Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Разработка урока по русскому языку "Правописание личных местоимений" 7 класс

СКАЧАТЬ (67.0 Kb) 14.02.2014, 12:08
Нааб Анастасия Викторовна
учитель русского языка и чтения, ОГСКОУ СКОШ г.Усть-Илимска
Открытый урок. Русский язык. 7 класс. Учитель: Нааб А.В.
Тема: Правописание личных местоимений.
Цели:
1.Обучающая: вспомнить и повторить грамматические признаки личных местоимений, особенности их склонения и правописания;
2. Воспитывающая : воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей;
3. Корркционно-развивающая: Корректировать умение сравнивать, припоминать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, использовать имеющиеся данные на практике.

Ход урока
1. Организационный момент

(Проверка готовности к уроку, выставление оценки за этот этап)
Запись числа, темы урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
Учитель: Начнем мы с вами наш урок с замечательного стихотворения Леонида Байкова «Улыбайся»
(Учитель читает наизусть стихотворение Леонида Бойкова "Улыбайся”.)
Задание: внимательно проследить и вслушаться в стихотворение, ксерокопии стихотворения каждому ученику учитель заранее раздает.
Улыбайся
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.
Учитель: Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок. Всмотритесь внимательно в строчки этого стихотворения, найдите в нем местоимение. А что такое местоимение? Целью нашего урока является повторение грамматических признаков местоимения, особенности его правописания и изменения по падежам.

2. Словарно-орфографическая работа

Местоимения существуют отдельно от других слов, но также могут скрываться в других словах. Посмотрите внимательно на слово, какие местоимения в нем скрываются? (она, он)
Пропишите м-е он в тетради.
КОСМОНАВТ
Б) Что означает это слово? (после ответов учеников, учитель обращает внимание ребят на толковый словарь, читая лексическое значение данных слов).
КОСМОНАВТ - специалист, совершающий полет в космическом пространстве.
1. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.
2. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство[1][2]. Ракета-носитель Восток с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена скосмодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе, Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
В) Составьте устно предложения с данными словами.
Г) Учитель: «Ребята, запишите данное слово в словарь, расставив ударение и разделив их на слоги, выделив корень и окончание.
Учитель: Какие еще личные местоимения вы знаете, кроме тех, что мы назвали с вами?
Ученики отвечают: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. (переход к теме урока)

3. Работа по теме урока

Давайте вспомним, сколько лиц имеют личные местоимения и восстановим таблицу «Лица и числа» на доске. (на доске прикреплены все местоимения, нужно поставить каждое на свое место. Один ученик работает у доски, остальные помогают с места. Итог работы:
Лицо/ число
Ед. ч.
Мн.ч
1 Я МЫ
2
ТЫ ВЫ

3 ОН ОНА ОНО
ОНИ

(поставьте себе в таблицу оценку за эту работу)
Учитель раздает готовую таблицу каждому ученику.
Что мы можем сказать о личном местоимении. Ребята:
А) указыает на предмет, но не называет его,
Б) имеет 3 лица,
В) бывает ед. и мн.ч,
Г) в 3 лице имеет род: ж., м., ср.
(Составление кластера на доске)
Личные местоимения


Итак, некоторые признаки личных местоимений мы вспомнили. (оцените свои ответы). Но, не все так просто, личные местоимения еще и склоняются, имеют свои особенности в написании. Что же такое склонение?. (т.е. изменение местоимений по падежам). (парадигма падежей весит на доске).
Изменяем вместе по падежам местоимение МЫ. (Один ученик у доски, остальные в тетради)
Дополняем кластер новой информацией: М-е изменяется по падежам.

4. Выполнение задания по карточкам
(Задание: поставьте местоимения в скобках в нужном падеже, определите падеж)
Образец выполнения разбираем у доски: Картина у (ОНИ) вышла хорошая.
Коля и Петя рисовали. К ( они ) пришла девочка. ( Она ) зовут Наташа. У ( она ) не было красок. Они дали ( она ) краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у ( они ) вышла хорошая.
Проверка задания. (Особое внимание обращаем на написание местоимений с предлогами: (К) НЕЙ, (У) НЕЕ, (У) НИХ. Ребятам выдаются правильные написания предложений. (Оценивают свою работу)
5. Запись на доске. Задание: допишите нужные местоимения в словосочетания.

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), приготовить (для кого?), беспокоишься об (о ком?).

Дополняем кластер новой информацией: М-е с предлогами пишется раздельно.
6. Физ. Минутка
Учитель: в пословицах и поговорках очень часто используются местоимения. Давайте попробуем составить некоторые из них. (Ребята работают в группах, составляя из предложенных слов пословицы и поговорки).
Друг он мой, а ум у него свой.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
(Ребята объясняют значение этих пословиц)
Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

Учитель: роль местоимения в нашей речи неоценима. Есть еще одна важная особенность в употреблении этой части речи.

7. Запись предложений на доске.
Задание: какое слово в предложении можно заменить местоимением.
Слово лечит, слово и ранит. ( слово-ОНО).
Ученики готовились к празднику. Ученикам помогали учителя.
Учитель: Можно сделать вывод, что М-я могут заменять…..? имена существительные.
Добавляем в кластер новую информацию: М-я могут заменять и. сущ.
(оцените свой ответ)
8. Итоговое задание по уровням:
Определите все грамматические значения у местоимения:
1 уровень – я
2 уровень – о тебе
3 уровень – о ней
Подведение итогов урока. Рассмотрение кластера, выводы по теме урока. Выставление оценок.
9. Запись домашнего задания.

Индивидуальные задания по карточкам.
1 уровень: Перепишите предложения, определите лицо, число и падеж у местоимений.
Я часто провожу выходные у дяди.
Тихо качают они пушистыми ветвями.
2 уровень: Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж местоимений.
Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пруд. У их были удочки и наживка.
3 уровень: Задание: Перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж, лицо и число местоимений.
Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пру…. У их были удочки и наживка.
Задание: поставить местоимения в нужном падеже:
Коля и Петя рисовали. К ним пришла девочка. Её зовут Наташа. У неё не было красок. Они дали ей краски. Ребята стали рисовать картину вместе.
Картина у них вышла хорошая.
Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж местоимений.
Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пруд. У их были удочки и наживка.

3) Задание: перепишите предложения, исправив допущенные ошибки, определите падеж, лицо и число местоимений.
Вася и Миша приехали в село. Перед ими большой пру…. У их были удочки и наживка.

Улыбайся
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: 030410
Просмотров: 4355 | Загрузок: 237 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог