Сегодня: 24.06.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Открытый урок развития речи «Сжатое изложение. Приёмы компрессии теста» в 7 классе

СКАЧАТЬ (762.1 Kb) 23.04.2018, 13:59
Баровская Евгения Сергеевна
учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 65 г. Томска

Цели урока.

образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.

развивающая:

- развивать навыки работы с текстом;

- развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения, упрощения и обобщения);

- развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений;

- организационные навыки самостоятельной деятельности в парах;

- развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

воспитательная: воспитывать культуру делового общения, любовь и интерес к родному языку.

Планируемый результат.

Личностные УУД: интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалогов с автором текста.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал: орфографические словари, хотя бы один на парту, памятка по одной на парте, рабочий лист и оценочный лист индивидуально каждому (см. приложение к плану-конспекту урока). словари Ожегова С.И., Даля В.И. по одному.

 

Первый урок (45 минут)

Технология проведения урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и мы с вами будем работать активно, позитивно, продуктивно на сегодняшних уроках.

Работать мы сегодня будем следующим образом: вы сидите подвое, у каждого на парте имеется комплекты раздаточных материалов:

-индивидуальный, который включает в себя:

1.  адаптированный для работы лист с текстом;

2. лист самооценки, который понадобится вам в конце урока;

-общий (на пару), который включает в себя:

1.  план работы «Этапы работы с текстом», памятку «Приёмы сжатия текста», орфографический словарь (непосредственно для написания текста изложения»;

- у двух пар на партах лежат словари ( В.И. Даль и Ожегов Сергей Иванович) на перемене ребята нашли определение слов скиталец, кибитка и тракт и вложили закладочки.

- Взгляните на доску (Слайд №1).

- На доске вы видите некий ребус, загадку, завуалированную тему нашего урока. Попробуйте угадать, что же нас ждет на сегодняшнем уроке? (Ребята предполагают, что работа будет с текстом Пушкина А.С. о дороге, либо о том, как Пушкин А.С. был в дороге, цитата Чехова А.П. наталкивает на мысль, что текст должен быть короток).

- Правильно, нас ждет работа с текстом, а тема текста, действительно связана с именем великого русского поэта А.С. Пушкина. Вы знаете, что 8 февраля 1837 года (181 год назад), состоялась  дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом). В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. В память о великом поэте мной и был выбран текст, который поможет нам узнать еще что-то новое об А.С. Пушкине.

2. Актуализация знаний.

- Но прежде, чем мы перейдем к знакомству с текстом, давайте вспомним те ТЕРМИНЫ и ПОНЯТИЯ, которые вы должны были повторить в качестве домашнего задания к сегодняшнему уроку.

- Давайте вспомним, что такое ТЕКСТ?  (Слайд №2)

- А что такое ИЗЛОЖЕНИЕ? (Слайд №3)

- А какие ТРИ ВИДА ИЗЛОЖЕНИЙ по способу передачи материала вам уже знакомы? (какие изложения мы с вами уже писали в 5-7-ых классах) (Слайд №4)

- Какие особенности у каждого из видов изложения вы можете назвать (обсуждение по порядку).

-А теперь вернемся к первому слайду и словам А.П. Чехова «Краткость – сестра таланта». Что хотел сказать этими словами писатель и почему эти слова стали «крылатыми»?

- Где в нашей реальной повседневной школьной или взрослой жизни может нам пригодиться, а порой и сыграть очень важную роль, умение говорить коротко, не упуская главное? (На экзамене, при пересказе текстов на уроках, при написании конспектов в институте, на собеседовании при приёме на работу и т.д.)

- Итак, давайте сформулируем ЗАДАЧУ сжатого изложения (Слайд № 5)

- Как вы считаете, какова ЦЕЛЬ предстоящей нам работы?

- Грамотно сжать текст, не упустив главное, убрав лишнее;

- написать изложение.

3.   Формирование умений по написанию сжатого изложения..

- Я прочту вам текст, ваша задача следить по тексту и отмечать слова с неясным для вас лексическим значением (чтение текста учителем).

- СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Какие слова вам неясны: кибитка, скиталец, полозья, тракт. (Ребята со словарями Ожегова и Даля заранее получили задание и закладки с этими словами, нашли их и зачитывают толкование слов). Комментарий учителя - ЭрзериУм (город на северо-востоке Турции).

- Определите тему текста, а исходя из темы, мы озаглавим текст (ребята предлагают свои варианты, останавливаемся на «Поэт в пути»).

-Записываем в рабочие листы название.

- А какова основная мысль? (Ребята сформулируют основную мысль: несмотря на трудности пути, А.С. Пушкин любил поездки по стране, потому что в пути он многое узнавал и о многом успевал передумать).

Давайте вспомним ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИЕМА СЖАТИЯ текста, посмотрите в памятки (исключение, обобщение, упрощение) ( Слайды №6,7,8)

Весь текст материала находится в приложенном файле

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: EvgeniyaBarovskaya | Теги: конспект урока, развитие речи, Изложение, русский язык
Просмотров: 135 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.06.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал