восточные красавицы («смуглые ручки», «черные очи»). Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копье, луки седла. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.)
- Какие события происходят в балладе? Как они связаны между собой?
- Какова композиция стихотворения? (Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:
1 - две первых строфы, описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм;
2 - третья строфа, упреки пальм Небу, Богу;
3 - описание каравана - четвертая, пятая и шестая строфы;
4 — приветливая встреча усталых путников — седьмая строфа;
5 - гибель пальм, восьмая строфа; описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм, девятая и десятая строфы.

Таким образом, в небольшую форму баллады, поместилось целое повествование.)

- Чем недовольны пальмы? Почему они стали роптать на Бога? Прочитайте этот отрывок.
(«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? / Без пользы
в пустыне росли и цвели мы...» Быть кому-то нужным, приносить
пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под
сенью зеленых листов» холодную воду родника.)
- Как пальмы встретили людей?
- Почему пальмы были погублены?
(Они возроптали на Бога - и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел — отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.)
- Как изображена гибель пальм?
(Пальмы напоминают людей, но словно заколдованных - караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, /Изрублены были тела их потом /И медленно жгли их до утра огнем».)
- Обратим внимание на ударение в слове «сорвали». Объясним, что перенос ударения связан с ритмом, размером стиха.
- Где еще в стихотворении встречается такой перенос ударения? («По корням упругим...»)
- Что значит выражение «питомцы столетий»?
(Пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, вырастили их. Это выражение придает особый трагизм гибели им: под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, воспитывалось, выращивалось столетиями.)

-Работаем со словарями настроений. Какое настроение вызывает у вас I картина?

-А теперь посмотрим, как автор изображает караван?
- найдите, какими красками рисует автор караван?
(золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)

– какими звуками наполняет?
(звонков нестройные звуки, окрики, ржание, коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)
– какие сравнения вы видите в 4, 6, 8 строфах?
(караван как челнок, люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий)

-Что хочет подчеркнуть автор? (маленькое место человека в природе)
-Какое настроение вызывает у вас 3-я картина?
Работа над третьей картиной.
-Что осталось от пальм?
- Какой вы видите остальную природу? (всё дико, пусто, не шепчутся, ключ напрасно просит о тени, высыхает, песок его заносит)
-То есть оазис уничтожен. Какое настроение вызывает 3-я картина?
- Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм?

- Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм: «по корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий!»
Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение одиночных согласных звуков, помогающее изобразить картину, «озвучить» ее, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией.
(Записать определение в тетради) . С какой целью употреблена аллитерация?
(Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.)
- Какие сравнения использует автор?
(Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий.)
- Пригодились ли тень и холодная вода из ручья?
- Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм?
- Какой мы видим остальную природу?
(Всё дико, пусто, ключ напрасно просит тени, песок его заносы т. д.)
- А теперь перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?
(Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой - радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй - картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается об¬разом коршуна, терзающего свою добычу.)
- Знакомство с художественным приёмом - контрастом в балладе
Для того чтобы резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека или пейзажа, поэт использует художественный прием который легко представить с помощью чёрного и белого бумаги. Посмотрите, они противоположны по цвету, то есть в литературе контрастом называется резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Это слово пришло в наш язык из французского языка.
Вывод. Итоги урока.
Баллада М.Ю. Лермонтова продолжает традиции русской литературной баллады. В ней поэт вновь обращается к вечным темам: красоты, любви, смерти.
- Как вы думаете, о природе ли, о роптании пальм на Бога говорил поэт? Или смысл глубже?
(Образы природы говорят и о судьбе чело¬века, о его стремлениях и страданиях) .

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

Домашнее задание:
Мы с вами прочитали стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Ваша задача составить по этому стихотворению диафильм. Для этого вам сначала нужно представить, что вы нарисуете на первом кадре, на втором и т.д. Напишите, что же вы нарисуете.
Но помните, что в диафильме должна отразиться вся история жизни трех пальм, по возможности, подписать каждый слайд


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: rina
Просмотров: 14891 | Загрузок: 1103 | Рейтинг: 3.5/2

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.07.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал