Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока литературы в 6 классе «И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма»

СКАЧАТЬ (20.0 Kb) 25.03.2014, 21:30
Головчанская Ольга Николаевна
учитель, Писаревская средняя школа

Тема: «И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
Цель урока: Воспитание нравственных качеств сострадания и понимания к родным и близким людям.
Задачи урока:

1.Способствовать развитию у учащихся, посредством анализа литературного произведения, нравственных понятий: отзывчивости, благодарности, внимания, любви, милосердия.
2. Воспитывать интерес к произведениям советских писателей, поднимающих нравственные проблемы : А. Алексина, В. Распутина, В. Астафьева, К. Паустовского.
Оборудование: Книги К.Паустовского, иллюстрация Крамского « Неизвестная», рассказ «Телеграмма».
Ход урока
I Оргмомент. Приветствие. Сообщение о теме и цели урока.
II Учебная ситуация №1
- Вы познакомились с необычным рассказом К.Паустовского «Телеграмма», скажите, почему автор выбрал именно жанр рассказа, а не очерка или повести?
[Не очерк, потому что здесь нет описания жизни одного героя, а скорее взаимосвязь судеб Насти и Катерины Петровны. Не повесть, потому что героев не очень много и объем произведения небольшой]

Учебная ситуация №2 Вспомните первые строки рассказа. О чем они?
[ Это описание осеннего дня]
- Какие чувства вызвал этот пейзаж у вас, молодых и энергичных людей? (тусклые краски создают ощущение скуки, однообразия, монотонности, серости осеннего дня).
- А что могла чувствовать Катерина Петровна в этот осенний день? Как автор показывает состояние Катерины Петровны?
- По каким признакам мы это можем определить? [Автор описывает комнату Катерины Петровны -«горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар…»
Все сумрачно, все мрачно, скучно, нет никакого разнообразия, старые вещи как символы прошлого.]

Учебная ситуация №3
- Что можно сказать прошлом Катерины Петровны ?
[Катерина Петровна из интеллигентной семьи, поэтому её жизнь была наполнена яркими впечатлениями. Жизнь полная новых знакомств и событий.]

- Автор указывает в рассказе на одну маленькую деталь: «Катерина Петровна все время что-то перебирала в ридикюле». Что она могла там перебирать? И почему она это делала?(возможно, это какие-то письма, ценные фотографии, записки. Она как будто хочет что-то найти важное)
-Зачем Катерина Петровна отдавала Манюшке старые вещи? Только ли за её заботу? [Скорее всего, Катерина Петровна боялась, что они пропадут, просто будут выброшены. Это были ее красивые старые вещи, но никому не нужные как и она сама. Они отслужили свой век и состарились вместе с хозяйкой. Ей хотелось сделать кому –то доброе и приятное. ]
Учебная ситуация №4
- «Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал…» можем ли мы сказать, что эти строки мысли Катерины Петровны, а не автора?
- Почему для нее время тянется очень медленно? Когда это особенно остро чувствуешь? (когда ждешь).
- Кого ждала Катерина Петровна? Почему она перебирала деньги, которые присылала ей Настя? Отчего ей показалось, что кто-то стучит и зовет её?
Учебная ситуация №5
- Какое впечатление производит Настя на коллег? Почему её иногда называют Сольвейг? (Для коллег Настя энергичная, беспокойная, заботливая и решительная девушка. Все знают, что она каждый месяц посылает матери деньги. Она красивая, жизнерадостная. Всем приятно на неё смотреть.)
- Чем отличаются описания осеннего пейзажа в глухом Заборье и шумном Ленинграде? ( В Заборье жизнь как будто замирает, а в шумном Ленинграде жизнь кипит, и Настя не замечает, как летит время )
- Почему Настя не сразу прочла письмо от матери? Смогла ли она уловить самое главное в этом письме? Почему она не поняла сути письма Катерины Петровны? ( Ей было важнее то, чем она занималась сама).
- Почему Насте неприятен взгляд Гоголя? ( Бюст Гоголя настолько был мастерски сделан, что казалось- он видит самое сокровенное. Взгляд, который уловила Настя –это взгляд совести. Поэтому у неё «начиналось глухое беспокойство»)
Учебная ситуация №6
- Настя помогает Тимофееву – Тихон и Манюшка помогают Катерине Петровне. В чем разница этой помощи. (Настя помогает Тимофееву, потому что это её работа, а Тихон и Манюшка из чувства сострадания к Катерине Петровне.)
- Так чья помощь важнее? ( Тихон и Манюшка занимают в жизни Катерины Петровны то место, которое должна была занимать Настя. Они пытаются скрасить её одиночество. )
- Говорит ли автор о болезни Катерины Петровны? Отчего тогда она умирает? (Тоска, печаль, одиночество, пустота, ненужность для близких родных – вот что становится причиной смерти Катерины Петровны)
- Зачем Паустовский вводит в сцену похорон Катерины Петровны образ молодой учительницы? (Прозрение Насти наступило слишком поздно, но автору все же хочется, чтобы в последний путь Катерину Петровну проводила такая же молодая, как её дочь, девушка)
- Почему Настя уезжает из Заборья крадучись?
Рефлексия: Почему рассказ назван «Телеграмма»? Какая бы телеграмма могла спасти Катерину Петровну?
Какой нравственный урок преподает нам писатель? Что объединяет 3 произведения, написанных в разное время: «Притча о блудном сыне», «Станционный смотритель» и «Телеграмма»? Современны ли эти сюжеты?

Д/З 1)Напишите письмо своим близким. 2) Сравнение 3 героев: а) Настя - Дуня - блудный сын
б) Самсон Вырин- Катерина Петровна – отец блудного сына



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Головчанская
Просмотров: 2131 | Загрузок: 125 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог